кафедра маркетинга и менеджмента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА МИГАС кандидат экономических наук, профессор ИПД МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Учебно-методический комплекс МИНСК 2008 УДК 339.9 М 57
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, профессором ИПД Мигас Валентиной Васильевной.
Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры маркетинга и менеджмента, протокол № 6 от 30 января 2008 г.
Заведующая кафедрой __________________ Н.В. Киреенко
Одобрен и утвержден на заседании Учебно-методического совета ИПД, протокол № 4 от 16 марта 2008 г.
Председатель УМС ___________________ В.В. Шевердов
Рецензенты: Иняхина Татьяна Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет»; Нечай Александра Александровна – кандидат экономических наук, доцент Учреждения образования «Белорусский государственный университет».
Мигас В.В. Международные экономические отношения: Учебно-методический комплекс. – Мн.: ИПД, 2008. – 104 с.
Учебно-методический комплекс соответствует типовой программе по дисциплине «Международные экономические отношения» (регистрационный № ТД- Е. 040 /тип.) для экономических специальностей. Представлен краткий курс лекций с указанием основных вопросов, план проведения практических занятий, список основной и дополнительной литературы, перечень вопросов к зачету и экзамену, а также задания для управляемой самостоятельной работы, вопросы и тесты для самопроверки. Для студентов экономических специальностей, может быть использован учащимися средних специальных учебных заведений, специалистами предприятий, слушателями школ бизнеса и системы повышения квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ
Международные экономические отношения — это базовый курс, который является логическим продолжением дисциплины "Мировая экономика". Международные экономические отношения (МЭО) играют в системе мировой экономики объединяющую роль. Они возникают и развиваются по мере углубления производственных, научно-технических, коммерческих, валютно-финансовых и денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда (МРТ). Основными формами МЭО являются международная торговля товарами и услугами, международное промышленное и научно-техническое сотрудничество, международная миграция капитала, международные валютные и финансово-кредитные отношения, международная миграция трудовых ресурсов.
В курсе МЭО изучаются экономические связи между хозяйствующими субъектами различных стран по поводу движения факторов производства, товаров и услуг, взаимоотношения между государствами, в процессе которых страны совместно, на взаимовыгодной основе решают вопросы экономического сотрудничества. Цель курса — формирование у студентов теоретических знаний о формах и тенденциях развития международных экономических отношений, организационно-экономических механизмах их регулирования, направлениях участия Республики Беларусь в МЭО. Основными задачами курса являются: • выявление предпосылок и основных этапов становления современной системы МЭО; . изучение тенденций функционирования мировых рынков товаров, услуг, технологий, капиталов, валют, трудовых ресурсов; • ознакомление с содержанием внешнеэкономической и международной торговой, инвестиционной, валютной и миграционной политики; • изучение направлений и перспективных форм участия Республики Беларусь в системе международных экономических отношений. В результате изучения этой дисциплины студенты должны: - знать: - предмет и методологию курса МЭО, предпосылки и основные этапы становления современной системы МЭО; - закономерности и тенденции развития международных экономических отношений; - тенденции функционирования мирового рынка товаров, услуг, технологий; - методы регулирования платежного баланса страны; - формы и виды международного кредитования и инвестирования; - пути улучшения инвестиционного климата в стране, методы привлечения иностранных инвестиций; - причины, факторы и последствия миграции трудовых ресурсов; - содержание и механизм функционирования международных валютных отношений; - теорию и практику внешнеэкономической и международной торговой, инвестиционной, валютной и миграционной политики; - направления и формы участия Республики Беларусь в системе международных экономических отношений; - уметь: - анализировать целесообразность и эффективность участия субъектов МЭО во внешнеэкономической деятельности; - использовать современные теории и принципы организации мировой торговли, валютной системы, миграции экономических ресурсов;
- анализировать состояние международных рынков товаров, капиталов, труда; - использовать формы и методы, инструменты национального, регионального и международного регулирования международных экономических отношений; - критически оценивать состояние и влияние мирохозяйственных связей на национальную экономику для принятия управленческих решений; - иметь представление о способах анализа и прогнозирования современных тенденций развития международных рынков товаров у услуг, капиталов, трудовых ресурсов; оценки состояния платежного баланса, валютного курса; анализа эффективности участия Республики Беларусь в системе международных экономических отношений; методах вхождения Республики Беларусь на мировые рынки товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов.
