Основные методы и принципы страноведения
Метод — способ достижения цели (прием, образ действия), т.е. способ изучения предмета науки. В географии специфическим методом считается хорологический (пространственный), тогда как у историков ведущий метод — хронологический (временной). Страноведение использует 1 объединение этих методов, так как хорологические условия обязательны, но недостаточны для исследования страны. Хорологический метод познания получает развитие в принципе регионализма, который означает, что в рамках определенных границ земного пространства проявляется специфическое единство и (взаимодействия природы, человека и результатов его деятельности. По сути, регион, страна, район, которые мы выделяем, — по не хаотическое скопление географических объектов, а определенное территориальное образование взаимосвязанных компонентов и процессов, выделяемое на основе заданных целевых установок, обладающее относительной целостностью, но не закрытостью. Как отмечал Я. Г. Машбиц, регионализм отражает объек-п|иные природные, хозяйственные, социальные и этнокультурные различия между отдельными районами страны. Хорологический метод (принцип) страноведческого исследования заключается в пространственном всестороннем изучении объектов, расположенных на конкретной территории. Одна из важнейших особенностей комплексного подхода к изучению предмета страноведения состоит в том, что для его познания необходимо охватить, исследовать самые разные качественные и количественные его стороны, все связи процессов и явлений в выделенном географическом пространстве. Хронологический, или исторический, метод познания необычайно важен в страноведении, так как только историческая основа становления и развития той или иной территории позволяет исследователю понять, когда в регионе появились определенные природные условия и те или иные народы с их укладом жизни и особенностями природопользования и каким образом здесь сложилась та или иная социокультурная общность. Тесное переплетение географического и исторического принципов познания является особенностью страноведения. Известный французский географ XIX в. Э.Реклю писал, что «история — есть география во времени, а география — это история в пространстве».
Помимо комплексного (всестороннего) анализа территории в страноведении применяется генетический метод-анализ, раскрывающий особенности происхождения и формирования явлений и процессов. В науке это основной метод объяснения и прогнозирования явлений и процессов. Специалисту-страноведу всегда необходимо интересоваться исторической судьбой территории, историей заселения и формирования современного социума страны, историей развития хозяйства. Без выявления причин и истории развития явления нельзя найти объяснения существующим особенностям страны, а ограничиваться только регистрацией фактов н науке недостаточно. Сравнительный метод — один из фундаментальных в процессе познания действительности. Он используется как базовый при классификации и генерализации процессов и явлений, при их прогнозировании. Известно, что все познается в сравнении, в процессе выявления различий и сходства, поэтому сравнительный подход (или метод сравнения) применяется в разных науках, изучающих как пространственные, так и временные объекты. География и история — самые яркие примеры таких наук. В страноведческих исследованиях широко применяются сравнения в пространственном аспекте: методы ландшафтно-географических аналогов, территорий-аналогов и др. По образному выражению Н. Н. Баранского, «география — это наука о различиях от места к месту». Отсюда следует, что особенность географического мышления состоит в том, что географ-страновед должен привыкнуть обращать внимание на различия от места к месту не' только по природным условиям, но и по историческим судьбам. Географическое мышление всегда учитывает связь социально экономических объектов с географической (природной) среды взаимное влияние природы и общества. Поэтому одним из основополагающих принципов современного страноведения является экологический принцип. В настоящее время необходимо решать не только вопросы рационального использования природных ресурсов, но и проблемы оптимизации и оздоровления среды обитания современного человека, экологизации мировоззрения людей. Экологический принцип (метод) подразумевает всесторонний учет влияния природной среды на здоровье и жизнедеятельность человека и влияние деятельности человеческого общества на природную среду. В настоящее время экологическое мировоззрение и экологический тип мышления завоевывают все более прочные позиции в мире. Можно отметить возрастающую потребность мирового сообщества в результатах исследований геоэкологических проблем, связанных с развитием промышленности и сельского хозяйства в разных регионах мира, в изучении особенностей расселения и миграции людей в связи с проблемами загрязнения окружающей среды и ухудшением экологического состояния различных территорий.
Экологический принцип в страноведении можно наглядно проиллюстрировать на примере изучения горных стран, в которых четко проявляется закономерность между высотной поясностью ландшафтов и изменениями условий обитания людей. При этом важно уметь выявить и объяснить взаимосвязи природной среды с особенностями хозяйства, расселения, образа жизни. Например, в Альпах Европы в умеренных широтах в наибольшей степени заселены предгорья на высоте до 1 500 м над уровнем моря, где наиболее плодородные земли, более пологие склоны, удобные для сельского хозяйства, достаточно тепла и влаги для возделывания теплолюбивых культур, винограда. На высоте более 2 000 м население очаговое, разреженное, несмотря на высокую степень развития транспортной и селитебной инфраструктур, в сельском хозяйстве преобладает скотоводство, развиты отдельные центры туризма и отдыха, спортивные сооружения — канатные дороги, подъемники, горнолыжные пансионаты и др.
