Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Домик» (автор Н. И. Гуткина)

Цель: диагностика сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной ко­ординации и тонкой моторики руки.

Задание: как можно точнее срисовать картинку, изобража­ющую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец предлагается на столе. К нему ребенок может обращаться к нему на протя­жении всего времени выполнения задания. Время выполне­ния задания не ограничивается. После окончания работы следует предложить проверить свою работу. Допускается исправление неточностей.

Анализ результатов

Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов. За каждую допущенную ошибку ставится 1 балл.

Ошибками являются:

1. Замена одного элемента другим.

2. Неправильно изображенный элемент. Правая и левая части забора оцениваются отдельно.

3. Отсутствие элемента.

4. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.

5. Сильный перекос рисунка - изменение наклона линий более чем на 30°.

6. Выход линий штриховки за контур.

7. Увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза.

8. Неправильное пространственное расположение рисунка.

В протоколе обследования обязательно следует отметить:

1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно ребенок проводит линии;

4) отвлекается ли он во время работы;

5) сверяет ли ребенок после окончания работы свой рисунок с образцом.

 

 

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Но такой вывод нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок (0 баллов). Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 1-2 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нередко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок — более 6.

 

 

Методика «Четвертый лишний»

Цель: выявить уровень развития обобщения.

Стимульный материал: набор слов по 4 в каждом

Задание: детям следует выслушать группы слов, в каждой найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний, по какому отличительному признаку. Также ребенку следует ответить на вопрос: как одним словом можно охарактеризовать три остав­шихся предмета?

Вопросы:

Книга, портфель, чемодан, кошелек.

Ромашка, василек, гвоздика, береза.

Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

Река, мост, озеро, море.

Стол, линейка, карандаш, резинка.

Добрый, ласковый, веселый, злой.

Дедушка, учитель, папа, мама.

Минута, секунда, час, вечер.

Василий, Федор, Иванов, Семен.

Обработка результатов

Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербаль­ным вариантом задания и способны сделать правильное обоб­щение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выпол­няют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызы­вает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неодно­кратное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на нагляд­ном материале. Они с трудом припоминают названия некото­рых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справивших­ся с заданием.

Если ребенку при выполнении задания трудно подобрать обобщающее слово, рекомендуется сузить круг поиска, на­пример, задав вопрос: «Это мебель, посуда или одежда?»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...