Использование нетрадиционных методов обучения в развитии связной речи дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие связной речи. В речи дошкольников, а особенно у детей с общим недоразвитием речи, имеют место типичные проблемы: скудный словарный запас; нарушения звукопроизношения; односложная, состоящая из простых предложений речь; неумение согласовывать слова в предложении. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приемов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик. Цель профессиональной деятельности - создание условий для эффективной коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Задачи: создать благоприятные условия для детей дошкольного возраста с учетом их индивидуально-психологических особенностей; совершенствовать логопедическую работу с учетом промежуточной и итоговой диагностики для обеспечения стабильной положительной динамики; организовать интегративное взаимодействие со специалистами ДОУ по коррекции речевых нарушений у детей на основе общения и сотрудничества. Коррекционно-логопедическую работу выстраивается с учетом образовательных потребностей ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Основной формой работы с дошкольниками логопедической группы являются как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. Зная, что дети быстро устают, не концентрируют своего внимания на учебном материале, нужно строить свои занятия так, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес. Для этого широко использую наглядность, игры (дидактические, подвижные, настольно-печатные, словесные). С их помощью на логопедических занятиях решаю различные коррекционные задачи:
автоматизация и дифференциация звуков (игры: "Звуковые дорожки", "Звуковое домино", "Звуковички", "Чудесный мешочек", "Подбери картинку", "Поле чудес", "Поймай на удочку", "Слова вокруг нас"); развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов (игры: "Звуковые шапочки", "Звуковой кубик", "Цепочка слов", "Составь и прочитай слово", "Шифровки"); преодоление аграмматизмов (игры: "Один и много", "Звуковое домино"); развитие связной речи (с помощью всех игр). Подвижные игры помогают не только реализовать двигательную активность, но и автоматизировать поставленные звуки. Можно использовать элементы сказок, сюрпризов, перевоплощаемся с детьми в героев сказок, зверят, провожу релаксационные, динамические паузы, пальчиковые игры и упражнения. Создаются собственные компьютерные задания на дифференциацию звуков и букв, занятий по обучению грамоте ("Разноцветные кружочки", "Угадай, какое слово спряталось", "Найди ошибку", "Звуковички"), пополнению и уточнению словаря, презентации по лексическим темам. Используются современные образовательные технологии: ИКТ ("Игры для Тигры", "Антошка. Читаем сами", "Артур. Конкурс добрых дел", "Артур. Строим домик на дереве", "Мой мир: Скоро в школу", "Супердетки. Учим буквы", ТРИЗ, мнемотехника, метод наглядного моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, что значительно повышает эффективность занятий, позволяет вести обучение с широким использованием наглядности, дает возможность разнообразить работу, помогает повысить мотивацию к обучению у детей с ОНР, закрепить знания, выполнять задачи логопедической работы более эффективно.
В процессе занятий применяются различные формы оценки: в форме эмоционального отношения; оценочного суждения (словесного поощрения и др.), символа (цветовые символы, "солнышко", "тучка" и т. п.). Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, профилактике дисграфии. Для этого создаётся предметно-развивающую среду, где используются разные технологии: пальчиковые игры; арсенал дидактических игр для развития мелкой моторики ("Разноцветные клубочки", "Помоги Золушке", "Волшебная проволочка", "Заплети Маше косы", "Волшебный орешек", Цветные палочки" и т.д.); центр песка и воды. В результате у детей расширяется лексический состав языка, формируется грамматический строй речи, фонетико-фонематическая система языка (просодическая, произносительная сторона речи, слоговая структура слова), навыки языкового анализа и синтеза, грамота (умение называть буквы русского алфавита, умение "печатать" буквы, слоги, слова, предложения, умение читать), коммуникативные навыки, связная речь. Для обогащения словарного запаса используются следующие игры: "Волшебная шкатулка", в которую собирали (рисовали, обозначали при помощи символов) слова, "Шифровальщики", "Заколдуем слова", "Что еще?", "Фокусники". При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно взять за основу сенсорно-графическую схему В.К.Воробьёвой. Наглядная схема служила для детей своеобразным зрительным планом. Ребенок знал, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Для этого каждому ребенку раздавала листы с шестью ячейками, беседовали по данной теме, выбирали основные моменты и придя к общему мнению зарисовывали в таблицу символы. Схематично изображали персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, отражали то, что считали нужным отразить в таблице. Дети рассматривали таблицу, разбирали, что на ней изображено. После дети составляли рассказ-описание с опорой на символы (образы). Совместно с детьми составили мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах и фруктах, посуде, одежде, птицах и животных. При обучении пересказу на начальном этапе используются опорные картинки, затем заменяла их условными схемами. На более поздних этапах дети сами составляли простые схемы-рисунки. Например, пересказывая сказку про Курочку Рябу, курицу можно изобразить с помощью большого и маленького кругов и треугольника (клюв), стрелками показывали действие "бил-бил, не разбил", слезы - маленькими точками. [7, с.201 - 226]
Заключение
Воспитание и коррекция с помощью различных нетрадиционных методов связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг). Символическое выражение различных функций предмета и явления позволяет увидеть его в новом ракурсе, в иных отношениях с миром, установить его новое значение и продвинуться в направлении положительного разрешения конфликтной ситуации. В основе создания продуктов деятельности в процессе терапии лежит система побуждений, где основным является: выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные нетрадиционные терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Литература
. Казакова Л.А Воспитательные технологии для детей подростков с ограниченными возможностями здоровья./Л.А. Казакова - Ульяновск, 2010. - 54 с. . Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Добровольская, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова - М: ИЦ "Академия", 2001 - 248 с.
. Ашкарова В.Ю. Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич/В.Ю. Ашкарова//Школьный психолог № 14 - 2011 - С. 69. . Гурвич П. Т. Центр лечения верховой ездой. / П. Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт №2 - 1997- С. 26-27. . Катрин Эльтце "Верховая езда как спорт для умственно-отсталых людей". / К. Эльтце. // Коневодство и конный спорт №3 - 1995 - С. 24-30. . Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планиование,конспекты занятий. - Под редакцией Р.Г.Казаковой./Р.Г. Казакова - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 128 с. . Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. /Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 - 304 с. . Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. /Л.П.Носкова,Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. - М.: Просвещение, 1993 - 224.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|