Учебно-тематический план для специальностей 1- 26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1 – 21 06 01 «Современные иностранные языки»
Учебно-тематический план для специальностей 1– 26 02 03 «Маркетинг»
ТЕМА 1. Предмет курса. Становление современной системы международных экономических отношений (МЭО) План: 1.1. Предмет курса МЭО. Соотношение понятий «международные экономические отношения» и «мировая экономика». 1.2. Содержание МЭО, их основные субъекты. 1.3. Формы МЭО и их трансформация в конце ХХ века. 1.4. Факторы, влияющие на МЭО. 1.5. Республика Беларусь в системе МЭО.
1.1. Предмет курса МЭО. Соотношение понятий «международные экономические отношения» и «мировая экономика» В предмет курса «МЭО» входят две составляющие: собственно МЭО и механизм их реализации. МЭО возникли задолго до становления мирового хозяйства и сыграли важнейшую роль в его формировании и развитии. Увязывая национальные экономики в целостную систему, они становятся составляющим элементом мирового хозяйства, формой его существования и развития. Одновременно МЭО не только предпосылка, составляющая, но и результат развития мирового хозяйства, так как они находятся под его непосредственным влиянием.
1.2. Содержание МЭО, их основные субъекты Содержание МЭО рассматривают на макроуровне (уровне мирового хозяйства) и микроуровне (уровне национальных участников ВЭС). МЭО на макроуровне – это формы и способы связей национальных экономик в мировом хозяйстве. МЭО на микроуровне – особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на ВЭС и основанная на МРТ. К субъектам МЭО на микроуровне относятся: физические лица; предприятия; фирмы; ТНК; союзы предпринимателей, государственные органы и организации, занимающиеся ВЭД; международные организации, осуществляющие инвестиционное строительство. К субъектам МЭО на макроуровне относятся: национальные правительства и другие государственные органы (например, Центральный банк); международные экономические и финансовые организации.
1.3. Формы МЭО и их трансформация в конце ХХ века Выделяют следующие формы МЭО: – международная торговля товарами и услугами; – международный обмен технологиями; – международное движение капитала; – международная миграция рабочей силы; – международные валютные отношения. Значение отдельных форм, их удельный вес и влияние на мировую экономику различны. Международная торговля – исторически первая и некогда главная форма МЭО. В конце ХХ века она потеряла свою ведущую роль, уступив ее различным формам международных финансовых операций. С середины 70-х гг. динамично растет международная торговля услугами и, соответственно, ее доля в мировом товарообороте. Что касается международного технологического обмена, то к середине ХХ века он вырос до масштабов, позволяющих выделить его в отдельную форму МЭО и говорить о возникновении мирового рынка технологий.
1.4. Факторы, влияющие на МЭО а) НТП. Он значительно увеличил объемы и расширил ассортимент международного товарообмена, вовлек в сферу МЭО обмен услугами, технологиями, обеспечил непрерывное функционирование мирового финансового рынка, упростил и облегчил процессы международной трудовой миграции. б) Процессы региональной экономической интеграции. Их воздействие на развитие МЭО неоднозначно. С одной стороны, они способствуют интенсивному развитию всех форм МЭО между странами – членами интеграционных объединений. С другой – сдерживают развитие МЭО с третьими странами. в) Возрастающая роль ТНК. Они играют определяющую роль в развитии МЭО (как отдельных форм, так и их системы и географических направлений), контролируя 2/3 мирового товарного экспорта, 80% мирового рынка патентов и лицензий, свыше 9/10 ПИИ индустриальных государств. г) Создание и постоянное совершенствование мирового и регионального регулирования МЭО. Как ответ на постоянно возникающие проблемы развития МЭО, была создана общая для всех стран нормативно-правовая база их функционирования в виде Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров. Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге, Руководства по составлению международных договоров о компенсационных сделках, о промышленном сотрудничестве и т.п. д) Обострение глобальных проблем активизировало международное сотрудничество в сфере научно-исследовательских работ, совместного освоения недр Земли и Мирового океана, охраны окружающей среды и др. е) Формирование всемирной инфраструктуры МЭО. Всемирные сети транспорта, коммуникаций, глобальные информационные сети значительно ускоряют во времени практическую реализацию МЭО, создают новые способы их осуществления. ж) Либерализация внешнеэкономической политики через ослабление мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, улучшение инвестиционного климата, смягчение национальной миграционной политики, безусловно, способствует развитию МЭО. з) Изменения в системе МРТ. Место страны в МРТ сегодня все больше зависит от «приобретенных факторов» (технологий, капитала, качественного состава рабочей силы). В результате существенно меняются географические потоки товаров и услуг в мировом хозяйстве: развитые страны превратились в главных мировых экспортеров продовольствия, из развивающихся стран все больше экспортируется не сырье, а готовые изделия. и) Политические факторы. Распад колониальной системы, СССР, СЭВ, объединение Германии в сочетании со сменой приоритетов экономического развития многими странами изменили место и роль развивающихся и бывших социалистических стран в системе МЭО.
