Теория перманентного дохода М. Фридмена
Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г. (Fridman M. A. Theory of Consumption Function (Princeton, N 3: Princeton University Press, 1957). Теоретическими предпосылками гипотезы послужили: • Идея Ф. Модильяни о том, что на протяжении жизни субъекты стремятся поддерживать стабильный уровень потребления. • Теория межвременного выбора И. Фишера. В основе гипотезы перманентного дохода М. Фридмена лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Дж. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь, таким образом, обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни. Перманентный доход — это доход, ожидаемый потребителями за длительный промежуток времени (это может быть несколько лет или вся жизнь). Этот доход детерминирован всем богатством человека: располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью) и человеческим капиталом (запас здоровья, способности, уровень квалификации и т. д.) — всем, что обеспечивает заработок субъекта. Под перманентным доходом понимается средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает получить в будущем, это некий средний доход. Таким образом, текущий доход (Y) будет равен: • = Y + Yt, р г где Y — перманентный доход; Yf — временный доход. p г Постоянный доход (Yp) — это часть дохода, которая согласно ожиданиям людей сохранится в будущем, это уровень дохода, который будут получать домашние хозяйства, когда устранятся воздействия временных и преходящих факторов, таких как погодные условия, краткосрочный экономический цикл и непредвиденные прибыли или убытки.
Временный доход (Y) — это та часть дохода, которую экономические субъекты не ожидают сохранить в будущем. Это временное случайное отклонение от дохода. Существуют три вида шоков (отклонений) от дохода, вызывающих разную реакцию потребителя: временные (случайные), перманентные и ожидаемые в будущем. • Временные (случайные) — это такие шоки, при которых хотя текущий доход 1-го периода изменится, но это почти не повлияет на потребление, поскольку значительная часть дохода будет направлена на сбережения. Например, если рациональный субъект выиграл в лотерею крупную сумму денег, то наиболее вероятно, что он не потратит их, а распределит на длительный период времени. • Перманентные — это такие шоки, при которых растет (уменьшается) доход 1-го и 2-го периодов. В этом случае в той же пропорции изменится и потребление. Примером может служить получение более высокой должности. • Ожидаемые в будущем — это такие шоки, когда доход в 1-м периоде не изменяется, а во 2-м периоде происходит изменение потребительских расходов. Так, если субъект ожидает повышение по службе, то есть вероятность, что он будет заимствовать денежные средства. Потребление, по Фридмену, пропорционально постоянному (перманентному) доходу: C = aY Р где а — коэффициент, имеющий постоянное значение. Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмена, касается средней склонности к потреблению. Разделим обе части уравнения на Y и получим, что: С _ aY^ Y ~ ~ ’ т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого дохода характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Следовательно, можно сказать, что Фридмену удалось разгадать «загадку» Кузнеца. Фридмен оценил соотношение перманентного дохода и потребления за период с 1905 по 1967 г. и получил С = 0,88Pl, что в общем совпадает с результатом, полученным С. Кузнецом.
