Феномен русского меценатства
В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует изначально. Оно заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса – извлечение прибыли. Филантропия, наоборот, предполагает добровольный отказ от части прибыли, возвращение ее обществу, в котором эта прибыль добывалась путями праведными и не очень. В России она иногда оборачивается отказом от самой возможности вести бизнес – в пользу вечных ценностей. У нас принято ставить знак равенства между государственным и национальным достоянием. И абсолютно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и зыбкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом для интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучшего, как отменить эти льготы. Второй пример – постоянная угроза приватизировать памятники с кивком на положительный западный опыт. Истории, когда приватизировались старинные особняки, в большинстве случаев подтвердили неспособность новых хозяев ценить и охранять доставшиеся им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают Отечеству подарки вопреки государству, которое до сих пор не обзавелось законом о меценатстве. Быть меценатом в России – значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может иметь разные цели. К сожалению, понятие меценатства в большой степени дискредитировано в современной России. Хорошо, если, реставрируя храм, жертвователь замаливает грехи у Бога, а не пытается получить индульгенцию у власти. Исторические и духовные ценности далеко не для всех являются ценностями. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Порой трудно понять мотивацию меценатов. Меценатство - это показатель зрелости человеческой личности. До него надо вырасти. Когда российские олигархи удовлетворят все свои аппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когда они пресытятся богатством - вот тогда, возможно, и начнется настоящее меценатство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги к прекрасному.
Современное меценатство - корпоративное, по-преимуществу. Даритель здесь может не знать в лицо своих получателей, поскольку все предложения готовятся аппаратом. Нередко под таким решением стоит подпись одного директора, а реализацией благотворительного проекта могут заниматься уже другие люди. У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.
Заключение Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, – всех тех сфер, которые способствовали процветанию Отечества и развитию прогресса. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена, навеки прославившие Россию. По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивалась отечественная наука, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформу всего театрального дела. Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. Меценатство в России в конце стало существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах. Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность- обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая. Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.
Список литературы
1. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г. 2. А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г. 3. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г. 4. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г. 5. В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г. 6. Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – http://moyamoskva.ru 7. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г. [1] Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г. Стр 87 [2] Там же стр 89 [3] Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – http://moyamoskva.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|