Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача 3. Восстановить систему контроля лесных ресурсов

Пояснение

 

Лесничие утратили статус производителей и охранителей лесных благ, обязанных, кроме всего прочего, формировать то, что у нас издавна называли лесным доходом государства как собственника лесов.

Число лесничеств (лесхозов) в России резко сократили, а площади оставшихся существенно увеличили. Это увеличило варьирование характеристик лесов внутри границ каждого лесничества, а также всего того, что оказывает решающее влияние на результаты и экономическую эффективность лесохозяйственного производства. В соответствии с изданными МПР официальными нормативами, сметы отпуска леса в рубку продолжают составлять в привязке к таким обширным и неоднородным территориям, какими являются «новые» лесничества, что гарантирует получение резко преувеличенных цифр расчетных лесосек. Причина указанного лежит на поверхности. Это включение в базу расчетов того, что складывать нельзя, а именно, запасов древесины в лесах, где возможна и где невозможна рентабельная предпринимательская деятельность по заготовке древесины. На эту «странность» в логике МПР накладывается «железная» заинтересованность заготовителей древесины рубить то, что лучше и ближе.

За последние 10 лет штат лесной службы на местах уменьшился в 10 раз. Некоторые лесничества не имеют собственных машин для выезда на лесосеки или бензина для машин, в некоторых поселках имеется лишь один лесник (например, в Томской области: 1 лесной работник на 400 тыс. ГА леса), не имеющий возможности возразить лесному бизнесу. Лесничества существуют только «на бумаге», с фиктивным штатом. По этой причине наблюдается тенденция сращивания лесничеств с криминальной лесоторговлей.

 

Утрачена практика организации наземной охраны леса от пожаров и браконьеров силами лесной стражи (охраны), входившей раньше в штат лесничества и обремененной персональной ответственностью за то, что происходит в закрепленных за этими людьми участках леса.

 

Утрачено полноценное, «классическое» лесоустройство, представляющее собой единую систему: инвентаризацию лесов, организацию их территории, анализ лесохозяйственной деятельности за предшествующий период, долгосрочное планирование видов и объемов лесопользования и лесовыращивания (в широком смысле этого слова), а также сопряженных с хозяйственной деятельностью расходов и доходов. И все это, как известно, делалось не однократно, а повторялось во времени (например, через 10 лет), что позволяло увидеть динамику в изменениях характеристик лесов в зависимости от проведенных (или не проведенных) там хозяйственных акций, а также оценивать – тоже во времени – профессиональный уровень работы лесничих.

 

Такое полноценное лесоустройство в настоящий момент заменено набором разрозненных операций.

 

Существующая система Государственной Инвентаризации Лесов (ГИЛ), которая фактически является таксацией, не приемлема из-за ошибочности методики. Принятый в действующей ГИЛ в качестве единственного, статистический метод не оправдал себя. Метод не дает приемлемых ни качественных, ни количественных характеристик лесного фонда страны. Из 1.1 млрд. га лесов Росси не более 200-300 млн. га считаются условно доступными для закладки пробных площадей по регулярной сети ГИЛ. На остальной территории проведение ГИЛ – из-за бездорожья - бесполезная, авантюрная затея. Тем не менее, российская ГИЛ проводится на всей территории Российской Федерации, тратятся немалые средства, несмотря на очевидную нелепость, скажем, «определения социального статуса деревьев», или «распределения лесных земель по покрытию хворостом» на бескрайних просторах малонаселенных лесов Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока. Российская лесная общественность вправе поинтересоваться у авторов ГИЛ 2007 г., почему была принята технология, которая по своим концептуальным положениям и практическому применению оказалась абсолютно непригодной для Российских условий, и как так вышло, что она фактически заняла место лесоустройства в государственном бюджетном финансировании.

 

Решение

• Возродить полноценную лесохозяйственную отрасль на основе приоритета интересов лесного хозяйства, имеющих стратегическое значение для страны.

• Увеличить штат лесничеств, зарплату лесничих и других сотрудников лесоохранного направления.

• Улучшать и сохранять лесное имущество - все то, что не обходимо для эффективной хозяйственной деятельности и обеспечения достойного уровня жизни персонала. Это – лесные дороги, сети мелиоративных каналов, производственные и жилые здания, питомники, технические средства для обнаружения лесных пожаров, машины разного назначения, средства
передвижения, связи, компьютерная техника и
соответствующее программное обеспечение.

• Восстановить наземную систему охраны леса от пожаров.

• Восстановить лесную стражу для защиты от браконьеров, «черных лесорубов» и т.д., наделить лесную стражу соответствующими полномочиями.

•  Восстановить полноценное, «классическое» лесоустройство.

•  Необходимо отказаться от выборочно-статистического метода изучения лесов на всей территории страны, как несоответствующего специфике российских условий и наличии альтернативных, менее затратных и одновременно более точных методов учета.

•  Государственная инвентаризация лесов может состоять из двух информационных блоков:

- учет методом суммирования агрегированных данных лесоустройства в интенсивной зоне лесопользования и лесного хозяйства;
- учет лесов остальной (экстенсивной) территории лесного фонда на основе дешифрирования материалов ДЗЗ с верификацией по сети наземных пробных площадей.

Оба потока данных в качестве выходных документов должны выдавать информацию по составу и полноте на уровне бывшего Учета лесного фонда, а также сведения о лесах в формате Государственного лесного реестра.

• Применять методы наземной съемки для мониторинга состояния лесов по разным направлениям, выделить на это достаточное количество средств и специалистов.

• Создать единую систему лесовосстановления, осуществляющую и
контролирующую лесовосстановление на площадях разных категорий.

•Чтобы гарантировать стопроцентное засаживание высококачественным лесом вырубок, гарей, степей, нуждающихся в озеленении, необходимо разработать и запустить программу, позволяющую предоставлять в распоряжение не более 9 га каждому неравнодушному к экологии человеку. Это могут быть, в том числе, малоимущие, многодетные, детдомовцы, бывшие заключенные, некоторые инвалиды. Землю выдавать для следующих целей: создать питомник, вырастить на этой площади полноценный лес. Для того, чтобы человек на этой территории мог сразу же заниматься делом, ему нужно предоставить вагончик, выкопать колодец (если нет источника питьевой воды) и выделить от общей площади 1 га в пожизненное пользование. Здесь он сможет посадить сад, огород и жить, не нуждаясь в постоянных переездах к основному месту жительства. Это - гарантия качества и скорости достижения цели. Человек живёт здесь, ухаживает, защищает, и имеет средства на жизнь (питомник). Это основа, и она решает множество вопросов, связанных с посадкой деревьев и восстановлением экосистемы. Не надо этим людям давать денег! Дайте им землю и условия для жизни. Они сами все сделают. Если же, по истечении двух лет, человек не заложит питомник, его надо сменить на более заинтересованное и ответственное лицо.

 

Эффект

 

• Создание единой государственной базы полной, достоверной картины состояния лесных ресурсов и лесных запасов и ее мониторинг.

• Возвращение полного контроля государства над лесными ресурсами.

• Полноценный контроль выполнения лесного законодательства.

• Создание большого количества новых рабочих мест в лесном хозяйстве и закрепление населения в отдаленных населенных пунктах.

• Снижение рисков природных пожаров, вызванных человеком в «безхозных» лесах.

• Формирование бережного отношения к лесу у населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...