и проблемы его регулирования.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Отличия услуг от товаров в материальной форме обуславливают особенности международной торговли услугами, среди них: 1) экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя; 2) в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны – продавца; 3) ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в мировой товарооборот; 4) сфера услуг имеет большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговли; 5) международная торговля услугами имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Соотношение экспорта и импорта услуг по странам существенно различается. Так, превышение экспорта над импортом (2005 г.) характерно для США, Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, Греции, Турции, Хорватии, Марокко и других. К странам, где импорт больше экспорта, относятся Германия. Япония, Ирландия, Канада и др. Если говорить о распределении стоимости услуг по видам, то наибольшее значение в мировой торговле имеют туризм и транспорт. Однако наиболее динамично развивающимся стал сегмент «другие виды услуг», основу которых составляют финансовые, страховые, аудиторные, консалтинговые и прочие деловые услуги. Международная торговля услугами регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном, национальном. На глобальном уровне общее регулирование осуществляется в рамках ГАТС. Оно вступило в действие с 1.01.1995 г. и определило следующие правила торговли услугами: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
Общие принципы и правила регулирования торговли услугами заключены в первую часть ГАТС – рамочное соглашение. Кроме него, в ГАТС входят специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень. В отличие от ГАТС, организации, регулирующие предоставление услуг на отраслевом (глобальном) уровне, носят специфический характер, например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации – ИКАО, иностранный туризм – Всемирная туристская организация, морские перевозки – Международная морская организация. На региональном уровне торговля услугами регулируется в рамках интеграционных объединений, где снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами и могут вводиться таковые на торговлю с третьими странами. Проблемы регулирования мирового рынка услуг обусловлены: во-первых, сложностями в оценке стоимости экспортируемых услуг (например, виртуальных), поскольку не сложилось технико-организационного контроля за такими услугами и их правового регулирования; во-вторых, наличием как коммерческих, так и некоммерческих составляющих при экспорте услуг. В частности, такая ситуация характерна для экспорта образовательных, аудиторских, медицинских, консалтинговых услуг из развитых в развивающиеся страны и страны с переходными экономиками. В-третьих, отсутствием должной координации регулирования международной торговли услугами на разных уровнях. 2.1.6. Внешнеторговая политика (ВТП): понятие, виды. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
ВТП любого государства предоставляет собой одну из сфер бюджетно - налоговой деятельности, связанную с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков. В зависимости от масштабов вмешательства государства во внешнюю торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободы торговли. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Он существует в нескольких формах: селективного, отраслевого, коллективного и скрытого протекционизма. Тарифные методы – это те, которые основываются на использовании таможенного тарифа (таможенные пошлины, тарифные квоты). Нетарифные – все прочие методы. Таможенная пошлина – конкретная ставка, подлежащая оплате при вывозе и ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Тарифные методы выполняют три основные функции: - фискальную, поскольку являются одной из статей доходной части госбюджета; - протекционистскую, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от иностранной конкуренции; - балансировочную, поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены по которым по тем или иным причинам ниже мировых. Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой ставке тарифа; при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой ставке тарифа. Нетарифные методы подразделяются на количественные (квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта); скрытые (государственные закупки, требования местных компонентов в товаре, технические барьеры, налоги и сборы и т.п.); финансовые (субсидии, кредиты, демпинг).
2.1.7. Международная торговая политика. Инструменты и методы регулирования торговли международными организациями. Международные торговые связи осуществляются в основном физическими и юридическими лицами, деятельность которых регулируется национальным правом. Будучи созданным на национальной основе, право государств мало приспособлено к требованиям международной торговли. Основным средством решения проблемы является унификация – создание при помощи международных договоров единообразных норм, которые воспринималось бы правом государств. Инструментами унификации правил осуществления международной торговли являются принимаемые чаще всего международными организациями (включая и региональные) конвенции, руководства, типовые контракты.
