Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача 2. Предотвратить дальнейшее истощение лесосырьевой базы.

 

Лесозаготовительная отрасль является основой жизни многих населённых пунктов страны, поэтому ни в коем случае нельзя допускать ее уничтожения.

Пояснение

 

Прописанная в существующем лесном Кодексе «схема работы» лесозаготовительной отрасли ставит под угрозу само ее существование.

Передача казенных лесов в аренду – краеугольный камень этого.

В 1990-х годах в разных регионах России было начато восстановление былой практики продаж древостоев в рубку на открытых торгах (аукционах). Это незамедлительно и многократно увеличило лесной доход, по сравнению с поступающими средствами от параллельно практикуемой процедуры внерыночной (бестоварной) передачи лесов заготовителям древесины в так называемую аренду (см. об этом на с. 119 в сборнике статей И.В. Шутова «Разрушение и воссоздание лесного хозяйства России». Тр. СПбНИИЛХ, 2003, вып.6).
Тем ни менее, второй способ – передача лесов в аренду был закреплен в Лесном Кодексе 2006 г. и реализуется уже более 10 лет. Как способ организации хозяйственной деятельности в казенных лесах, передача их арендаторам-временщикам была испытана в России еще в позапрошлом веке. Полученный тогда четкий негативный результат был зафиксирован в официальных документах. Иного результата, трудно было и ожидать, так как возвращение государству взятого арендатором на время имущества (в том числе срубленных древостоев и вывезенной из леса древесины) в нашем случае физически невозможно. Кроме того, арендатор всегда был и останется временщиком, не заинтересованным в том, чтобы вкладывать большие деньги в не принадлежащее ему имущество. На деле арендатор заинтересован лишь в многократном получении прибыли.

Как следствия всего этого: завышена т.н. рассчетная лесосека, не производится анализ лесохозяйственной деятельности за предшествующий период как не выгодный арендаторам, лесохозяйственные мероприятия на ввереном ему участке планирует сам арендатор исходя только из показателей ожидаемой прибыли, из-за экономической невыгодности вкладывать средства и привлекать профессионалов для восстановления лесов наблюдается либо полное отсутствие лесовосстановления арендаторами, либо не достаточное или ущербное. Система учета лесных ресурсов (лесоустройство) превратилась в фарс: лесоустройство на 90% не соответствует реальному положению вещей и отражает лишь интересы бизнеса.

Все это ведет к уничтожению лесосырьевой базы и лесной отрасли!

 

Решение

• Воспроизводство лесов и лесовосстановление необходимо сделать функцией государственного лесного хозяйства. Учитывая состояние лесосырьевой базы, лесовосстановление должно быть приоритетным направлением.

• Передачу лесов в рубку необходимо сделать функцией государственного лесного хозяйства. Исходя из того, что Лесное хозяйство России является стратегическим ресурсом, необходимо на законодательном уровне отменить любую аренду лесных насаждений с целью заготовки деловой древесины, юридическими и физическими лицами. Юридических и физических лиц привлекать к работам в лесохозяйственной отрасли только на договорной и возмездной основе, не давая им права распоряжаться добытой древесиной и реализовывать ее. Реализовывать добытую древесину «на корню» и ее сортименты на государственных лесных аукционах.

• Однозначное признание леса (участка леса) недвижимым имуществом, что определяет его юридический статус. Лес – это целостность, состоящая из многих элементов, в числе которых не может не присутствовать земля. При отделении земли от того, что находится на ней и в её верхнем слое, лес перестает быть не только физической реальностью, но и юридической категорией.

• Принять государственные меры по реальной оценке существующих лесных территорий с целью получения общей картины по России, изменяющейся во времени – то есть восстановить полноценное государственное лесоустройство.

• Прежде всего, следует наращивать объемы полноценных (не актуализации) лесоустроительных работ до минимально необходимых для восстановления постоянной актуальности материалов лесоустройства на всей территории зоны активного лесопользования. Для этого понадобиться устраивать ежегодно в течение как минимум 10 лет не менее 35-40 млн. га лесов.

 • Необходимо узаконить обязательность проведения лесоустройства в зоне интенсивного лесопользования с периодичностью в 10 лет, увеличивая долю наземных таксационных работ глазомерно-измерительным методом в сочетании с современными методами дешифрирования материалов аэро- и космосъемки.

