Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория перманентного дохода М. Фридмена




Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г. (Fridman M. A. Theory of Consumption Function (Princeton, N 3: Princeton University Press, 1957).

Теоретическими предпосылками гипотезы послужили:

Идея Ф. Модильяни о том, что на протяжении жизни субъекты стремятся поддерживать стабильный уровень потребления.

Теория межвременного выбора И. Фишера.

В основе гипотезы перманентного дохода М. Фридмена лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Дж. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь, таким образом, обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.

Перманентный доход — это доход, ожидаемый потребителями за длительный промежуток времени (это может быть несколько лет или вся жизнь). Этот доход детерминирован всем богатством человека: располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью) и человеческим капиталом (запас здоровья, способности, уровень квалификации и т. д.) — всем, что обеспечивает заработок субъекта. Под перманентным доходом понимается средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает получить в будущем, это некий средний доход. Таким образом, текущий доход (Y) будет равен:

= Y + Yt,

р г

где Y — перманентный доход; Yf — временный доход. p г

Постоянный доход (Yp) — это часть дохода, которая согласно ожиданиям людей сохранится в будущем, это уровень дохода, который будут получать домашние хозяйства, когда устранятся воздействия временных и преходящих факторов, таких как погодные условия, краткосрочный экономический цикл и непредвиденные прибыли или убытки.

Временный доход (Y) — это та часть дохода, которую экономические субъекты не ожидают сохранить в будущем. Это временное случайное отклонение от дохода.

Существуют три вида шоков (отклонений) от дохода, вызывающих разную реакцию потребителя: временные (случайные), перманентные и ожидаемые в будущем.

Временные (случайные) — это такие шоки, при которых хотя текущий доход 1-го периода изменится, но это почти не повлияет на потребление, поскольку значительная часть дохода будет направлена на сбережения. Например, если рациональный субъект выиграл в лотерею крупную сумму денег, то наиболее вероятно, что он не потратит их, а распределит на длительный период времени.

Перманентные — это такие шоки, при которых растет (уменьшается) доход 1-го и 2-го периодов. В этом случае в той же пропорции изменится и потребление. Примером может служить получение более высокой должности.

Ожидаемые в будущем — это такие шоки, когда доход в 1-м периоде не изменяется, а во 2-м периоде происходит изменение потребительских расходов. Так, если субъект ожидает повышение по службе, то есть вероятность, что он будет заимствовать денежные средства.

Потребление, по Фридмену, пропорционально постоянному (перманентному) доходу:

C = aY

Р

где а — коэффициент, имеющий постоянное значение.

Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмена, касается средней склонности к потреблению.

Разделим обе части уравнения на Y и получим, что:

С _ aY^

Y ~ ~ ’

т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого дохода характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Следовательно, можно сказать, что Фридмену удалось разгадать «загадку» Кузнеца.

Фридмен оценил соотношение перманентного дохода и потребления за период с 1905 по 1967 г. и получил С = 0,88Pl, что в общем совпадает с результатом, полученным С. Кузнецом.

Неоклассическая функция потребления

Исходными предпосылками при построении функции потребления являются:

теория межвременного потребительского выбора И. Фишера;

концепция эндогенного дохода, согласно которой экономические субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода исходя из критерия максимизации полезности, состоящей из двух благ: дохода и свободного времени. Функцию полезности можно представить:

max U(Y, F),

где Y — доход; F — свободное время.

Доход экономических субъектов определяется по формуле:

= w х N + rV,

где w — реальная ставка заработной платы; N — количество отработанного времени; V — величина имущества; r — доходность имущества.

На рис. 3.5 функция полезности представлена семейством кривых безразичия (U, U2, U3), которые показывают, что каждый дополнительный час труда будет сопровождаться ростом дохода (кривые безразличия имеют положительный наклон и выпуклые к оси абсцисс). Субъекты стремятся достичь более высокой кривой безразличия, но наталкиваются на бюджетное ограничение, определяемое по формуле: Y = w х N + rV. Точка касания с одной из кривых безразличия определяет величину рабочего времени (N*), необходимого для получения оптимального дохода (Y*).

