Классификация научных теорий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Выделяют три типа научных теорий: Описательные (эмпирические) теории. Это теории, которые на основании многочисленных опытных данных описывают определенную группу объектов и явлений. На основании этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые и становятся базой теории. Такие теории формулируются на обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. Большинство описательных теорий носят качественный характер. Эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова и т.п. Математизированные научные теории. Для построения теории используется математическая модель, которая показывает идеальный объект, замещающий и представляющий реальный объект. В таких теориях обычно имеется несколько базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике. Теории из области теоретической физики. Дедуктивные теоретические системы. В начале такой теории формулируется ее теоретическая основа, затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все доказательства теории строятся в соответствии с логикой. Дедуктивные теории строятся обычно на каких-то особых формальных языках. Геометрия Евклида. Проверка истинности научных теорий Проверку истинности теории (в отличие от эмпирического уровня) нельзя провести при помощи прямого наблюдения или эксперимента → возникает вопрос: какое знание следует считать научным, можно ли четко отличить псевдонаучные идеи и собственно науку? Для этой цели в разработаны 3 принципа:
1. Принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно эмпирически проверяемо. Иначе такое суждение либо является тавтологией, либо лишено смысла.
Конечно, не всегда понятия теории возможно проверить на практике. В этом случае используется косвенная верификация. Например, обнаружить на практике гипотетическую частицу кварк в настоящее время невозможно. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать экспериментально. Принцип верификации позволяет в первом приближении отделить научное знание от явно ненаучного. Но если теория построена так, что буквально все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу (идеология, религия, астрология), то необходимо использовать еще один принцип. 2. Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, т.е. опровержимость, т.е. только то знание, которое в принципе опровержимо, может претендовать на звание «научного». Несмотря на внешне парадоксальную форму, этот принцип имеет глубокий смысл. Например, никакого количества падающих яблок недостаточно для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Но для того, чтобы опровергнуть этот закон, будет достаточно всего одного яблока, которое полетело бы в небо. Поэтому именно попытки опровергнуть, т.е. фальсифицировать теорию, должны быть наиболее эффективными в плане ее подтверждения ее истинности и научности. Принцип фальсификации лишает любое знание законченности, абсолютности, неизменности. Но именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах.
3. Принцип рациональности: в природе существуют достоверные, закономерные и доступные разуму причинные связи. Сами работающие в науке ученые не считают вопрос разграничения научного и ненаучного знания слишком сложным. Они интуитивно чувствуют характер знания, т.к. только научное знание строится на рациональном принципе.
Методы научного познания В основе разработки каждого научного исследования лежит выбор метода исследования. Метод (в широком смысле) – способ познания действительности. Научный метод – система принципов и приемов, с помощью которой достигается объективное познание действительности. Классификация методов (может быть построена по-разному). 1. По применению на том или ином уровне научного познания:
2. По сфере использования метода:
Всеобщие методы 1. Анализ – расчленение предмета на составные части (св-ва и т.п.) с целью их всестороннего изучения. 2. Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в целое. 3. Абстрагирование – отвлечение от несущественных для данного исследования св-в изучаемого явления и одновременное выделение интересующих св-в. 4. Обобщение – установление общих св-в и признаков объектов. 5. Индукция – анализ отдельных фактов и синтез на их основе общего правила или закона природы (от простого к сложному). 6. Дедукция – построение заключений частного хар-ра на основе предшествующей рационально обоснованной теоретической идеи (от сложного к простому). 7. Аналогия – прием познания, при к-ром на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Общенаучные методы I. Чувственно-рациональные: 1. Наблюдение: · Непосредственное (информация поступает от объекта к субъекту напрямую); · Опосредованное (информация поступает от других источников → необходима проверка соответствия). 2. Описание (непосредственное и опосредованное). 3. Сравнение – сопоставление св-в или признаков 2-х или нескольких объектов. Объекты сравнения: Ø фактические данные и их источники; Ø мысленные образы, понятия; Ø выводы; Ø результаты действий. Правила сравнения: Ø Сравнивать можно только однородные и соизмеримые объекты или явления. Ø При сравнении в объектах следует устанавливать не только признаки сходства, но и различия. Ø Сравнение проводится прежде всего по существенным признакам.
4. Эксперимент. 5. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Моделью может быть не только устройство, но и любой образ (мысленный или условный – чертеж). Частный случай моделирования – реконструкция – восстановление первоначального облика объекта по его остаткам или описаниям (динозавры).
II. Математические методы: 1. Измерение (прямое и косвенное). 2. Вычисления (большое значение в науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов). 3. Геометрические построения – используются в случае, когда непосредственное изучение затруднено (модель системы спасения при крушении самолета). Частные методы естественнонаучные методы, используемые в исторических исследованиях: 1. Физические и химические методы (анализ веществ и материалов; определение абсолютного возраста пластов). 2. Биологические методы (палеонтологические). Географические методы. 4. Антропологические и антропометрические методы (определение внешности по останкам).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|