Тема 10.Технология педмастерских и мастер-классов
1. История развития и сущности технологии педагогических мастерских. 2. Технология мастер-классов.
Практические задания
1. Сделать презентацию по данной теме. 2. Разработать программу педагогической мастерской Тема 11.Технология оценки качества результатов образовательной деятельности студентов Качество образования в вузе и пути его достижения Педагогическая диагностика 3. Классификация видов и форм оценивания студентов 4. ФОСы, КИМы 5. Тестирование. Технология разработки тестов. Границы применения тестов. 6. Портфолио как форма аутентичного оценивания деятельности студентов. Индивидуально-куммулятивный индекс.
Практические задания 1. Презентация по качеству образования 2. Разработать тест (не менее 10 вопросов) по одной из учебных дисциплин 3. Эссе о портфолио в образовательном процессе. (с обязательной оценкой этой формы) Вопросы к экзамену (зачёту)
1. Современные образовательные технологии: понятие, признаки, классификация. Специфика современных образовательных технологий в вузе. 2. Инновационные дидактические технологии в высшей школе. 3. Классификация технологий и отличительные признаки. Качественное своеобразие образовательных технологий. Выбор и проектирование новых образовательных технологий в вузе. 4. Технология активного обучения в вузе. Характер учебной деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем, проблемы организации групповой учебной деятельности студентов и их решения с помощью технологий активного обучения. 5. Контекстное обучение. 6. Технология проектного обучения. Проектные методики как средство развития творческой личности студента. История метода проектов. Образовательный ресурс и статус метода проектов.
7. Типология проектов, формы их исполнения и презентации. Этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. Границы и трудности использования метода проектов. 8. Технология модульного обучения. История, сущность, способы реализации. Возможности и риски. 9. Технология рейтинга учебных достижений. Технология модульно-рейтингового обучения: дидактическая характеристика модульного обучения, педагогический мониторинг, различные подходы к формированию рейтинговой системы, новые подходы к контрольно-оценочной деятельности. 10. Технологические карты. 11. Курс-юниты в модульной системе. 12. Портфолио как образовательная технология. Опыт применения портфолио в России и за рубежом. Модели портфолио. Портфолио как форма аутентичного оценивания деятельности студентов. Проблемные портфолио. Особенности организации занятий с использованием портфолио. 13. Технологии эффективной педагогической коммуникации. Сущность, педагогические возможности. Стратегии и приемы. Современные коммуникативные технологии. Технология проведения семинара в форме диалога. Технология повышения коммуникативной компетентности преподавателя вуза. 14. Технология «Дебаты». Исторический обзор. Виды дебатов. Дебаты в формате Карла Поппера. Дебаты других форматов. Возможности «Дебатов» для образования и воспитания учащихся. 15. Аргументация и искусство спора. 16. Дискуссии, виды, технологии проведения. 17. Технологии балинтовской сессии, интеллектуального спонсорства, информационного лабиринта. 18. Критическое мышление. Технология развития критического мышления. 19. Рефлексия как современная технология в образовании. Технология рефлексии и её формы в обучении. 20. Вербальная и невербальная рефлексия (художественные образы, музыкальные и т.п.. Методы организации и самоорганизации рефлексивной деятельности на личностно-ориентированном занятии.
21. Кейс-технологии в образовательном процессе. История метода Case Study (CS). Образовательный ресурс метода. Сущность кейс-метода и разнообразие подходов к созданию и применению кейс-технологий в современном образовательном процессе. 22. Структура и виды кейсов. Источники кейсов. Конструирование кейсов. Видеоматериал как источник кейсов. Навыки, формируемые CS. 23. Технология работы с кейсом в учебном процессе. 24. Учебная и педагогическая деятельность в CS. 25. Информационные Интернет технологии в высшем образовании. Информационные технологии с позиции компетентностного подхода в образовании. 26. Особенности проектирования интнрнет технологий, отбора содержания, реализации. Возможности информационных технологий для реализации принципов блочно-модульного обучения и в дистанционном образовании. 27. Электронные учебные пособия и ресурсы. 28. Сетевые образовательные технологии. 29. Образовательный веб-квест - (webquest) как тип учебного интернет-ресурса. Структура ВК. Виды ВК. Виды задания для веб-квестов. Возможности и риски. 30. Конструирование веб-квестов. Требования к критериям оценивания. 31. Технология, основанная на подкастах. Аудио - и видеофайлы, содержащие записи лекций по различным предметам, презентации и другие вспомогательные учебные материалы. 32. Интеллект-карты как образовательная технология. Алгоритм составления интеллект-карт. Виды интеллект-карт. Применение интеллект-карт в обучении студентов и в деятельности преподавателя вуза. Интернет-ресурсы. Программы и сервисы для составления интеллект-карт. 33. Технология педагогических мастерских и мастер-классов. Исторический обзор, этапы подготовки, отбор содержания, результат и его оценка. 34. Технологии оценки качества результатов образовательной деятельности студентов. Педагогическая диагностика. Современные требования, предъявляемые к качеству образования. Классификация видов и форм оценивания деятельности студентов. Тестирование. Сущность, содержание, методика, организационные аспекты. 35. Технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя вуза.