1.5. Республика Беларусь в системе МЭО Участие Беларуси в системе МЭО сдерживается рядом факторов: «технологическим протекционизмом» Запада, неразвитостью инфраструктуры ВЭС, неэффективностью экспортной специализации, которая сложилась без учета минерально-сырьевой базы, низкой конкурентоспособностью белорусских товаров, неэффективным использованием рычагов рыночной экономики и др. Тем не менее, для открытой экономики Республики Беларусь, не обладающей крупными месторождениями полезных ископаемых, развитие всех форм МЭО является жизненно необходимым. Беларусь активно развивает прежде всего такую форму ВЭС, как внешняя торговля товарами, осуществляя экспортно-импортные операции с более чем 160 странами мира. Для нее характерны также высокие темпы роста внешней торговли услугами. Что касается участия в международном трансфере технологий, то она находится на начальном этапе этого процесса. Общий объем торговли интеллектуальной собственностью невелик, причем сальдо экспорта– импорта технологий имеет отрицательную величину. В международной миграции рабочей силы Беларусь участвует в основном как экспортер, в том числе квалифицированных кадров специалистов, имея высокий индекс развития человеческого потенциала. В последнее время Беларусь резко активизировала свою ВЭД как на традиционных, так и на новых рынках в Латинской Америке, на Дальнем и Среднем Востоке, в Африке. Причем речь идет не только о поставках на эти рынки белорусской продукции, но и организации в странах-импортерах производства, в том числе совместного, тракторов, автомобилей, телевизоров, строительных материалов, т.е. о завоевании зарубежных рынков изнутри. Одновременно создаются товаропроводящие и сервисные сети. Это позволит надолго закрепиться за рубежом и повысить международный имидж республики. Важной задачей на перспективу является не только наращивание присутствия на внешних рынках, но и обеспечение его «качества», т.е. наибольшей отдачи от вложенных средств. Этой цели могут служить: совершенствование транспортно-логических схем традиционных экспортных поставок; использование новых форм организации внешней торговли, таких, как биржевая и электронная; финансовое и информационное сопровождение экспорта; развитие маркетинга и т.п. Налаживая сотрудничество с зарубежными партнерами, Республика Беларусь учитывает структуру их экономики, роль и место в системе МЭО, географическое положение. Так, например, с Венесуэлой наиболее перспективными являются проекты в области нефтедобычи, промышленности, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, сейсморазведки. С крупными странами Южной Америки, учитывая территориальную удаленность, наиболее перспективной формой сотрудничества является создание белорусскими производителями сборочных производств. Развитие серьезных отношений с Китаем предполагает создание в этой стране структур белорусских производителей, в частности совместных производств. С другой стороны, правительство Китая готово выделить Беларуси кредиты для реализации инвестиционных проектов с участием китайских компаний на нашей территории. Республика Беларусь активизировала внешнеэкономические контакты с Ираном, ОАЭ, не упуская из вида и наших традиционных партнеров – Россию, другие страны СНГ. Уверенно растет внешнеторговый оборот РБ и РФ, развивается сотрудничество с Россией в инвестиционной области, по линии совместных научно-технических программ. В условиях глобализации у Республики Беларусь появилась возможность интеграции в систему МЭО через участие в процессах транснационализации и региональной экономической интеграции. И если в первом процессе республика присутствует пока пассивно, принимая на своей территории филиалы ТНК и получая от них незначительные инвестиционные ресурсы, то во втором – она задействована активно, выступая подчас его инициатором. В настоящее время Беларусь участвует в четырех региональных и субрегиональных интеграционных соглашениях: СНГ, Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество и Единое экономическое пространство Беларуси, России, Казахстана и Украины. Тема 2. Международная торговля и торговая политика. План: 2.1.Международная торговля товарами и услугами. Торговая политика 2.1.1. Внешняя торговля и международная (мировая) торговля: соотношение понятий 2.1.2. Динамика и тенденции развития международной торговли товарами, услугами 2.1.3. Динамика товарной и географической структуры мировой торговли 2.1.4. Международная торговля услугами: сущность и классификация услуг 2.1.5. Особенности функционирования международного рынка ус луг и проблемы его регулирования 2.1.6. Внешнеторговая политика (ВТП): понятие, виды. