Методы принятия управленческих решений
Методы менеджмента - это способы, подходы и приемы, позволяющие упорядочить, направить на достижение целей организации и эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур, операций, необходимых для принятия решений. Использование специальных методов обогащает теорию и практику менеджмента, сокращает затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей организации. Общенаучная методология включает концепции различных школ и подходов к методологии менеджмента. Существует множество различных конкретных методов управления. При всем их разнообразии существует определенное их деление на отдельные категории. По способу воздействия все методы подразделяются: на прямые и на косвенные. Прямые предполагают непосредственное воздействие на субъект управления. Косвенные предполагают непрямое воздействие на объект управления, а воздействие на его окружающую среду. По признаку специфики методов управления они подразделяются: на административные, экономические и социально-психологические. Административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Эти методы представляют собой способ прямого неэкономического воздействия субъекта управления на объект управления. По своей сущности методы являются организационно-распорядительными. Они основываются на силе и авторитете власти, на существующих традициях и обычаях. Они позволяют: - Регламентировать деятельность организации; - Обеспечивать организацию определенными нормативами;
- Обеспечить дисциплину в организации. К числу административных методов управления относят: - Установление государственных законов; - Формирование органов управления; - Утверждение административных норм и нормативов; - Правовое регулирование деятельности; - Издание указов и распоряжений; - Отбор, подбор и расстановка кадров; - Утверждение инструкций, методик и организаций; - Разработка положений и стандартов организаций; - Применение санкций и поощрений в отношении выполнения административных указаний. Экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбирать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом, или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с большим эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы: . Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры. . Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия. Методы государственного воздействия делятся на: - Методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методов воздействия; - Косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие, как налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.
Внутрифирменные экономические методы подразделяются на: - Коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства, распределение финансовых вложений и размещение производства, обеспечение финансирования и кредитования, развитие технологий, обеспечение политики, приобретение предприятий; - Внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности; - Цены и механизм ценообразования. В этом механизме отображаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции; - Финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций. Так же к экономическим можно отнести экономико-математические методы принятия управленческих решений. Экономико-математическая модель (ЭММ) - это математическое описание экономического объекта или процесса с целью их исследования и управления ими. Это математическая запись решаемой экономической задачи. Экономико-математические методы основаны на одновременном использовании математических и экономических методов при решении практических задач. К ним относятся экономико-статистические методы, методы экономический кибернетики, методы оптимизации и эконометрия. Сфера применения этих количественных методов для решения управленческих проблем ограниченна. Далеко не во всех случаях возможно построить адекватную математическую модель управленческой проблемы и получить ее чисто "машинное" решение. Для более или менее сложных систем такое решение скорее исключение, чем правило. Экономико-математические методы нашли применение главным образом в автоматизированных системах управления производственными процессами. Сдерживающим фактором в расширении сферы применения экономико-математических методов является то, что в управлении учитываются и социальные, и организационные, и психологические факторы, которые в большинстве случаев невозможно выразить количественными параметрами.
Социально-психологические методы управления. В основе социально-психологических методов управления лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Эти методы применяют для управления социально-психологическими процессами на предприятиях и в организациях. Они учитывают психические особенности людей, которые проявляются в коллективах и социальных группах. Эти методы направлены на изменение индивидуального или общественного сознания и основываются на общепринятых моральных категориях. Социально-психологические методы очень разнообразны. Зачастую они используются не отдельно, как сами по себе, а в тесной связи с административными или экономическими методами управления. Так же в настоящее время все более активно менеджерами используются методы прогнозирования в принятии управленческих решений. Прогнозирование - это метод, который используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущее допущение в целях определения будущего. Методы прогнозирования делятся на две большие группы: количественные и качественные методы. Основой количественных методов прогнозирования является количественная информация о состоянии и исследовании объекта в прошлом. Предполагается, что существующие в прошлом тенденции будут продолжаться и в будущем периоде. Основными количественными методами прогнозирования являются: - Анализ временных рядов; - Причинно-следственное моделирование. При анализе временных рядов, выявляются существующие в прошлом тенденции, которые автоматически переносятся на будущий период. Разновидностью анализов временных трендов является метод анализа рядов динамики и исторических аналогий. Данные методы изучают привязку исследуемого явления к каким-либо внешним воздействиям с тем, чтобы в будущем при наличии аналогического воздействия можно было спрогнозировать выявленные тенденции.
В рамках причинно-следственного моделирования выявляется количественная взаимосвязь между различными явлениями, событиями и показателями. Это позволяет в случае, когда значение одного из явлений известно, определить количественные характеристики другого явления. Качественные методы прогнозирования базируются не только на количественной информации, но и на мнениях компетентных специалистов в данной области. Данные методы также очень разнообразны и наиболее применяемыми из них являются следующие методы: - Жюри экспертов; - Модели потребителей; - Метод опережающих индикаторов; - Метод сценариев. Методы жюри экспертов включают в себя вопросы компетентных специалистов данной области, как внутренних, так и внешних. На Западе в рамках этого метода применяется Дельфийская методика. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Опрос покупателей особо популярен при планировании и объема сбыта. Проводится методом анкетирования. Важным является корректировка завышенных ожиданий покупателя. Метод опережающих индикаторов основывается на том, что между различными событиями зачастую возникают определенные стандарты, то есть выявляется тенденция, опережающая другую тенденцию. Более наглядно изучить методы управления можно на рис. 5.
Рис. 5 Классификация методов управления 2. Сценарное планирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|