Страноведение — научная основа международного туризма
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Страноведение — одна из старейших наук, которая еще на заре человеческой цивилизации занималась комплексным изучением стран и народов, расширяя знания людей об окружающем мире и составляя основу географии (землеописания). Мореплаватели, путешественники, купцы, пилигримы по крупицам собирали и приносили в свои страны новые сведения об окружающих территориях, о населяющих их народах, о товарах, которые производятся или пользуются спросом в далеких краях. Так накапливались сведения о странах и народах мира. На определенном этапе стали необходимыми их обобщение и систематизация. Возникло разделение знаний на направления и отдельные ветви: сведения о путях в другие страны, о природных условиях, о населении ближних и дальних стран, об языках и обычаях других народов, об особенностях их хозяйства и товаров. Так зародилось и развивалось «древо географии», корнем которого, несомненно, является страноведение. Развиваясь вместе с географией, страноведение пережило периоды популярности и забвения, но в современных условиях вновь востребовано жизнью как научная и прикладная дисциплина. Главной задачей современного страноведения как важного синтетического раздела географии является разработка целостных комплексных географических характеристик различных территорий, прежде всего стран и регионов мира, на основе изучения их природы, населения и истории развития хозяйства. Основоположниками русской школы страноведения являются известные ученые Лев Семенович Берг (рис. 1.1) и Николай Николаевич Баранский. Профессор Л.С.Берг (1876—1950) возглавлял кафедру страноведения в Петербургском университете и 1925— 1931 гг. Являясь сторонником природной основы страноведения, он считал, что «страноведение есть наука о странах, или, точнее, о географических аспектах (или ландшафтах), и за ней-то и должно быть удержано название географии». При этом основную задачу страноведения он видел в изучении природных стран в их естественных границах.
Один из ведущих специалистов в области экономической географии и отечественного страноведения, выдающийся географ профессор Н.Н.Баранский (1881 —1963) полагал, что основными объектами изучения в географии являются страна и район во всем их своеобразии — природном, хозяйственном, культурном, политическом. Однако в его исследованиях упор делался на социально-экономические аспекты изучения стран и регионов, но с учетом природно-ресурсных характеристик территорий. Современное страноведение, вобрав в себя важнейшие разработки основателей географических школ, является комплексной дисциплиной, изучающей широкий круг вопросов, связанных с территориями стран и регионов. Прежде всего это вопросы, касающиеся природы и природных ресурсов изучаемой страны, истории ее формирования, особенностей ее населения, хозяйства, политики, рекреации и др. Поэтому, как утверждал известный географ-страновед Я. Г. Машбиц, страноведение органично вписывается в современный этап развития географии, когда возрастает значение фундаментальных и прикладных географических исследований. Важное основополагающее научное значение страноведения по отношению к сфере рекреации и туризма подчеркивают в своих работах Н.С.Мироненко, Ю.Г.Липец, Э.П.Романова, Э.Л.Файбусович и другие географы. Туризм в современном мире, с одной стороны, становится все более распространенным видом активного отдыха, а с другой — это важный вид экономической деятельности как в масштабах отдельных государств, так и в мировой экономике в целом. Одни люди путешествуют, другие занимаются организацией и обслуживанием многочисленных путешественников, помогая им удовлетворять свою потребность в отдыхе и перемене мест. И всех их объединяет одно сложное и многогранное понятие — туризм.
Изучение международного туризма, его вклада в освоение и экономическое развитие территорий стран и регионов, в создание новых рабочих мест — актуальное научное направление для современной России — страны с богатейшим туристским потенциалом, который пока используется недостаточно эффективно. Знание закономерностей развития международного и внутреннего туризма необходимо для того, чтобы Россия заняла достойное место на мировом рынке туризма и стала привлекательной страной для въездного туризма. Туризм — вид отдыха, спорта, познания окружающего мира, торговли и иных сфер деятельности, связанных с временным перемещением человека в местность, страну или континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Согласно определению Гаагской декларации по туризму 1989 г. туризм — это всевозможные свободные перемещения людей от места их постоянного проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Участниками туризма являются туристы, потребляющие туристский продукт (тур), организаторы туризма (туристские фирмы, туроператоры, турагенты) и государство, получающее налоги от туризма как сферы экономической деятельности. И все же главным лицом в туризме является сам турист — человек, путешествующий и временно ночующий вне своего постоянного места жительства, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, возраста, языка и религиозных убеждений. Туризм и туристы в современном мире становятся все более важной экономической категорией. Считается, что туризм как сфера экономики возник в Англии. Как утверждает М. Б. Биржаков, основоположником современного туризма, который первым понял выгодность организованных массовых путешествий и перемещений путешественников, был Томас Кук. В 1843 г. он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек в соседний город, а в 1866 г. направил на пароходах в США первые две группы туристов, чем положил начало налаживанию регулярных трансатлантических пассажирских и туристских перевозок. Так в XIX в. начиналось формирование сферы международного туризма.
Поскольку у страноведения и туризма есть общие аспекты изучения — территория, природа, население и хозяйство стран и регионов, то основы этих двух дисциплин целесообразно рассматривать совместно. В современных условиях следует признать, что нельзя отправляться в путешествие, не ознакомившись с географической картой, не имея сведений о природных условиях, обычаях и нравах народов, о хозяйстве и политике в той стране или территории, куда направляется турист. Менеджер туристской фирмы, организатор путешествия, туристской программы должен хорошо знать все эти особенности. Необходимую для этого информацию дает комплексное страноведение. Таким образом, в настоящее время без глубокой страноведческой подготовки немыслимо формирование современного организатора туризма, специалиста туристского бизнеса высокого класса. Определенная страноведческая подготовка необходима и самим туристам. В настоящее время в связи с интенсивным развитием туристской отрасли мирового хозяйства возникла необходимость нового страноведческого осмысления географических знаний. Изучение страноведения становится все более необходимым для выпуска специальной литературы и разнообразных путеводителей, для обоснования и разработки туристских маршрутов, а также создания новых продуктов на рынке рекреации и туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|