Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая база, регулирующая благотворительную деятельность

Сферу негосударственных форм поддержки культуры, образования и науки регламентирует действующее законодательство:

• Закон РФ от 09.10.92 № 3612-1 "Основы законодательства Российской

Федерации о культуре";

• Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон № 135-ФЗ);

• Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

• Федеральный закон от 05.08.00 № 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации" (часть вторая) (далее - НК РФ).

Региональное законодательство в этой сфере представлено законами субъектов РФ, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов и Модельного закона СНГ "О меценатстве и благотворительной деятельности", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 06.12.97 № 10-8.

Законы о благотворительной деятельности приняты в 26 регионах страны, Закон "О меценатах и меценатской деятельности" регулирует эту сферу в Республике Саха (Якутия). Меценатство отличается от благотворительной деятельности своими социальными и культурными целями:

• мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием;

• мотивы меценатства - с социальной взаимопомощью и протекционизмом.

Цели благотворительности - в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов в сфере культуры, образования и науки. Понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства. Меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что возникает необходимость специально выделить его как культурную категорию и законодательно закрепить в Законе № 135-ФЗ. Нормативные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термины "меценатство", "безвозмездная помощь" применяются. Определение указанных понятий имеется в вышеупомянутом Модельном законе СНГ. Являясь страной - членом СНГ, Россия не может не учитывать содержащиеся в модельных законах стран - участниц СНГ рекомендации для разработки законопроектов в этой сфере. В целях развития меценатской деятельности в Российской Федерации и поощрения ее государством (включая установление государственной политики по налогообложению) требуется законодательное закрепление этого института. В этой связи Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в Закон № 135-ФЗ и НК РФ. Концепция проекта федерального закона разработана в рамках:

• Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.;

• Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2005 г.;

• федеральных целевых программ в указанных сферах деятельности. Законопроект направлен на реализацию положений ст. 39, 43, 44 Конституции РФ.

Основными задачами законопроекта являются:

• установление основ правового регулирования меценатской деятельности как разновидности благотворительности;

• определение форм поддержки меценатской деятельности органами государственной власти;

• стимулирование применения негосударственных средств поддержки в сферах культуры, образования и науки.

Основные идеи и цели законопроекта:

• формирование условий для сохранения и развития культуры, образования и науки, создания и распространения духовных ценностей в обществе, содействия развитию творческих и духовных начал личности;

• использование негосударственных средств и их привлечение к сохранению и развитию культурного достояния, образования и академической науки;

• реализация приоритетных программ (проектов) в указанных отраслях;

• поддержка профессиональной деятельности наиболее одаренных представителей культуры, образования и науки.

Предметом правового регулирования в законопроекте являются отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность, в т. ч. за счет финансового и морального поощрения, налоговой политики. Предполагается распространить нормы разрабатываемого законопроекта на физических и юридических лиц, в т. ч. Иностранных граждан; лиц без гражданства; международные организации, осуществляющие финансовую поддержку деятельности, направленной на сохранение и развитие культурного достояния Российской Федерации, развитие образования и науки. Законопроектом вводится понятие меценатской деятельности (поддержки), определяемой как бескорыстная, безвозмездная помощь граждан, организаций (в т. ч. иностранных), выполнение работ или оказание услуг в сфере культуры, образования и науки. Помощь, поддержка и развитие могут осуществляться меценатами единовременно, периодически или постоянно только на некоммерческой основе. Не являются меценатством помощь и поддержка в отношении социально значимых видов деятельности с целью извлечения прибыли (спонсорство); а также помощь нуждающимся и малоимущим, связанная с их жизнеобеспечением (благотворительность). Законопроект решает задачи установления правовых основ регулирования меценатской деятельности, выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. Меценатская деятельность по своей сути является видом благотворительной деятельности, характеризующейся спецификой объекта, на который та направлена, а именно социальной значимостью сферы культуры, образования и науки. Объекты меценатской деятельности - это культурное достояние и духовное наследие, учреждения культуры, искусства, образования и науки, на которые направлена финансовая, материально-техническая и иная поддержка. Осознавая важность благотворительности (меценатства) именно в области культуры, образования и науки, требуется обозначить дополнительные формы ее государственной поддержки в указанных отраслях, а именно:

• установление почетных званий и наград и их присуждение благотворителям;

• установление порядка увековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.

Разрабатываемый проект федерального закона призван защитить интересы тех лиц и организаций, которые действительно хотят участвовать в становлении отечественной культуры, образования и науки. По существу, речь идет о том, что человек или организация (меценат), отдающие свои средства в поддержку культурного строительства, развития образования и науки, помогают реализовать государственную политику в указанных отраслях. Система, в которой вложенные и, тем более, получаемые благотворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляется необоснованной. Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства, выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нести дополнительные расходы в виде налога Выделяя меценатскую деятельность как разновидность благотворительной деятельности, законопроект выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. В области социальных отношений применение положений законопроекта позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества. В политической сфере законопроект послужит цели реализации основных направлений государственной политики, в т. ч. обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствием принятия закона станет усовершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений в отраслях культуры, образования и науки.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...