Формирование речи в процессе онтогенеза
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Литература: 1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. 2. Гвоздев А.Н.. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 3. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения // Дефектология. – 1999. – № 3. 4. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста // Логопед. 2005. № 4. 5. Елисеева М.Б. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - № 3. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. 7. Иванова А.И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. 2006. № 3. 8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. 9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М., 2000.
Онтогенез – совокупность последовательных преобразований организма от его зарождения до конца жизни. А.Н.Леонтьев – 4 этапа речевого развития: I. Формирование речевой деятельности в подготовительный период. II. Формирование речевой деятельности в период первоначального овладения языком. III. Формирование речевой деятельности в период обогащения языка и развития речи в дошкольный период. IV. Формирование речевой деятельности в период школьного обучения. Учет особенностей формирования речевой деятельности при логопедическом воздействии: 1. Опережающее развитие импрессивной речи над экспрессивной. 2. Неравномерность развития структурных компонентов речи (1 – лексика, 2 – грамматический строй, 3 – звуковое оформление). 3. Определенная последовательность развития функций речи: номинативная - коммуникативная – познавательная – регулирующая функция. 4. Опережающее развитие смысловой стороны речи перед формальной.
5. Определенная последовательность в развитии фонематического слуха. Понятийно-категориальный аппарат логопедии Логика формирования логопедического понятийно-терминологического аппарата: [32] · лингвистические понятия и терминология · медицинские понятия и терминология · психологические понятия и терминология · педагогические понятия и терминология 1. Различение понятий нормы и нарушений речи Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: 1. Они не соответствуют возрасту говорящего; 2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; 5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Для обозначения нарушений речи используются термины: · расстройства речи · дефекты речи · недостатки речи · речевая патология · речевые отклонения ??? нарушение речи ↔ нарушение развития речи «…термин «нарушение» означает либо прерывание, расстройство какого-либо нормально протекающего процесса, либо повреждения, поломку, грубое изменение чего-то уже сложившегося. Поэтому не может быть нарушена речь у ребенка, у которого ее еще не было». [33]
Понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи» Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д. Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи. Понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития» В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга (инсульта, опухоли или травмы мозга). 2. Симптом нарушения речи – это признак(проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи – это совокупность признаков(проявлений) нарушения речевой деятельности. Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Патогенез нарушений речи – это патологический механизм,обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. 3. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п. [34] Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве. Обучение – процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей. При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии. Воспитание – это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества. В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
Коррекция нарушений речи – это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). Коррекция нарушений речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений. Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций. Адаптация – приспособление организма к условиям существования. Адаптация – приспособление ребенка с патологией к условиям общества. Профилактика – совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.
Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся). Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: ü степенью выраженности дефекта, ü возрастом ребенка, ü соматическим состоянием ребенка, ü особенностями психики, ü особенностями эмоционально-волевой сферы, ü влиянием микросоциального окружения, ü сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью, ü возможностью использования комплексного воздействия, ü профессионализмом педагога.
[1] Стариченок, В.Д., Рудь, Л.Г. Культура речи и деловое общение: слов.-справ. – Мн.: БГПУ, 2008. [2] Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1968. [3] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005. [4] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. [5] Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1 – 03 03 01 Логопедия». – Мн., 2008. [6] Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М., 2000. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997. [7] Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1997. –Т. 2. [8] Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1997. –Т. 2.
[9] И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик История становления и развития специального образования детей с ОПФР в Беларуси. Мн., 2010.
[10] Орлова О.С. Состояние логопедической помощи в Западной Европе // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Материалы III съезда Российск. Психотерапевт. Ассоциации и науч.-практ. конф.– Курск, 2003. [11] Георгиева А. Современные концептуальные рамки логопедии и высшего образования по логопедии в Болгарии // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. – София-Москва, 2001. [12] Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. – Мн., 2003… 2012. [13] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005. [14] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. [15] Образовательный стандарт Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1 – 03 03 01 Логопедия». – Мн., 2008. [16] -«- [17] Единый квалификационный справочник должностей служащих (Мн., 2011). [18] Бейлинсон, Л.С. Профессиональная речь логопеда / Л.С. Бейлинсон. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. [19] Степанов С. Рейтинг вашей профессии // Мы и мир. Психологическая газета. 2004. №3. С. 12. [20] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005. [21] Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.; 12–14 сентября 2002 г. / Моск. гос. откр. пед. ун-т; отв. ред. О.С. Орлова. – М., 2002. [22] Доронина К.М., Путреша Т.М. Актуальные проблемы совершенствования логопедической помощи в учреждениях здравоохранения // Психолого-педагогические проблемы речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 8 – 9 июня 2004 г. / – Минск, 2004. [23] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. [24] Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д., 2008. [25] Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед. 2004. № 6.
[26] Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2005. [27] Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006. [28] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. [29] Старичёнок В.Д., Алексина Л.И., Вержбицкая Т.Н., Григорьева Т.А. Основы фонологии. – Мн., 1998. Винарская Е.Н., Богомаз Г.М. Возрастная фонетика. – М., 2005. Российская Е.Н., Гаранина Л.П. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. [30] Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – Мн., 2000. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2007. [31] Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2007.
[32] Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 5 – 26.
[33] Лубовский В.И. Развитие науки и недостатки терминологии // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. – М., 2005, т. III. – С. 110. [34] Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|