Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Практико-ориентированные (прикладные).





Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь и т.д.)

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформление результатов проектной деятельности, и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Тип

Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами подчас подразумевает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структурации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).



Типы монопроектов:

ü литературно-творческие

ü естественно-научные

ü экологические

ü языковые (лингвистические)

ü культуроведческие

ü спортивные

ü географические

ü исторические

ü музыкальные.

Межпредметные.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как "единое речевое пространство", "культура общения", "проблема человеческого достоинства в российском обществе 19-20 веков" и прочее). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

 

Этапы работы над проектом

 

Если при изучении какого-то раздела или вопроса использовать технологию проектов, необходимо все тщательно продумать, разработать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Иногда нужно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. На всех этапах урока необходимо инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта и поиск путей ее решения.

Работа над проектом предполагает следующие этапы:

1) подготовительный:

а) планирование учителем проекта в рамках тем программы;

б) выдвижение идей учащимися, их обсуждение.

) организация работы:

а) формирование микрогрупп;

б) обсуждение способа формирования проекта;

в) распределение заданий:

поиск и разработка информации,

написание реферата, подготовка сообщения для презентации в классе,

оформление альбома, коллажа, стенгазеты, выставки и т.д.

) завершающий этап:

а) промежуточный контроль (при длительном проекте), презентация результатов проекта (форму презентации: репортаж, сообщение, дискуссию и т.д. учащиеся выбирают сами).

) этап практического использования результатов проекта (в качестве пособий, докладов, выставки и т.д.).

Сначала необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению определенных вопросов. Затем следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложить свои.

Например, при работе над проектными заданиями по теме "Мой дом" нужно научить ребят описывать своё место жительства, нужно вспомнить и активизировать грамматические конструкции: There is…There are…This is…These are…, а также необходимую лексику по данной теме.

После выполнения упражнений на закрепление лексики можно предложить учащимся описать свою или какую-нибудь другую квартиру по картинке. Для опоры можно использовать следующие вопросы:

1. Is it big?

.   How many rooms do you have?

.   Is there a kitchen(a bedroom)in your flat? Etc.

Далее нужно продумать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения учеников на иностранном языке и возросли количественные и качественные показатели их речи. Можно, например, предложить следующие коммуникативные задания:

)   Нравится ли тебе место, в котором ты живёшь? Мотивируй свой ответ.

)   Как ты представляешь идеальную квартиру (дом) для своей семьи.

Наряду с тренировкой, закреплением речевых умений и совершенствованием лексических и грамматических навыков основной акцент делается на формировании стратегий речевого поведения. Поэтому работе над проектом должны предшествовать упражнения конвенциального и компенсаторного характера.

Конвенциальные упражнения обеспечивают соответствие речевого поведения учащихся принятым в культурной общности изучаемого языка нормам вербального (невербального) общения, правилам речевого этикета и позволяют достичь естественности общения. Эти упражнения направлены на обучение конвенциям, правилам, выбору адекватных регистров общения и речевым стереотипам, позволяющим обратиться, начать разговор, выразить интерес к собеседнику, вниманию слушать и слышать и другим умениям.

Конвенциальные упражнения включают задания: ответить на благодарность, принять приглашение, согласиться, не согласиться, убедить, предложить помощь, вежливо прервать собеседника, выбрать соответствующий регистр предложенной ситуации общения.

Получив задание, учащиеся разыгрывают диалог. Тренировку учащихся в использовании нужных речевых клише необходимо начинать сразу в различных упражнениях. Следует предлагать учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При таком виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логическому изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику.

Важно, чтобы учащиеся тренировались в употреблении разговорных клише с самого начала, поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группах. Необходимо стараться поощрять ребят в использовании таких клише как можно чаще.

Компенсаторный тип упражнений обеспечивает не только планирование языкового и речевого поведения, но и моделирование ситуации общения в целом для оказания воздействия на собеседника и разработку коммуникативных стратегий в случае сбоя.

Компенсаторные упражнения содержат задания на предупреждение сбоев в общении. Так, например, коммуникативные неудачи, связанные с незнанием форм вежливости, можно предупредить, дав материал об особенностях этикета страны изучаемого языка, что и при каких обстоятельствах расценивается как вежливое в той или иной ситуации.

Неудачи, связанные с непониманием партнера по общению, компенсируются заданиями, обучающими переспросу собеседника, обращению с просьбой повторить, говорить медленнее или информированию о непонимании.

На подготовительном этапе учащимся сообщается тема проекта и предлагается в качестве домашнего задания собрать дополнительный материал и подумать над его оформлением.

На этапе организации работы над проектом происходит формирование микрогрупп, формулируется само задание проекта. Обучаемые получают фактологический материал и памятку, которая напоминает о целесообразности использования отработанных стратегий поведения, а также включает соответствующие речевые опоры. Особый акцент делается на необходимости использования кооперативных стратегий, позволяющих эффективно организовывать совместную деятельность учащихся друг с другом.

Кооперативные упражнения призваны формировать стратегии общения в сотрудничестве, направленные на достижение конкретного коммуникативного намерения и регулирующие процесс взаимодействия путем вовлечения в разговор пассивных собеседников, и обратное: сдерживание чересчур активных участников, доминирующих в разговоре, предотвращение конфликтных ситуаций, недопущение отклонений от плана беседы.

