Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы построения сценариев




 

Процесс построения сценариев развития событий происходит в два этапа:

1. I этап - подготовительный (предсценарный);

2. II этап - сценарный.

I этап предназначен для содержательного и формального исследования и описания прогнозируемых процессов, построения моделей системы и подготовки всей необходимой информации для синтеза сценариев. Предсценарный этап должен выполнить описательную и объяснительную функции прогнозных исследований.

Прежде всего, требуется четко определить, для чего делается прогноз, на какую глубину, на какие вопросы он должен отвечать и с какой степенью подробности, какими параметрами должно быть описано будущее состояние исследуемого явления или системы в различных точках прогнозируемого периода. В качестве основы для определения требований к прогнозу выступает перечень управленческих решений, для обеспечения которых предназначен прогноз. Эти решения могут иметь форму плана, носить оперативный характер или предполагают выбор стратегии развития системы.

В результате выполнения системных действий коллектив исследователей должен:

- выработать единый взгляд на цели, задачи, объект и предмет прогнозирования и управления;

-  сформулировать особую точку зрения на структуру объекта и сущность протекающих в нем процессов;

-  структурировать представления о рассматриваемом явлении в виде декомпозиции системы и ее матрицы «состояния-факторы» и выбрать параметры, то есть синтезировать язык высшего уровня в иерархии языков описания объекта;

-  отработать и сформулировать единый взгляд на механизм функционирования и развития объекта и описать его в терминах выбранного языка;

-  составить систему предположений, то есть выбрать соответствующие целям прогнозирования и целям развития объекта значения сценарных (в том числе управляющих) параметров;

-  определить наиболее вероятные направления эволюции объекта на высшем уровне представления и построить базовый сценарий как основу дальнейших исследований;

-  отработать методику системного анализа для последующего исследования элементов прогнозируемой системы;

-  проверить и отладить организацию междисциплинарного системного исследования и сформулировать принципы этой организации для последующих этапов работы.

Все перечисленные результаты работы должны быть зафиксированы в виде рабочих документов, положения которых будут служить основанием для дальнейших исследований.

Предсценарный этап завершается построением системы моделей прогнозируемой системы. Структура системы математических моделей системы отражает формализуемые элементы ее матричной формальной схемы. Если бы механизм действия и взаимодействия элементов на всех выбранных уровнях представления системы был известен и формализуем, то можно было бы построить математические модели элементов и из них синтезировать модель системы в целом. Итак, на предсценарном этапе прогнозирования развития системы должна быть проведена вся подготовительная работа и получены следующие результаты:

- сформулированы цели, задачи, требования и условия прогноза;

-  собрана информация и составлено структурированное содержательное описание объекта прогнозирования, сформулирована рабочая гипотеза о механизме его функционирования и развития;

-  произведена декомпозиция системы, которая представляется одним или несколькими структурными срезами в графическом виде;

-  разработана матричная формальная схема функционирования и развития прогнозируемой системы и построена иерархия языков ее описания;

-  сформулированы основные ограничения процессов функционирования и развития системы и определены индикаторы состояния системы;

-  выбраны некоторые средние значения фоновых переменных, сценарных параметров и альтернатив управления и построены базовые сценарии для системы в целом и ее элементов на всех принятых уровнях описания системы;

-  сформулированы требования и построена система математических моделей исследуемой системы:

-  все результаты исследований зафиксированы в рабочих документах.

Перечисленные результаты должны выражать общие взгляды коллектива исследователей на сущность рассматриваемых процессов, методологические принципы и организационные формы сценарных исследований. Построенный инструментарий позволяет перейти к заключительному этапу процесса прогнозирования.

Сценарный этап. II этап обычно начинается с проведения расчетов по всем базовым сценариям на системе математических моделей. Целью расчетов является проверка содержательности базовых сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров, количественно-качественный анализ сценариев и выбор модельных базовых сценариев. На этом же этапе отлаживаются все элементы информационной технологии и конкретные приемы и правила человеко-машинной процедуры построения и анализа сценариев на основе базового сценария.

Процесс прогнозирования обычно заканчивается итоговым документом, в котором содержатся:

- цели и задачи прогноза;

-  краткое структурированное описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений;

-  подробное описание и интерпретация разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием и обсуждением возможных в будущем проблемных ситуаций;

-  рекомендации для принятия решений по результатам прогнозирования с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив решения.

Более наглядно алгоритм разработки сценариев можно проследить в таблице 2.

 

Таблица 2 Алгоритм разработки сценариев

Этапы Содержание
1.Установление предмета исследования и его структурирование Установление предмета исследования. Определение показателей (индикаторов), посредством которых можно охарактеризовать предмет исследования. Какая доп. инф. необходима. Анализ факт. состояния предмета исслед.
2. Определение сущест. факторов, влияющих на предмет исследов., их структурирование. Отбор факторов и альтернатив Определение напр. и силы воздействия факторов (позитивное и негативное влияние). Определение структуры влияющих факторов не предмет исследования. Графическое представление взаимосвязей.
3.Определение тенденций развития. Прогноз фактического состояния предмета исслед. (выполняется на основе методов экспертизы, прогнозов динамики отдельных факторов, общед. эконом., научно-технических и тому подобных прогнозов). Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития. Определение и обоснование альтернатив развития для областей с неявным развитием.
4.Разработка и выбор альтернативных сценариев будущего. Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность, логику и непротиворечивость. Отбор двух-трех вариантов по выбранному критерию. Проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость и высокую степень вероятности.
5.Интерпретация выбранных сценариев развития. Учет возможных противод. событий. Прогноз развития выбранных сценариев. Разработка детальной расширенной редакции отобранных сценариев. Определение результатов противодействия событий, которые могут повлиять на ход развития. Разработка «сценария будущего» с учетом влияния противодействующих событий.
6. Разработка окончат. варианта сценария и снижение степени риска возможных потерь. Формулировка «сценария будущего» с учетом всех вновь открывающихся факторов и событий. Оценка влияния отклонений от основной идеи сценария. Оценка возможных отклонений от первоначального образа организации.
7. Перенос сценария на практич. основу. Формулирование стратегии развития организации. Разработка системы планов развития организации (стратегический план, планы развития, текущие планы, программы и проекты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...