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли 2.1.7. Международная торговая политика. Инструменты и методы регулирования торговли международными организациями 2.1.8. Роль ГАТТ Всемирной торговой организации 2.2. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. 2.2.1.Технология как товар 2.2.2. Формы международного технологического обмена 2.2.3. Современное состояние мирового рынка технологий 2.3. Платежный и торговый балансы. Внешняя торговля и ВТП Республики Беларусь 2.3.1. Понятие платежного и торгового баланса, их структура 2.3.2.. Методы государственного регулирования платежного баланса 2.3.3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Республики Беларусь 2.3.4. Перспективы вхождения Беларуси в ВТО . 2.1.Международная торговля товарами и услугами. Торговая политика 2.1.1. Внешняя торговля и международная (мировая) торговля: соотношение понятий Внешняя торговля и международная (мировая) торговля – близкие понятия. Они представляют собой акты купли – продажи и предусматривают платежи в валюте. Вместе с тем эти понятия разные. Они соотносятся друг с другом как частное и общее, как национальное и интернациональное. Когда говорят о внешней торговле, то имеют в виду специфический сектор экономики отдельного государства, связанный с реализацией части валового продукта (товара, услуги, технологии) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке. Внешняя торговля является объектом национального регулирования и включает два направления товаропотоков – экспорт и импорт. Сумма экспорта и импорта страны образует ее внешнеторговый оборот, а разница между экспортом и импортом – внешнеторговое сальдо. Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик. Она характеризуется тремя основными показателями: товарооборот, товарная структура, географическая структура. Мировой товарооборот есть сумма экспорта всех государств, выраженная в американских долларах. Товарная структура характеризуется соотношением товарных групп в мировом экспорте. Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Международная торговля является объектом регулирования международными экономическими организациями.
2.1.2. Динамика и тенденции развития международной торговли товарами, услугами. Международной торговле присущ высокий динамизм развития. При этом рост мирового товарного экспорта в 2-3 и более раз превосходит темп роста мирового ВВП, а мировая торговля услугами растет быстрее международной торговли товарами. В развитии международной торговли можно выделить следующие тенденции: 1. Растет транснационализация мирового экспорта. На долю ТНК приходится более 60 % мирового экспорта, в том числе более 1/3 мировых торговых потоков проходит внутри компаний. Как следствие, во–первых, меняются функции мировой торговли. Раньше она выполняла коммерческую функцию – довести товар до конечного потребителя. Теперь во многом непосредственно обслуживает национальные производственные процессы либо в рамках внутрифирменного обмена, либо долгосрочных кооперационных соглашений. Во-вторых, растет «бартеризация» мировой торговли и других типов сделок встречной торговли. На нее приходится 30 % международной торговли и эта часть теряет некоторые коммерческие черты и превращается в квазиторговлю. 2. Усиливается информатизация международной торговли. Информационно-компьютерные технологии в корне меняют структуру товаропроводящих сетей: ядром их становятся системы электронной торговли. 3. Либерализация внешнеторговой деятельности сочетается с расширением использования разнообразных мер защиты отечественного производителя (в основном нетарифных). Модификацией государственного протекционизма выступают скрытые формы стимулирования экспорта отдельных видов продукции. 4. В структуре мирового товарооборота возрастает значение продукции (как промежуточной, так и конечной) с высокой степенью обработки. Тем самым растет интеллектуализация мировой торговли. Особенно быстро растет торговля изделиями микроэлектроники. 5. Меняется характер мирового товарного рынка (растут заранее согласованные поставки для конкретных потребителей), структура конкурентообразующих факторов. Среди последних на первый план выдвигаются развитость экономической и социальной инфраструктуры, наличие компетентной бюрократии, сильной образовательной системы, макроэкономическая стабилизация, качество, дизайн, стиль оформления товара, своевременность поставок, послепродажное обслуживание.