Неоклассическая функция потребления Исходными предпосылками при построении функции потребления являются: • теория межвременного потребительского выбора И. Фишера; • концепция эндогенного дохода, согласно которой экономические субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода исходя из критерия максимизации полезности, состоящей из двух благ: дохода и свободного времени. Функцию полезности можно представить: max U(Y, F), где Y — доход; F — свободное время. Доход экономических субъектов определяется по формуле: • = w х N + rV, где w — реальная ставка заработной платы; N — количество отработанного времени; V — величина имущества; r — доходность имущества. На рис. 3.5 функция полезности представлена семейством кривых безразичия (U, U2, U3), которые показывают, что каждый дополнительный час труда будет сопровождаться ростом дохода (кривые безразличия имеют положительный наклон и выпуклые к оси абсцисс). Субъекты стремятся достичь более высокой кривой безразличия, но наталкиваются на бюджетное ограничение, определяемое по формуле: Y = w х N + rV. Точка касания с одной из кривых безразличия определяет величину рабочего времени (N*), необходимого для получения оптимального дохода (Y*). Рис. 3.5. Определение дохода и рабочего времени экономического субъекта
Теперь исходя из теории межвременного потребительского выбора И. Фишера, определим оптимальные объемы потребления в первом и втором периодах в 2-периодной модели потребительского выбора. На рис. 3.6 точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия показывает объемы потребления 1-го и 2-го периодов. Рис. 3.6. Оптимальные объемы потребления экономического субъекта в 1-м и 2-м периодах
Рост дохода сдвигает бюджетную линию вверх. Следовательно, субъект может достичь более высокой кривой безразличия и обеспечить более высокий уровень потребления в обоих периодах. Рост ставки процента приводит к увеличению дохода от имущества (rV). В этом случае экономическим субъектам предоставляется возможность меньше работать, увеличивая свободное время. При повышении ставки процента тот же уровень полезности будет обеспечен сокращением текущего и увеличением будущего потребления.
Таким образом, объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента: C(r) = C0 + Y — Cr, где С0 — автономное потребление, не зависящее от дохода и ставки процента; Yv — располагемый доход; Cr — параметр, показывающий, на сколько единиц изменится потребление, если процентная ставка изменится на один процентный пункт. • Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции Инвестиции — долгосрочные вложения государственного или частого капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли. В макроэкономике под инвестициями понимаются реальные инвестиции — вложения капитала частной фирмой или государством в производство той или иной продукции. Выделяют три типа инвестиций: • Производственные инвестиции (здания, сооружения, оборудование). • Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду). • Инвестиции в запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства. Чистые (нетто) инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала. Инвестиционный спрос состоит из двух частей. • Из спроса на восстановление изношенного капитала. • Из спроса на увеличение чистого реального капитала. Инвестиционный спрос — это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояние экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой при • были, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей). Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.
Из рис. 3.7 видно, что между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость. Помимо процентной ставки на инвестиции оказывает влияние увеличение ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и ожидания предпринимателей. В этом случае происходит изменение спроса на инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево. Доходность
Фактические инвестиции — это запланированные и незапланированные (непредусмотренные изменения в товарно-материальных запасах) инвестиции. В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, их подразделяют на автономные, т. е. не вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода), и индуцированные, вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода). Влияние инвестиций на совокупный спрос (национальный доход) отражается в теории мультипликатора и акселератора. Теория мультипликатора возникла в период Великой депрессии 1929-1933 гг. применительно к обществу, находящемуся в условиях острейшего кризиса. Мультипликатор показывает роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Действие мультипликатора можно записать в виде цепочки: It, ^Nt, ^Yt, ^СТ, т. е. с ростом инвестиций увеличивается занятость, а затем доход и потребление. Таким образом, между изменением автономных инвестиций и национальным доходом существует устойчивая связь. Мультипликатор инвестиций — численный коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (например, увеличатся государственные ассигнования на общественные работы в условиях спада экономики), то доход увеличится на величину, которая в MI раз больше, чем прирост инвестиций, т. е. Д Y = Mj х Д1, где AY — приращение дохода; AI — приращение инвестиций; M — мультипликатор (множитель), следовательно AY AI' Поскольку мультипликатор находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению (МРС) и в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению (MPS), то 1 1 M-, = 1 = ^—. • 1 - MPC MPS Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Ф. Каном, детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др.
В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы. Подтверждением этому послужили: мультипликатор потребления, кредитный, банковский, депозитный и налоговый. Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком. Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой: AI ___ 11 Yt_! - Yt_2 ’ где A I — инвестиции; A Y — доход; t — время. Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, т. е. к новому капиталу, образованному в результате увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объема инвестиций. В макроэкономических моделях акселератор соединяется с мультипликатором (множителем), широко используется для регулирования экономики за рубежом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|