В Андах Южной Америки в тропических широтах наиболее плотно заселен высотный пояс от 2000 до 4000 м над уровнем моря, гак как здесь наиболее благоприятное сочетание количества осадков, солнечного тепла, плодородия почв и рельефа для земледе-П11Я, обеспечивающего жизнь населения. Выше начинают ощущаться недостаток кислорода и большая амплитуда суточной температуры воздуха, т.е. условия обитания становятся экстремальными, поэтому там располагаются лишь отдельные хижины пастухов и посменные рудники. Чтобы понять и объяснить эти особенности, необходимо обратить внимание на природные черты, увидеть связь характера сельского расселения с климатом и почвами, учесть исторические аспекты миграций населения, особенности культуры и экономического развития местных народов, т.е. применить многофакторный метод анализа. Мировоззренческой основой географической науки вообще и страноведения в частности служит принцип коэволюции геосистем (или их совместного и разнонаправленного развития). В идеале в результате коэволюции достигается равновесие в окружающей среде и формирование объективно существующих природных территориальных комплексов (ПТК) — физико-географических стран, природных зон, ландшафтов и др. Антропогенная деятельность может в разной мере нарушать природное равновесие и создавать новые, отличные от природных культурные ландшафты (деревенские местности, хутора, пашни и др.) и техногенные территориальные комплексы (ТТК) — дворцово-парковые ансамбли, города, аэродромы, поселки, плотины гидроэлектрических станций и др., которые создаются в природном окружении усилиями человека. Таким образом, общая география и комплексное страноведение сливаются в синтезе географических аспектов изучаемой территории. Поэтому можно утверждать, что страноведение играет важную объединяющую и синтезирующую роль в системе географических наук, соединяя природную, гуманитарную и экономическую географию.
Познание в страноведении происходит при использовании самых разных методов и подходов: на основе пространственно-временного и сравнительно-географического методов, экологического и системного подходов и регионального многофакторного анализа, позволяющих найти связи между изучаемыми объектами, выявить закономерности их развития или причины их деградации и исчезновения. Значение страноведческих исследований возрастает по мере развития международной интеграции экономик разных стран, международного туризма и увеличения зависимости стран и народов мира от состояния природной среды и ресурсов. Народонаселению, демографии, культуре, жизнедеятельности общества и его созидательной сущности; • применение принципа широты и разносторонности охвата материала для создания полного и объективного страноведческого комплекса. Специалисты, занимающиеся проблемами страноведения, отвечают, что нельзя сформировать страноведческий комплекс, линуя его главные элементы и структурные части этих элементов, — «частные страноведения», которые являются составными тетями комплекса. Физико-географическое страноведение изучает комплекс природных условий и ресурсов отдельных территорий, регионов и стран (Африки, России, США, штата Техас, Ленинградской области), проводит их сравнение, анализ параметров и др. Оно включает в себя региональные характеристики территорий географическое положение и размеры, климат, рельеф, природные воды, почвы, растительность, животный мир, минеральные и другие природные ресурсы) как основу для оценки природно-ресурсного потенциала территории и базиса для жизнедеятельности населения и создания экономики. При этом географическое положение страны и размеры ее территории выступают основополагающими характеристиками, так как от них зависят характер и разнообразие природных условий и ресурсов. Экологическое страноведение выявляет природно-экологические особенности стран и регионов, изучает условия обитания и при-родопользования коренных малочисленных народов, вопросы этнической и социальной экологии в регионах и странах как результат взаимодействия между природой, человеком и хозяйством и этнических групп между собой. Историко-культурное страноведение исследует сведения о древних центрах происхождения человека, районах возникновения цивилизаций мира, их расцвета и гибели. Изучает пространственные и временные особенности историко-культурного процесса, расселения этносов и историю освоения территорий (например, этапы перехода от собирательства и охоты к подсечному, пахотному и севооборотному земледелию), особенности формирования этнического состава регионов и стран мира, памятники истории и культуры, оставленные древними народами.
Этноконфессиональное страноведение изучает пространственное распределение расового, этнического и конфессионального состава населения мира, расы, этносы и народы мира, их верования и религии, их распределение по регионам и странам. Лингвистическое страноведение изучает языковые различия гран и народов, их происхождение и эволюцию, занимается выявлением языковых групп и особенностей их распределения на территории мира и отдельных стран. Социально-экономическое страноведение исследует состояние мирового хозяйства, выявляет демографические особенности и пространственное распределение населения, отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства регионов и стран, размещение городов, транспорта и других объектов мировой экономики. Политико-географическое страноведение изучает политическое устройство мира и отдельных регионов и стран, политическую карту мира и ее изменения в пространстве и во времени, выявляет причины изменений на политической карте мира. Рекреационное страноведение занимается изучением пространственного размещения объектов отдыха и туризма в мире и в отдельных странах, их типизацией, выявлением особенностей мировых центров рекреации и туризма. В его задачи входят научное обоснование туристско-рекреационного освоения стран и регионов мира, прогнозирование дальнейшего развития международного туризма, создание полноценных каталогов и путеводителей для туристов, оптимизация туристских маршрутов в районах развития рекреации. Военное страноведение, морское страноведение, медицинское и другие виды страноведения могут иметь свое применение. Таким образом, комплексное страноведение, используя набор «частных страноведений», в итоге подводит к формированию страноведческой характеристики и созданию объемного географического образа региона или страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|