Рис. 3.5. Определение дохода и рабочего времени экономического субъекта

 

Теперь исходя из теории межвременного потребительского выбора И. Фишера, определим оптимальные объемы потребления в первом и втором периодах в 2-периодной модели потребительского выбора.

На рис. 3.6 точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия показывает объемы потребления 1-го и 2-го периодов.

Рис. 3.6. Оптимальные объемы потребления экономического субъекта в 1-м и 2-м периодах

 

Рост дохода сдвигает бюджетную линию вверх. Следовательно, субъект может достичь более высокой кривой безразличия и обеспечить более высокий уровень потребления в обоих периодах.

Рост ставки процента приводит к увеличению дохода от имущества (rV). В этом случае экономическим субъектам предоставляется возможность меньше работать, увеличивая свободное время. При повышении ставки процента тот же уровень полезности будет обеспечен сокращением текущего и увеличением будущего потребления.

Таким образом, объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента:

C(r) = C0 + Y — Cr,

где С0 — автономное потребление, не зависящее от дохода и ставки процента; Yv — располагемый доход; Cr — параметр, показывающий, на сколько единиц изменится потребление, если процентная ставка изменится на один процентный пункт.

Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции

Инвестиции — долгосрочные вложения государственного или частого капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.

В макроэкономике под инвестициями понимаются реальные инвестиции — вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции.

Выделяют три типа инвестиций:

Производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).

Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).

Инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).

Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые (нетто) инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Инвестиционный спрос состоит из двух частей.

Из спроса на восстановление изношенного капитала.

Из спроса на увеличение чистого реального капитала. Инвестиционный спрос — это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояние экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой при

были, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).

Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.

Из рис. 3.7 видно, что между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.

Помимо процентной ставки на инвестиции оказывает влияние увеличение ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и ожидания предпринимателей. В этом случае происходит изменение спроса на инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево.

Доходность

 

 

Фактические инвестиции — это запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно-материальных запасах) инвестиции.

В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, их подразделяют на автономные, т. е. не вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода), и индуцированные, вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода).

Влияние инвестиций на совокупный спрос (национальный доход) отражается в теории мультипликатора и акселератора.

Теория мультипликатора возникла в период Великой депрессии 1929-1933 гг. применительно к обществу, находящемуся в условиях острейшего кризиса.

Мультипликатор показывает роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Действие мультипликатора можно

записать в виде цепочки: It, ^Nt, ^Yt, ^СТ, т. е. с ростом инвестиций увеличивается занятость, а затем доход и потребление.

Таким образом, между изменением автономных инвестиций и национальным доходом существует устойчивая связь.

Мультипликатор инвестиций — численный коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (например, увеличатся государственные ассигнования на общественные работы в условиях спада экономики), то доход увеличится на величину, которая в MI раз больше, чем прирост инвестиций, т. е.

Д Y = Mj х Д1,

где AY — приращение дохода; AI — приращение инвестиций; M — мультипликатор (множитель), следовательно

AY AI'

Поскольку мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (МРС) и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению (MPS), то

1 1 M-, = 1 = ^—.

1 - MPC MPS

Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Ф. Каном, детально разработана Дж. М. Кейнсом.

Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др.

В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы. Подтверждением этому послужили: мультипликатор потребления, кредитный, банковский, депозитный и налоговый.

Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:

AI

___ 11

Yt_! - Yt_2 ’

где A I — инвестиции; A Y — доход; t — время.

Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, т. е. к новому капиталу, образованному в результате увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объема инвестиций.

В макроэкономических моделях акселератор соединяется с мультипликатором (множителем), широко используется для регулирования экономики за рубежом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...