Для упражнений этого типа характерны: положительное взаимодействие участников общения, кооперативное взаимодействие друг с другом, индивидуальная подотчетность, адекватное использование личностных и групповых умений. Они позволяют научить эффективному сотрудничеству друг с другом. Эти задания могут быть представлены в виде памяток к изучению, где содержатся определенные инструкции по совместной работе: быть взаимовежливыми, оказывать содействие друг другу, осознавать ответственность не только за личный успех, но и за успех группы в целом, уважать мнение других и т.д.

Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты рационально выделять спаренный урок или провести защиту проекта во внеурочное время.

На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом подобной работы должен быть определенный вывод, который учащиеся обсуждают коллективно. Согласно этому выводу разрабатывается план работы по предложенной теме. Нужно поделить учащихся на группы или учащиеся создают группы сами и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану. Как уже указывалось выше, в каждой группе должны быть ученики с разной степенью владения иностранным языком. Желательно, чтобы группы не формировались по половому признаку, т.е. в каждой группе должны быть и девочки и мальчики. И самое главное, необходимо учитывать психологическую совместимость учеников группы.

Группа выбирает один проект для всех, но при работе над проектом происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик активно включается в поиск новой информации, в "добывание" знаний, а это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения заданий школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Второй этап, который еще можно назвать подготовительным, обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (учитель может предложить и какие-то другие тексты, по своему усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Иными словами, в качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных функциональных стилей. Мысли, содержащиеся в этих текстах, могут служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать тексты в качестве образца для высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудативной основе.

Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

На этом этапе учитель должен продумывать речемыслительные задачи и адекватные коммуникативные ситуации, при которых бы увеличивалась мотивация говорения учеников на иностранном языке и возрастали бы количественные и качественные показатели их речи. Здесь важно отслеживать деятельность учеников шаг за шагом.

Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но на уроке нужно обязательно отводить время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах до урока или после него учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, нужно стимулировать, чтобы учащиеся сами обращались к учителю, если у них будут возникать трудности.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках данного проекта необходимо обучать их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Для изучения предлагаются клише типа: I think…, I am sure…, It seems to me…, As for me…etc.

Тренировать учащихся в использовании подобного рода клише рекомендуется в течение всего периода обучения. Они должны уметь пользоваться фразами согласия/несогласия, уметь обобщать сказанное, высказать сомнение, удивиться и пр., поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме и т.д. Это важный момент, на который часто не обращается внимание в процессе обучения иностранному языку. Следует поощрять учащихся к использованию таких клише как можно чаще (например, оценивать более высокой оценкой те ответы, которые включали в себя такие фразы). Можно сделать промежуточный контроль, который покажет, как долго нужно еще работать учащимся над проектом.

Третий этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Здесь учащиеся готовятся к презентации проекта, где происходит распределение ролей и очередности высказывания во время защиты проекта. Каждый участник должен представить свою часть проекта. Каждая группа перед классом защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. Учащимся можно предложить памятку, содержащую некоторые правила по презентации проекта и речевые опоры, позволяющие начать, вести и завершить свой рассказ. После презентации проекта/проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Для того, чтобы дискуссия была эффективной, учителю необходимо заранее ознакомиться с результатами проекта, чтобы на его основе организовать обсуждение темы.

На этом этапе учащимся нужно представить ярко весь собранный материал, чтобы вызвать интерес к своему проекту.

В день защиты можно все проекты (если их несколько) вывесить в классе или в школьном коридоре. В этом случае можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы. Окончательные результаты подводятся после презентации. Это делают и сами учащиеся класса, и члены экспертной группы. Здесь можно определить следующие номинации: "самый смелый проект", "самый интересный", "самый изящный", "самый обоснованный" и т.д.

При использовании технологии проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель может выступать в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя видится в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавании, а на учении.

Несомненно, учителю необходимо проанализировать высказывания учеников, проследить за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, а также следует в общем оценивать все ответы. Необходимо выяснить у учащихся, оправдались ли их ожидания в связи с выполнением проекта, и поискать вместе пути улучшения этого вида деятельности.

Например, учащимся предлагается разработать проект по теме "Национальная кухня". Они делятся на группы, и каждая группа выполняет определенное задание: правила этикета за столом, сервировка стола, рецепты национальных блюд, история национальной кухни, любимое национальное блюдо. Каждая группа находит материал по своей теме, оформляет материал и представляет его для защиты. Эту же тему можно выполнить в виде проекта по-другому. Класс делится на группы, и каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы. Все вместе вспоминают наиболее известные блюда национальной кухни. Затем каждой группе дается задание подготовить следующее: разработать меню для праздничного стола, используя блюда национальной кухни и оформить его соответствующим образом; записать рецепты, которыми пользовались много лет назад и предложить их своим одноклассникам; найти пословицы и поговорки, посвященные еде; нарисовать картинки известных блюд и оформить их в виде буклета; разыграть сценку из какого-нибудь известного произведения, посвященного принятию пищи: приготовить какое-нибудь национальное блюдо.

В результате совместной работы получается один общий проект. В процессе работы группы общаются друг с другом, участвуют в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты. Обязательным условием является активное участие каждого члена группы над проектом, но в соответствии со своими возможностями. Внутри группы желательно, чтобы сами учащиеся распределяли роли не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы.

3. Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.