Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия возникновения, становления опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 20 города Ейска

Краснодарского края

 

 

Тема: «Здоровьесберегающие

Мероприятия в учебном процессе

Начальной школы»

 

 

Автор опыта:

Киримлиди Галина Ивановна,

учитель начальных классов

 

 

Ейск 2010


Оглавление

 

1. Информационная карта педагогического опыта

2. Структура целостного описания опыта

3. Технология педагогического опыта

4. Результативность опыта

5. Библиографический список

6. Рецензия на целостное описание опыта

7. Приложения

 

 


Структура целостного описания передового педагогического опыта

 

Условия возникновения, становления опыта.

 

Разработкой проблемы автор стала заниматься с 2007 года с учащимися начальной школы МОУ СОШ № 20 г.Ейска краснодарского края. Здоровье – бесценный дар природы не только каждого человека, но и социума. По последним данным Министерства Здравоохранения РФ становится очевидным, что 30 % детей, пришедших в школу, имеют значительные отклонения в состоянии здоровья. В настоящее время значительная интенсификация учебного процесса приводит к увеличению физической нагрузки на функциональные возможности детей. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза: увеличивается количество детей с нервно – психическими расстройствами, растет количество близоруких детей, а также детей с нарушениями осанки (искривления позвоночника, сколиоз и т.д.)

Сегодня общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре. К личности предъявляются новые требования. Однако эти требования могут негативно сказаться на здоровье человека. Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться. Недостаточная физическая активность, а отсюда: резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, нарушение осанки, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Назрела необходимость создания системных оздоровительных мероприятий.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности учителя начальных классов, работающего с детьми младшего школьного возраста. Основной целью здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Таким образом, автором опыта были поставлены цели:

- при обучении детей максимально сохранить и укрепить здоровье;

- в процессе работы исключить перегрузки детей; предупредить утомление;

-экспериментально проверить эффективность данной технологии путем систематического использования упражнений, физических пауз, игр на свежем воздухе;

- восстановить умственную работоспособность детей на уроке;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- осуществлять профилактику близорукости;

- обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно – сосудистой системы организма;

- разработать упражнения для снятия усталости опорнодвигательного аппарата;

- способствовать осознанному, эффективному процессу обучения.

На начальном этапе работы учитель начальных классов поставила задачу:

- создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей.

Автором опыта были разработаны и введены в учебный процесс:

комплексы физкультурных минуток для уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира;

комплексы упражнений гимнастики для пальчиков рук;

комплексы гимнастики до уроков;

дыхательная и звуковая гимнастика, психогимнастика;

подобрано музыкальное сопровождение, различные сигнальные карточки.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы – одна из важных составляющих двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.

Соответственно когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс физических и физиологических мероприятий, позволяющих учащимся начальных классов сохранять и развивать работоспособность.

Работа над проектом строилась следующим образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, затем совместно с учителем физкультуры, медсестрой подбирались и разрабатывались упражнения.

В начале учебного года учителем заполняется таблица на начало учебного года.

Проблема Года
Нарушение осанки      
Ослаблено зрение      
Хронические заболевания      
Дефекты речи      
ІІI группа здоровья      
Здоровые дети      
Частота простудных заболеваний      

 

Работая над задачей создания эдоровьесберегающей среды, автор пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей, к разработке физкультурно – оздоровительных упражнений.

К физкультурно-оздоровительной работе относится:

гимнастика до занятий,

физкультурные минутки на уроках,

подвижные перемены,

подвижные игры на свежем воздухе.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и с увеличением нагрузок на отдельные органы детей. Физиологическим возможностям первоклассника соответствует всего 30 – минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием5-8 минут для снятия напряжения и усталости с включением таких видов деятельности, как динамические паузы, физкультурные паузы, музыкальные перемены.

