Что свойственно диалогу культур? Назовите любые два его проявления.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 - уважение к уникальности каждой культуры; - взаимопроникновение и взаимообогащение культур; - обмен ценностями культур; - интернационализация культур. Перечислите любые три функции современной науки. - культурно-мировоззренческая функция; - познавательно-объяснительная; - социальная; - функция науки как непосредственной производительной силы общества; - функция катализатора непрерывного совершенствования производства. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления. проявления социальной функции науки, например: - социальное развитие и управление; - социальное прогнозирование; ПРИМЕРЫ: - демографы анализируют динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства; - экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета на следующий год; - учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества. 12. Приведите примеры проявления культурно-мировоззренческой функции науки. -культурно-мировоззренческая функция влияет на формирование научного мировоззрения и проявляется в том, что наука занимается разработкой таких проблем как: - происхождение жизни на Земле; - происхождение человека; - проблем, касающихся структуры материи и строения Вселенной. Приведите примеры проявления функции науки как непосредственной производительной силы общества. Наука становится постоянным источником новых идей, указывющих пути развития материального производства. Т.е. она превращается в непосредственную производительную силу. Например:
- исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии; - благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления; - изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники. Приведите примеры производственной функции науки, (катализатор процесса непрерывного совершенствования производства). - Наука осуществляет решающий поворот в сторону практики. Так например, решающую роль в современном производстве играют информационно-интенсивные технологии: - а) с помощью биотехнологий производится в больших количествах кормовой белок, различные медикаменты; - использование ультразвука для сверления и резки металлов в сверхпрочных материалах; - разработаны и внедрены в производство мембранная, лазерная, плазменная и другие технологии, качественно изменяющие производственные процессы. Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартья Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за свой вклад в развитие экономической теории благосостояния, учёный занимался теорией распределения ресурсов в обществе. Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Ответ поясните. Приведите свой пример проявления данной функции науки. - Функция науки - социальная, потому что предлагая теорию распределения ресурсов, наука помогает решать острые социальные, экономические и политические проблемы человечества. Таким образом наука участвует в социальном развитии и управлении социальными процессами. - примеры проявления данной функции науки: - научная разработка решения экологических проблем;
- научное обоснование стратегии борьбы с мировым терроризмом; - научный анализ путей преодоления межнациональных конфликтов. Известны слова поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и к Их последствиям? Приведите два примера, подтверждающих ваши выводы. - Слова поэта имеют непосредственное отношение к современным научным открытиям, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например: - развитие генной инженерии позволило вывести новые сорта растений и животных, но привело к утрачиванию генов, которые могут понадобиться в будущем. - развитие ядерной энергетики вооружило человечество новым источником энергии, но аварии на АЭС вызывают большое число жертв и огромные материальные потери. Известно, что постепенное накопление научного знания время от времени «взрывается» научными революциями. Чем характеризуется этот период в развитии науки. Назовите две черты. Приведите пример научной революции. Черты научной революции: - отказ от ранее принятых в науке представлений; - выдвижение новых гипотез; - разработка новых теорий; - объяснение известных фактов с позиции новых теорий. Пример научной революции: фундаментальный пересмотр положений физической науки в начале прошлого века. Назовите основные направления политики государства в области науки (воздействия государства на науку). - Потребности развития общества обуславливают появление так называемого социального заказа, который государство предъявляет учёным (науке). Так определяется проблематика научных исследований. Например, найти способы избавления человечества от онкологических и других тяжёлых заболеваний. - Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы. Государство планирует выделение бюджетных средств на развитие науки. Например, в Р.Ф. остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т.е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов, но от которых зависит развитие и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
Назовите основные ступени (структурные элементы) системы образования в Р.Ф. - дошкольное образование; - общее (включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее); - профессиональное (начальное, среднее, высшее и послевузовское). Учёные полагают, что социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей на основе комплекса норм и статусов, регулирующих их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами. Образование является социальным институтом, так как: - образование - исторически сложившийся институт передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров; - образование представляет собой совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий; - образование действует в рамках определённых норм, например, закон об образовании, государственные образовательные стандарты и т.п.; - можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя общеобразовательного учреждения, методиста и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|