Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспресс-диагностика для учащихся 4-х классов

В целях не только вооружить учащихся начальных классов знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать потребность применения полученных знаний на практике учителем была предложена учащимся 4-х классов экспресс-диагностика.

Инструкция для педагога

Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящим. Важно объяснить детям, что все утверждения – правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью как явлению человеческой жизни.

Список утверждений

1. Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2. Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3. Здоровье – это жизнь без вредных привычек (табак, спиртное, наркотики, переедание и др.).

4. Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5. Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6. Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены.

7. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, не волнуется и не болеет.

8. Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9. Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10. Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

Анализ исследований

Номер высказывания                    
Баллы                    
Суммарный бал                    

13 баллов: у ребенка высокий уровень ценностного отношения к уровню здоровья;

11 – 12 баллов: ребенок осознанно относится к своему здоровью;

9 – 10 баллов: ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью;

4 – 8 баллов: у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.

Примечание. Для выявления в детском коллективе преобладающего отношения к здоровью как к ценности рассматривается наиболее часто встречающийся вариант из числа возможных индивидуальных ответов.

 

Необходимо систематически использовать дыхательную и звуковую гимнастику, цель которой научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Учитель предлагает выполнить следующие упражнения. Важно отметить, что дети с удовольствием следуют инструкциям педагога.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «б-п». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 

1. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:

«Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

«Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем солнца и возвращаемся.

«Полет к инопланетянам» - на выдохе, дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости, громкость доходит до предела, словно всплеск. Появляется ощущение радости и легкости.

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

2. «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выход длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3-6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длиннее.

3. «Полет самолета» Дети – самолеты «летают» со звуком «У». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

С целью развития творческих способностей самого учителя и развитию интереса у учащихся к изучению того или иного предмета автор использует двигательно – речевые минутки. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения, например на уроке окружающего мира:

 

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто как живет.

На пути у нас овраг –

Перепрыгнули вот так.

Переплыли Ниагару,

Посмотрели на Сахару,

И пришли мы вновь домой.

Вот такой наш шар земной.

 

Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету, тренирует память, мышление, логику. Учащиеся 2 – 4 классов с удовольствием предлагают свои варианты текстов и варианты исполнения двигательно - речевых минуток. Опрос учащихся показал, что такие «минутки» заряжают энергией и стабилизируют интерес к предмету, повышают уровень обученности.

Большой популярностью пользуются у учащихся начальных классов креативные (творческие) минутки. ( Приложение №1 ) Они служат прекрасным организационным и мобилизующим фактором.

Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря).

Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем. Например: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т.п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка – змейкой, веревкой для белья, мостиком и т.д.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка в качелях и т.д.

Сюжетно – ролевые игр ы (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях). Например, игра «Магазин игрушек». Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.).

Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, исполняющих образные физические упражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины», «Любопытный щенок»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные (добрая (злая) волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и др.). Учащиеся должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный, грустный; кошка – гуляет, спит, умывается, сердится.

С целью настроя всех функций и систем организма на необходимый ритм, повышения общей работоспособности учитель проводит физическую гимнастику до занятий. Ребятам предлагаются различные виды упражнений, направленные развитие и укрепление мышечного аппарата.

 

1. «Потягивание». Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание на выдохе произносим: «ИД – Д – А». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц (происходит прочистка левого энергетического канала).

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ПИНГАЛЛА» (происходит прочистка правого энергетического канала).

Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ШУСУМНА» (прочистка центрального энергетического канала).

 

2. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель – улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

 

3. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

 

4. «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж-Ж-Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).

 

5. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

 

6. «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

Растираем за ушами «промазываем глину», чтобы ушки не отклеивались.

 

7. «Массаж головы». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

8. «Лепим красивое лицо». Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

 

9. Игра «Буратино». Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

 

10. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.

Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по–турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой – мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимает на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» - ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

11. «Массаж ног». Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы.

Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

 

12. Игра «Покачай малышку». Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.

 

13. «Качалочка». Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дичков, выведение шлаков из организма.

14. «Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

Между занятиями ежедневно проводятся физические паузы. Физическая пауза – комплекс физических упражнений и игр.

Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия.

Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся. Например. Класс разделить на 2-3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре «Кольцеброс»), вторая играет с обручами, третья – в скакалки и т.д.

Физические минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся.

Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8 – 20-й минуте занятия).

Практика показывает, что упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. Физические минутки проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушений осанки.

Их задачи:

- снять психическое напряжение учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

- добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

- возбудить интерес у детей к занятиям физическими упражнениями;

- сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путём произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения движения для профилактики нарушения осанки. Следует обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движениями рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти.

Использование когнитивных (познавательных) минуток способствует развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

- дидактические игры с движениями. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.

- двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающие игры. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке, регулярно применяю игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранить продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Например, «Испорченный телефон» (отличие игры в том, что учащиеся передают друг другу комплекс из 3-4 упражнений или различные ритмические движения); «Запомни движение и повтори» (ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

 


Результативность опыта

 

Работая над этой проблемой на протяжении 3 лет, после активного изучения и применения на практике с ученическим коллективом разработанных методик можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы: сравнительный анализ показал, что на начало 2007 года в 1-ом классе численность детей, имеющих различного рода заболевания, составляла 59%, а количество здоровых детей – 41%, уже в 2008 году динамика и процент здоровых детей увеличился до 47%, а в 2009 году – количество здоровых детей увеличился до 54%.

 

Анализ динамики заболеваемости простудными заболеваниями показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком, увеличение детей, не болевших ни разу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...