2.1.3.Динамика товарной и географической структуры мировой торговли Наиболее динамично развивающейся товарной группой в мировой торговле является торговля машинами, оборудованием и транспортными средствами. Она растет быстрее мировой торговли в целом и как следствие – на долю этой группы приходится более 40 % мирового товарооборота и 56 % мировой торговли готовыми изделиями. Рост международной торговли машинно-транспортным оборудованием, в свою очередь, сопровождается ростом обмена промежуточной продукцией: узлами, деталями, комплектующими. Для сырья (без топлива) характерно относительное падение его значения в международной торговле. То же касается и продовольствия. Торговля минеральным топливом (особенно нефтью) и газом резко выросла, что обусловлено развитием химической промышленности, изменениями в ТЭБ и беспрецедентным ростом цен на нефть. Еще один заметный сдвиг в товарной структуре мировой торговли – это увеличение доли наукоемкой продукции (микроэлектроника, химия, фармацевтика и др.). в торговле готовыми изделиями. Особенно четко это проявляется в обмене между развитыми странами – технологическими лидерами. Географическая структура мировой торговли меняется менее заметно. Определяющим направлением (60%) по-прежнему является «Запад – Запад». Внутри этого сектора главную роль играют 10 стран: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания. Италия, Нидерланды, Канада, Швейцария. Швеция. В то же время торговля между развитыми и развивающимися странами увеличивается более динамично, так как рынки развивающих стран, хотя и менее емкие, но быстро растущие. Кроме того, аграрно-сырьевая специализация многих из этих стран дополняется передачей им функций по снабжению индустриальных центров материало- и трудоемкой продукцией обрабатывающей промышленности, основанной на использовании дешевой рабочей силы. Торговля между «Западом» и «Востоком» сокращается, так как для стран с переходными экономиками главным фактором конкурентоспособности остается цена. Сокращается и торговля по линии «Восток – Юг». Причины кроются в сырьевой направленности экспорта развивающихся стран, отрицательном сальдо их торговых балансов, технологическом отставании стран с переходными экономиками и низкой их активностью в торговле услугами. Большинство названных причин, а также распад СЭВ обусловил свертывание торговли в секторе «Восток – Восток». Торговля развивающихся стран между собой имеет тенденцию к росту. Растет и внутрирегиональная торговля благодаря интеграционным объединениям.
2.1.4. Международная торговля услугами: сущность и классификация услуг. Мировая торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. В силу большого разнообразия услуг трудно дать им однозначное определение. По сути, дискуссия концентрируется вокруг различий между понятиями «товар» и «услуга» как таковыми. Услуги, в отличие от товаров, неосязаемы и невидимы, не поддаются хранению, не могут быть переданы от одной хозяйственной единицы к другой, требуют контакта производителя с покупателем, им не просто найти заменитель. В экономической литературе используется большое количество классификаций услуг. Как объект международной торговли они делятся на торгуемые и неторгуемые. Торгуемые, согласно классификации ООН, подразделяются на 12 видов: деловые; услуги связи; строительные и инжиниринговые; финансовые; туризм и путешествия; рекреационные, культурные и спортивные; транспортные; услуги по охране окружающей среды; в области здравоохранения и социального обеспечения; образования; организация досуга и прочее. Услуги, относящиеся к неторгуемым, не могут быть экспортированы по каналам международной торговли. Поэтому для удовлетворения потребностей зарубежных покупателей у производителей возникает потребность перемещения их производства за пределы страны, используя ПИИ. В связи с этим ВБ выделяет факторные и нефакторные услуги. Факторные возникают в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, лицензионные платежи, зарплата нерезидентам). Нефакторные – остальные виды услуг. По способу доставки потребителю услуги делятся на связанные: с инвестициями; с торговлей; одновременно с инвестициями и торговлей. Исходя из механизма совершения сделок, ГАТС выделяет: трансграничные услуги; коммерческое присутствие за рубежом; потребление за рубежом; перемещение за рубеж поставщиков услуг. Эти четыре способа предоставления услуг связаны между собой и могут переплетаться. 2.1.5. Особенности функционирования международного рынка услуг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|