Опыт методистов Базарного и Нестерюк способствовал научному педагогическому поиску автора опыта. Использование здоровьесберегающих технологий помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, значимость и престиж профессии в обществе. И только такой учитель сможет сделать свободным и раскрепощенным подрастающее поколение.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок сталкивается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения. Занятия в классе проводятся в режиме динамических поз: сидя за партой и стоя за конторкой; в режиме дальнего зрения, их преимущества заключаются в том, что до сих пор не удавалось объединить медицину с обучением. Гимнастика до занятий ежедневно компенсирует до 10% объема двигательной активности, способствует развитию силы, гибкости, координации движения, подвижности в суставах.

С целью дальнейшего совершенствования технологии опыта, расширения возможностей его применения в образовательном процессе, автор опыта широко используют адаптированные и апробированные ею здоровьесберегающие методики в МОУ СОШ №20 города Ейска.

Образовательное учреждение – средняя школа №20 г. Ейска славится своими традициями. Микрорайон, в котором расположена школа, считается благополучным с точки зрения расположения: население проживает в частном секторе. На сегодняшний день в МОУ СОШ №20 г. Ейска обучается 630 учащихся. За последнее время административных правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы, не выявлено.

Оздоровительные мероприятия в учебном процессе складываются из:

 

Актуальность опыта. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

Здоровье каждого человека, в т.ч. и ребенка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежеланным воздействиям, защищать от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Проведя анализ медицинских карт и беседы с родителями детей, поступивших в школу в новом учебном году, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубить и стать причинами, вызывающие трудность в обучении. Необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий в школьные программы, нетрадиционное построение урока. Трудность в том, что занятия должны проводиться под наблюдением медицинского работника. Риск в отсутствии точной диагностики состояния здоровья учащихся. Не имея медицинского образования, учитель не может точно отследить состояние здоровья ребёнка и изменения его медицинских параметров.

Новизна представленного опыта заключается в том, что он объединил в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника и ОБЖ. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. Опыт доказывает, что психическое воздействие на детей в школе соразмерен их возрастным возможностям.

Условия реализации опыта. Для реализации опыта в школе был оформлен кабинет по методике Базарного: настольные конторки, на потолке сюжетные картинки в четырёх углах классной комнаты, «бегущие огоньки», сенсорный круг; разработаны комплексы упражнений. Учителем постоянно изучается литература, новые методики, пополняется спортивное оборудование для проведения занятий. Опыт проводился в в течение 2007 – 2009 года, в результате проводимых мероприятий за этот период:

- сократилась частота простудных заболеваний;

- увеличилось количество здоровых детей в классе;

-на 12% увеличилось количество учащихся, самостоятельно выполняющих утреннюю зарядку;

- на 8% увеличилось число учащихся, регулярно читающих литературу по физической культуре и спорту.

Диапазон опыта широк. В настоящее время здоровьесберегающие мероприятия систематически проводятся учителем на каждом этапе урока.


Технология описания опыта

 

Известно, что состояние здоровья ребёнка – важное условие успешного усвоения школьных программ. На современном этапе наблюдается ухудшение здоровья детей. Поэтому основная цель начального образования – развитие здорового ребёнка. Автором разработана и внедрена система оздоровительных мероприятий в учебный процесс начальной школы: физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения.

К вопросу сохранения здоровья педагоги МОУ СОШ №20 г.Ейска обратились около 10 лет назад. Учитель стала изучать методическую литературу по данной прблеме, заниматься поиском рекомендаций и методик по здоровьесберегающим технологиям. Был оборудован классный кабинет по методике В. Ф. Базарного: поставили ростовую мебель, создали игровую и оздоровительную зоны, приобрели массажные коврики.

На протяжении 2 лет с учащимися проводилась работа по озеленению класса и школы. Каждый ученик вырастил растение, собрал и представил о нем полезную информацию. Например, алоэ оказывает заживляющее и бактерицидное действие, каланхоэ обладает противомикробными свойствами, фиалка способствует улучшению настроения и снижает артериальное давление, кактус способен поглощать компьютерные излучения.

