Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфичный язык науки и методы научного исследования.




Естествознание как наука

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов – “естество” (”природа”) и “знание”.

Естествознание – это система знаний, объектом которых является природа – т.е. часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

Предмет КСЕ

Основные проблемы, идеи и теории естественных наук   Научные принципы познания, методы, модели   Результаты современного естествознания

в историческом развитии и современном состоянии

 

Цель КСЕ – раскрытие сущности явлений природы, познание их законов и предвидение

на их основе новых явлений. Указание на возможность использования законов природы на практике.

Задачи курса КСЕ

Ø показать место и значение естествознания в современной культуре;

Ø познакомить с наиболее важными концепциями происхождения природы и человека, законами по которым они существуют;

Ø помочь овладеть современной естественно-научной картиной мира.

Основные черты современного естествознания

1. Специфичность исследуемых объектов: могут быть очень сложными, почти недоступными для исследования (черные дыры) или несводимыми к наглядным предметам (виртуальные частицы и т.д.).

Специфичный язык науки и методы научного исследования.

3. Естествознание – эталон научной объективности (т.к. знания о природе должны быть проверяемы).

4. Математизация естествознания (на теоретическом уровне) – теоретическое объяснение явления считается полноценным, если его основные закономерности можно выразить на языке математики.

5. Системность, т.е. идея принципиального единства всех явлений природы (мир рассматривается состоящим из систем разного уровня упорядоченности, а все процессы в нем рассматриваются во взаимосвязи).

6. Интеграция (объединение) наук и возникновение ряда пограничных дисциплин и одновременная дифференциация наук (т.е. подразделение их на какие-то более мелкие дисциплины).

7. Принцип глобального эволюционизма – т.е. представление о всеобщем характере эволюции (началось с биологии).

8. Развитие синергетики (учение о самоорганизации) – междисциплинарного научного направления, задачей которого является описание движущих сил эволюции любых объектов нашего мира.

9. Принцип историчности – принципиальной незавершенности существующей картины мира.

 

Мы говорили о естествознании, как о науке. А что же такое наука? Что означает само это слово?

Латинское слово «scientia» в переводе на русский язык означает «знание». Именно это слово с некоторого времени и обозначает науку. Но не всякое знание является наукой. Знания приобретаются человеком в самых различных сферах его жизнедеятельности: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве. Но в этих сферах получение знаний не является главной целью.

Наука – это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о Бытии. Научные знания – это экспериментально доказанные данные об этом мире и выводы, полученные на основании законов логики. Научные знания получают ради самих знаний.

 

 
 


наука

  Формы общественного сознания, составляющие культуру человеческого общества     религия
         
философия     искусство право   мораль

 

Общая цельпродуцирование в идеальной форме норм и правил мышления,

общения и поведения человека.

Все составные части культуры человеческого общества должны взаимодополнять друг друга и этим обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного значения.

 

ü Начиная с XIX века – наука претендует на господствующее положение в культуре человека и общества. Наука желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему, к миру материального достатка и сытости, построенному на основании достижений науки и техники. Появилась идеология сциентизма – т.е. вера в науку как в единственную спасительную силу. Только к середине ХХ века, после создания ядерного оружия и надвигающегося экологического кризиса, стало понятно, что этот путь ведет к катастрофе.

 

ВЫВОД: наука, конечно же, представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека более легкой, удобной, независимой, дает ему обилие материальных и духовных благ. Но обожествленная наука порождает совершенно противоположные реакции. Таким образом:

НАУКАэто только одна из сфер культуры человека. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она – только средство в решении различных проблем человеческого существования.

 

В 20-е годы ХХ века появилась новая научная дисциплина – науковедение. Она раскрывает сущность и особенности науки, механизмы ее развития и применения, общие закономерности развития и функционирования науки как системы знаний и особого социального института.

 

Структура научных знаний

Содержательный аспект – классифицирует науки по их содержанию, по объектам,

которые они изучают.

В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности, различают три направления научного знания:

 

Направления научного знания

 

Естествознание – знание о природе   Обществознание – знание о различных видах и формах общественной жизни   Знание о человеке как мыслящем существе

 

Или, говоря проще, различают науки естественные ( о природе ) и гуманитарные ( о человеке и обществе ).