• Следует восстановить (переиздать) и утвердить в качестве нормативного документа лесного хозяйства «Правила внесения текущих изменений в материалы лесоустройства» издания 80-х годов, что обеспечит функционирование процесса непрерывной актуализации материалов периодического лесоустройства.

 • Одновременно в кратчайшие сроки необходимо внести изменения в Лесной кодекс и подготовить новую лесоустроительную инструкцию. Обязательной технической основой при этом должны оставаться компьютерные информационные технологии. Разнообразное на сегодня, лесоустроительное программное обеспечение должно совершенствоваться в направлении профильной унификации в рамках требований лесоустроительной инструкции.

• Итоговым результатом проведенных лесоустроительных работ должен быть обязательный для выполнения лесничим долгосрочный план (именно план, а не проект плана) хозяйственной деятельности в конкретных лесных участках.

• На основе полученной в результате лесоустроительных работ информации типизировать леса по следующим категориям с разными способами эксплуатации:

(а) ненарушенные естественные леса – выделяемое национальное лесное наследие - с полным выводом из этих территорий лесозаготовок, с обязательной дифференциацией регионов в соответствии с климатическими, экологическимии историческими условиями;

(б) потенциальные территории для национального лесного наследия – леса, пройденные выборочными рубками, или старыми рубками, с возможностью восстановления естественным способом (эти территории также должны быть выведены из эксплуатации);

(в) сильно нарушенные территории, старые вырубки, редколесья, заброшенные сельхозземли, гари, свежие вырубки без возможности естественного восстановления, территории для создания лесных плантаций. Внутри последней территории необходимо также учитывать экологические требования (водоохранные зоны, рельеф, почвы и т.д.).

• Восстановить леса категории (б) (см. выше) до состояния естественных лесов, характерных для конкретных регионов, ландшафтов, биогеоценозов и/или благоприятных в местных условиях. Территории категории (в), имеющей чаще всего хорошую инфраструктуру.

• Повсеместно создать лесные плантации для быстрого получения продукта –древесины с заданными свойствами.

Возможны два пути создания плантаций: обложение налогом на лесовосстановление существующих лесопользователей и других предприятий лесного комплекса (с последующим переходом лесопользователей на плантационное выращивание древесины) и/или обязательность создания новых
плантаций с последующим переходом на них.

• Обязать лесопользователей не увеличивать объём лесозаготовок в течение переходного периода.

• Принять меры для резкого снижения потерь древесины на самих вырубках и при её вывозке из леса (по мнению многих экспертов, эти потери могут достигать 30-50 % от исходного запаса в древостоях).

• Запретить вырубать древостои, не достигшие возраста хозяйственной спелости. То есть той, только при наступлении которой продажа древостоев в рубку на не захваченных монополиями рынках, может приносить собственнику лесов (государству и его лесничествам) наиболее высокий лесной доход и такую же прибыль.

• Отменить противоречащий Конституции РФ (в т.ч. ст. 3, ст. 9 Конституции РФ) федеральный закон о территориях опережающего развития N 473-ФЗ от 29.12.2014, позволяющий выборочную и сплошную вырубку лесных массивов резидентами ТОР.

Необходимо полностью прекратить разведку и добычу полезных ископаемых, влекущие за собой сплошные или выборочные вырубки лесных массивов в регионах повышенного биоразнообразия, регионах с малой лесистостью, на территориях ОЗУ и т.д.

• Восстановить (техническое) коноплеводство, льноводство. Разработать программу государственной поддержки производителей технической конопли и льна. Конопляное сырье на 400% продуктивнее древесины при производстве бумаги. Из 1 ГА конопли можно произвести больше бумаги, чем из 8 Га леса. При этом конопляная бумага не требует отбеливания, не желтеет, она прочнее и долговечнее бумаги из древесины.

• Для регионов c ненарушенными лесами и центрами повышенного
биоразнообразия (категория (а)) разработать программу развития
экологического туризма. Ввести обязательный экологический сбор для туристов.

 

Эффект

• Устойчивое развитие лесного комплекса, восстановление лесосырьевой базы.

• Получение постоянной прибыли государства и благоприятные долгосрочные экономические перспективы.

• Снижение климатических рисков и связанных с ними неблагоприятных и катастрофических природных явлений.

• Создание новых рабочих мест и закрепление населения в отдаленных населенных пунктах.

• Снижение рисков природных пожаров, вызванных человеком в «бесхозных» лесах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...