Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.




Духовная деятельность.

1) Дух.-теоретическая (производство духовных ценностей. Продукты: мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые принимают формы: научных, филосовских, религиозных и художественных произведений, законодательных актов)

2) Дух.-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и освоение духовных ценностей)

Результатом дух. деят. является изменение сознания людей.

Особенности дух. производства.

1) Дух. произ. тесно связано с материальным производством.

2) Дух. произ. осуществляется как правило особыми группами людей, деят. которых является профессиональной.

3) Дух. произ. наряду с профес. деят. включает в себя деят., постоянно осуществляемого народом.

4) Продукты дух. произв. создаются не только для удовлетворения существующих в обществе потребностей, но и для самореализации мыслителя, художника.

5) Между моментом создание дух. продукта и времени раскрытия для др. людей, нередко существует промежуток времени.

Сохранения и распространение дух. ценностей.

Учреждения: музеи, библиотеки, архивы, школы, СМИ.

Особенности духовного потребления (освоения)

1) Дух. ценности выступающие предметом потребления в процессе удовлетворения дух. потребностей не исчезают, а обогащают дух. мир человека, становятся его принадлежностью.

2) Процесс дух. потребления является в определенной мере и процессом дух. производства (восприятие дух. ценностей носит творческий характер)

3) Дух. потребление имеет свою направленность, требуют определенных усилий использования соответствующих средств.

Мировоззрение и ее виды.

Мировоззрение – система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его жизни и деят.

Типы мировоззрения:

Обыденное (+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека. – мало использует опыт др. людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания, как элемента мировой культуры.

Религиозное (основа которого является религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой культуры, как Библия, Каран, священные книги буддистов, Талмуд. + тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем связанных с дух. потребностями человека, стремление дать человеку веру в его возможности, достижение поставленных целей. – непримеримость к др. жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки)

Научное (+ прочное обоснованность достижений науки, реальность, содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственным и соц.-практ. деят. людей. – человек не знает в нем преобладающего места)

Значение:

1) Дает человеку ориентацию для всей ее практической и теоретической деят.

2) Дает людям понимание того, как достичь намеченных целей, вооружает людей методами познания и деят.

3) Мировоззренческие ценностные ориентации позволяют человеку находить истинные ценности жизни и культуры, отличать то, что имеет реальное значение для человека, от того, что имеет ложный характер.

Менталитет – совокупность итогов познания, оценка его на основе предшествующей культуры и практической деят., национального сознания, личного жизненного опыта.

Дух. культура.

Формы культуры.

Массовая культура:

1) рассчитана на массового зрителя (общедоступность)

2) развлекательная направленность

3) серийность, тиражируемость

4) пассивность восприятия

5) не требует интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия

6) коммерческий характер

7) стандартизация содержания

Элитарная культура:

1) сложная по содержанию и потому требует определенную подготовку для восприятия

2) рассчитана на узкий круг, разбирающихся в искусстве людей

3) некоммерческий характер

4) является предметом оживлённых споров

5) отражает стремление создателей к творческому самовыражению

Диалог культур – взаимообмен, взаимопроникновение, взаимообогащение культур.

ЗАДАНИЯ

Дайте обоснованную оценку значения духовной культуры в жизни человека.

- духовная культура содействует формированию нравственных норм и системы ценностей;

- способствует раскрытию человеческих способностей, его самореализации;

- влияет на формирование мировоззрения, гражданской позиции

Назовите основные элементы духовной сферы жизни общества.

- наука, мораль, религия, искусство, образование.

Угрожает ли развитию культуры появление новых, конфликтующих с традиционными культурных явлений. Аргументируйте свой ответ.

- нет, возникновение новых, конфликтующих с традиционными явлений, развитию культуры не угрожает, так как конфликт традиций и новаций свидетельствует не об остановке культуры, а, напротив, о её развитии.

- Например: а) конфликт будущих художников-передвижников и Академии художеств в середине XIX века; б) скандал, вызванный первой выставкой французских импрессионистов; в) осуждение музыкального творчества Шостаковича за формализм.

Известный в свою эпоху литератор создав первый детективный роман, стал основателем жанра. Современники находили его произведения странными и плохо их раскупали, но критики благожелательно отзывались о детективах писателя. Прошли десятилетия и детективы стали одним из популярнейших жанров развлекательной литературы. Какие черты развития культуры отразились в данном фрагменте? Назовите любые три.

- одним из путей развития культуры является новаторство;

- новаторские произведения, как правило, являются элитарными и отвергаются большинством общества своей эпохи;

- как элитарные произведения они вызывают одобрения критиков;

- со временем произведения элитарной культуры могут стать массовыми.

По мнению русского философа Н. А. Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку или опровержение мнения известного мыслителя.

Убедительные аргументы, например:

- старая культура, ориентированная на развитие и демонстрацию уникального духовного мира человека, зачастую оставляла в тени проблему его реальных физических качеств; Машинная, техническая цивилизация опасна для души, потому что:

- производство духовных ценностей приобретает коммерческий характер;

- духовные ценности становятся стандартизированными и утилитарными;

- живое человеческое общение заменяется суррогатной формой.

Звезда телесериалов снялась в некоммерческом чёрно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

- фильм относится к элитарной культуре, так как:

- носит некоммерческий характер;

- для него характерна высокая содержательная и эстетическая сложность;

- он доступен ограниченному кругу специалистов и знатоков.

Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, звёздный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение? Приведите три обоснования этого предположения с позиций знания основных форм культуры.

- произведение имеет развлекательную направленность (захватывающий сюжет и т.п.);

- произведение рассчитано на массового зрителя (привлечение звёзд, легко запоминающиеся песни);

- произведение имеет коммерческую направленность.

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

- сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

- использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

- использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни как романс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...