Естественные науки (естествознание):

ü Физика – знания о телах, их движении, превращениях и формах проявления на различных уровнях;

ü Химия – знания о химических элементах, их свойствах, превращениях и соединениях;

ü Биология – знания о живом, о клетке и обо всем от нее производном;

ü Геология – знания о строении и развитии планеты Земля;

ü Космология – знания о Вселенной, о состоянии и изменениях космических объектов.

На стыке различных вышеперечисленных дисциплин возникает целый ряд смежных наук: физическая химия, биофизика, биохимия, геохимия, геофизика и т.д.

Общественные науки (обществознание):

Предмет обществознания – общественные явления и процессы, общественные связи и отношения.

Знания об обществе

Социологические общество, как целое   Экономические трудовая деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе   Государственно-правовые государственно-правовые отношения в обществе

Знания о человеке и его мышлении:

ü Психология – наука о человеческом сознании;

ü Логика – наука о формах правильного мышления.

 

Обособленно в этой структуре наук стоит математика – наука о количественных отношениях действительности. Это междисциплинарная наука, ее результаты используются и в естественных, и в общественных науках.

 

ФУНКЦИИ НАУКИ

1. Описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности

(описание новых видов животных);

2. Систематизирующая – распределение описанных объектов действительности по

классам и разделам (систематика животных);

3. Объяснительная – систематическое изложение сущности изучаемого объекта,

причин его возникновения и развития (морфология, анатомия, физиология, экология и эволюция животных);

4. Производственно-практическая – возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении (хозяйственное использование животных – одомашнивание, охота, борьба с вредителями);

5. Прогностическая – предсказание новых открытий в рамках существующих

теорий, рекомендации на будущее;

6. Мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину

мира, рационализация отношений человека к действительности.

 

До сих пор мы рассматривали научные знания как реально существующий объект исследования. Но человечество в своей истории накопило множество самых различных по своему характеру знаний, не обязательно научных. Поэтому встает вопрос – как определить научность знаний? Какие знания отнести к категории научных, а какие – к категории каких-либо других (философских, религиозных) знаний?

 

 

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЙ

1. Наука – это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний.

Т.е. должна существовать особая группа людей, специализирующихся на получении знаний. Должны существовать специальные организации, координирующие исследования. Должны быть специальные материалы, технологии и средства фиксации информации.

2. Постижение истины ради самой истины, т.е. теоретичность.

Если наука направлена только на решение практических задач, то она перестает быть наукой в полном смысле этого слова.

3. Рациональный характер научного знания.

Научные знания – это продукт деятельности разума человека. Т.е. приоритет должен отдаваться разуму, а не интуиции или какому-то сверхчувству.

4. Системность знаний.

Научные знания представляют собой стройные, логически обоснованные системы: в них есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий.

 

Формы научного знания ( от простого к сложному )

ü Научные факты – факты, установленные путем наблюдения или эксперимента;

ü Научные проблемы – осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся на данный момент знаний не достаточно;

ü Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана;

ü Категории науки – наиболее общие понятия, теории и целые науки;

ü Законы науки – отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений;

ü Научные принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения какой-либо теории;

ü Научные концепции – частные разновидности теории;

ü Научная теория – систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности;

ü Научная картина мира – система научных теорий, описывающая реальность.

Уровни научного познания

Процесс научного познания происходит на 2-х уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Эмпирическое знание (буквально: опытное знание) – специальная познавательная деятельность с целью достоверного установления фактов и их классификации → позволяет только констатировать явления и связи между ними (яблоко упало с яблони – эмпирический факт).

Эмпирические факты – основа развития естествознания (например, з-н всемирного тяготения).

На основе эмпирических данных может быть сделано эмпирическое обобщение (тучи – к дождю). Эмпирическое знание не раскрывает причин, внутренней связи фактов → является лишь предшественником теоретического обобщения.

 

Теоретическое знаниегипотезы и теории, объясняющие причины наблюдаемых явлений.

Эмпирический и теоретический уровни естествознания взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...