Глава 3 РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ
• Совокупный спрос и его составляющие Совокупный спрос (AD) — это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени. AD включает в себя следующие элементы: • потребительские расходы домохозяйств (С); • инвестиционные расходы фирм (I); • государственные закупки (G); • чистый экспорт (NE). Потребление. Как известно, объем потребления (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровнем цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен). Инвестиции. Инвестиции (I) включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объем инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры. Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирование государственных школ. Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, совокупный спрос может выражен:
AD = C +1 + G + NE. На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена. Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен. Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег: MV = PY. Отсюда: Yd = MV/P, где Р — уровень цен в экономике, Yd — реальный объем дохода; М — количество денег в экономике; V — скорость обращения денег. На рис. 3.1 приведены различные сочетания Р и Y (при постоянном предложении денег). На оси абсцисс — реальный ВНП, или реальный объем производства, на оси ординат — уровень цен, или дефлятор, т. е. не абсолютный, а относительный показатель. Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (РТ) сокращает реальные запасы денежных средств (М/Р). Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y^). Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость их обращения фиксированы). Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами: • эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки); • эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства); • эффектом импортных закупок. Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом, сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, AD^ сокращается и объем совокупного О у спроса: Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса ^M/P^, ^I'l, ^AD^. Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса: РГ, ^M/Pi, ^Ci, ^ADi. Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике:
РГ, ^Ei, ^NEi, ^ADi. Помимо вышеперечисленных ценовых факторов на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы, которые вызывают изменение характера совокупного спроса. Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам AD относится все то, что влияет: • на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге); • на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес); • на государственные расходы (государственная политика); • на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.). Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег). Изменение совокупного спроса иллюстрируется на рис. 3.2. На рис. 3.2 показано отклонение кривой AD вправо от AD^ AD2. Данный сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый Рис. 3.2. Изменение совокупного спроса
объем товаров и услуг увеличивается. Сдвиг кривой AD влево от AD1 ^ AD 3 показывает сокращение совокупного спроса, означающее, что индивиды будут приобретать меньший объем товаров и услуг, чем прежде при различных уровнях цен. Изменение в объеме AD наблюдается при условии, что изменяется один или несколько факторов, влияющих на AD, которые прежде предполагались неизменными. • Потребительский спрос Концепции потребительского выбора Потребительский выбор на макроуровне зависит от решений экономических субъектов, как распорядиться своим доходом: какую часть потратить сегодня, а какую отложить на будущее. Все концепции потребительского выбора можно разделить на две группы: • величина дохода выступает как экзогенный параметр (модели Дж. М. Кейнса, Ф. Модильяни, М. Фридмена); • величина дохода выступает как эндогенный параметр (неоклассическая модель).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|