36. Технология позиционного обучения.
Основная литература Андреев А.А. Педагогика высшей школы: (Прикладная педагогика): Учеб. пособие. – М., 2000. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции.- М., 2004. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. -№8. Андрюхов Б.Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей //Директор школы.-2010.-№4.-С.61-65. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., 1986. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Педагогика-Пресс, 1995. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997. Беспалько Е.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190с. Богданова О.Г., Маршева В.М. и др. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран. - М.,1988. Бьюзен Т.и Б.Супермышление.Мн.Попурри, 2007. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99.- http://ito.bitpro.ru/1999 Васильева Т.В. Модули самообучения //Вестник высшей школы. -1988. -N6. -С.86-87. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: Педагогическое общество России, 2004. Гареев В.М.. Куликов С. И.. Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. -1987. -№ 8.- С.30-33. Григорьев А.К. Высшая школа: проблемы воспитания.- Л., 1981. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.-240с. Долженко О. Очерки по философии образования. - М., 1995. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: Учебное пособие – М.: Логос, 2003.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилен, 2001. -- с. 121-141. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. С-Пб., 2003. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень, 1978. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие.- СПб.: Речь, 2002. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М.: Высшая школа, 2004. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания.- 2001.- №2. Загашев И.О., Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Альянс «Дельта», 2003.- 284с. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Альянс «Дельта», 2003.- 192с. Закорюкин В.Б.. Панченко В.М.. Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам / Проблемы вузовского учебника. - Вильнюс: ВГУ. 1983 с.73-75. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975. Иванов И.«Критическое мышление» в контексте реализации ФГОС//Спр-к зам. дир.-2013.-№12. Инновационное обучение: Стратегия и практика. / Под ред В.Я.Ляудис. - М.,1994. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов / Д.В. Люсин. – М., 1991. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1996. Милославский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.,1991. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. Минский М. Фреймы для представления знаний - М.:Энергия. 1979. -150с. Никитин Г.З., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения.- СПб., 1992. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002,№ 7.- http://vio.fio.ru/vio_07 Новые педагогические и информационные технологии в образовании / Под ред. Е.С. Полат.- М., 1999. Общая концепция университетской магистратуры.- М.,1993. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О.Н.- СПб.: Аграф, 2004.- 100с. Павлова Т.А., Матяш Н.В. Методы активного социально- психологического обучения..- М.: Академия, 2010. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы.- М., 1999.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.- М., 1991. Попков.В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. - М.: Академия, 2003. Попков.В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2004. Психологический анализ учебной деятельности. / Под ред. В.Д.Шадрикова и др., М., 1991. Синергетическая парадигма: Синергетика образования. Сб. ст.- М., 2007. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.,2005. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорн. Информ. НИИВО, Вып. 4. М., 1996. Вып. 10. М.,1997. Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. - Ростов н/Д., 1997. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. - М.: Академия, 2006. Формирование учебной деятельности студентов.- М., 1989. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума.- М., 2004. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?- М., 2005. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: Юнити, 2002. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996. Шумякова Н.В. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США // Проблемы зарубежной высшей школы. Обзорная информация. 1992. Вып.4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас: Швиеса, 1989 -271с. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М., 1986.
Дополнительная литература Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1989. -117с. Бакшеева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. - М., 2006. Барский А.В. Параллельные информационные технологии. М.: Бином,2013. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов.- М., 1981. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.2003. Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М., 1986. Ильясов И.И., Мальская О.Е. О формировании приемов деятельности учения у студентов. // Проблемы программированного обучения / Отв. ред. Талызина Н.Ф.- М., 1979. Катаханов М.И.. Карпов В.В.. Свиридова Н.Г. Новые технологии обучения на ФПК: Теория, опыт, проблемы. Кн.2. – М.: Высшая школа. 1991. -49с. Коджаспирова Г.М. История педагогики в схемах и таблицах. - М., 2017. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия/ Сост. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. - М., 2005. Логинов И. И. Имитационное моделирование учебных программ. - М.: Педагогика. 1980. -127с. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М.,1992. Нелина Т. Н. Современные образовательные технологии в иноязычном образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 102-104. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.,1985. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания.- М., 1975. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. - М., 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|