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, поэтому главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. В своей работе автор пришла к выводу, что причина многих болезней – недостаток движений. Поэтому все занятия проводятся в режиме «динамических поз». Кабинет оборудован настольными конторками, чтобы письменные работы можно было выполнять стоя. На уроках ребята неоднократно организованно переходят из одной позы в другую, как по просьбе учителя, так и по своему желанию. Здесь главным является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены рабочей позы. В течение урока проводятся упражнения на движение глаз по специальной схеме «зрительно–двигательных траекторий», расположенных на потолке классной комнаты. Упражнения выполняются стоя, в игровой форме 10-15 раз. В четырёх углах учебной комнаты яркие образно – сюжетные картинки. По команде преподавателя дети фиксируют взгляд по очереди на соответствующей картинке, при этом совершают синхронные движения глазами, головой, туловищем.

«Бегущие огоньки» - фонарики в углах под потолком. Ребята следят за бегом огоньков, меняются местами: кто сидел за партой, встают за конторки. Упражнения для глаз сочетаются также с общими физическими упражнениями. Например, игра «Веселые человечки», мимические упражнения.

Автором опыта разработаны комплексы физкультурных минуток для уроков (математики, русского языка, чтения, окружающего мира); гимнастика для пальчиков рук; дыхательная и звуковая гимнастика с детьми. Ежедневно проводится зарядка до уроков, что помогает ускорить вхождение организма в активную учебную деятельность, достичь оздоровительного и закаливающего эффекта. Зарядка проводится под музыку в течение 6-8 минут. Важное место в системе оздоровительных мероприятий занимает психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие личностных сторон психики («Весёлая пчёлка», «Остров клякс» и другие). В учебном процессе используются нетрадиционные методы оздоровления детей: «Улучшим осанку», «Йога в игре», игры «Лечимся сами».

Между уроками учителем проводятся игры. Игра – хороший отдых между уроками. Она снимают усталость, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Используются такие игры, правила которых, разрешают детям, произвольно не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё. После второго урока практикуются динамические перемены на открытом воздухе. Опыт работы показывает, что решить проблему организации отдыха младших школьников и проведения динамической паузы между занятиями помогают подвижные народные игры («У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки» и др.). Длительность динамической перемены – 35 минут. Снизить напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока помогают проводимые нестандартные (урок-исследование, урок-суд, урок-путешествие, урок-презентация) и интегрированные уроки (чтение – музыка - ИЗО, окружающий мир – кубановедение).

Учителем ведется информационно-профилактическая работа: были проведены уроки «Познай себя», «Разговор о правильном питании», «Чистота-залог здоровья». Регулярно проводятся родительские собрания по вопросу здоровью детей. В МОУ СОШ №20 работает фитобар, который посещают учащиеся с хроническими заболеваниями по рекомендации врача. Неоценимую помощь в работе с детьми педагогу оказывает медсестра, родители. Они следит за питанием, режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре, а главное, проводит осмотры учащихся. Совместно с медсестрой, учителем физкультуры и классный руководитель ведет карты физического здоровья детей, отслеживает изменения, проводит мониторинг здоровья. Оздоровительные мероприятия проводятся комплексно и систематически, что позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В качестве дополнительных направлений работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания оптимальных условий сохранения здоровья младших школьников можно рекомендовать:

- проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни;

- проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда;

- оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание, витаминизация, применение на уроках элементов лечебной физкультуры;

- организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни;

- проведение совместных с родителями внеклассных мероприятий (спортивно – оздоровительные конкурсы и эстафеты)

Учебный день младшего школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, что приводит к переутомлению учащихся.

Считаем, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если это не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Но, к сожалению, далеко не все учителя регулярно используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, зачастую из-за недостатка соответствующей литературы, из-за нехватки времени. А это делать необходимо, чтобы дети меньше уставали и могли работать на уроке в полную силу. Учитель должен создавать позитивный эмоциональный настрой. Уроки должны проходить в хорошем настроении, дети должны больше улыбаться, смеяться, а смех – это вечный целитель. Он стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника.

В конце каждого урока детям даются советы: «Умей себе помочь, помог себе – помоги другим!» Важно также помочь школьникам избавиться от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти, - а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения упражнений приносит дополнительные положительные эмоции.

В образовательных учреждениях полезно проводить мониторинг для определения уровня ценности здоровья учащихся начальных классов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...