Международные конвенции – один из видов международных договоров, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в каких-либо специализированных областях. Примерами наиболее значимых конвенций в области мировой торговли являются: Гаагские конвенции по единообразным законам о международной купле-продаже товаров (1964 г.), Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973 г.), Венская конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров (1980 г.), Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (1983 г.), Международные коммерческие термины (Инкотермс, 2000 г.) и т.д. Особое место в унификации правил международной торговли занимают Руководства по составлению международных договоров, разработанные, как правило, ЕЭК ООН. Типовой контракт – это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме. Они сформулированы заранее с учетом торговой практики или обыкновений. Типовой контракт используется в качестве международного договора купли-продажи в том случае, если стороны подпишут и заполнят те статьи, которые требует согласования (наименование сторон, количество, качество, цена, срок и место сделки). Типовые контракты разработаны ЕЭК ООН, отраслевыми союзами предпринимателей, крупными фирмами. Среди международных торгово-экономических организаций важное место занимает Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД. Она вырабатывает общие торгово–политические принципы в контексте развития мировой экономики. Под ее эгидой в 1971 г. была создана Общая система преференций, которая предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин на готовые изделия и полуфабрикаты всеми развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе.
Основную роль в регулировании международной торговли играет сегодня ВТО. Она стала преемницей ГАТТ – Генерального соглашения по тарифам и торговле.
2.1.8. Роль ГАТТ Всемирной торговой организации. ГАТТ – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во внешних торговых отношениях участвующие в нем страны. Было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Основная задача ГАТТ – содействовать развитию и либерализации международной торговли с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости, повышения реальных доходов, более эффективного использования сырья и роста производства. Основные принципы ГАТТ: - осуществление торговли без дискриминации на основе РНБ и национального режима; - защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования; - сокращение таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров; - представление консультаций странам – участницам с целью урегулирования проблем торговли; - развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции; - предоставление льготного режима для развивающихся стран; - заключение региональных торговых соглашений; - установление особых норм регулирования для текстиля и одежды. В правилах ГАТТ одновременно были предусмотрены исключения из РНБ: для стран, входящих в интеграционные объединения; для бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной торговли. ГАТТ признает в качестве единственного приемлемого средства регулирования мировой торговли таможенные тарифы, которые от раунда к раунду многосторонних переговоров сокращались и теперь их средний уровень составляет 3-5 %. Но и здесь имеются исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты сельскохозяйственных производителей, в случае нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи. ГАТТ принимало свои решения на раундах переговоров (всего их было 8). Наиболее значимые решения для регулирования мировой торговли были приняты на последнем Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд расширил круг регулируемых вопросов за счет включения торговли услугами, поставил задачу активизации регулирования торговли товарами отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства). Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые товары (офисная мебель, игрушки, фармацевтические и другие товары – всего на 40 % мирового экспорта). Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3 % общей величины импорта товара. Все остальные субсидии отнесены к незаконным. Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставший правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Они были дополнены задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования т. н. увязок. Их смысл в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в «увязке») с решением о либерализации импорта других товаров. ГАТТ, вошедшее в состав ВТО и именуемое ГАТТ – 1994, отличается от ГАТТ, действовавшего в период 1948-1993 гг. (ГАТТ – 1947). Оба документа в правовом отношении разные. Главная особенность ГАТТ – 1994 – консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других соглашений, достигнутых ранее (1979 г.) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ – 1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств и должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствии с данным Соглашением (ГАТТ – 1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени).
2.2. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. 2.2.1. Технология как товар. Международная передача технологий - это одна из самых прибыльных и закрытых сфер предпринимательства. Международные документы ООН трактуют понятие технологии как: 1) собственно технологию: набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; 2) материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и пр. Технология должна иметь товарный вид, т.е. удовлетворять стандартным характеристикам товара. Технология становится товаром на определенной стадии движения «идея – рынок», а именно тогда, когда обозначена реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, отсев, определены возможные сферы использования. На предрыночной фазе технология еще не является товаром, а лишь потенциально им может стать. К моменту выхода на рынок расходы на создание технологии быстро увеличиваются и переход в рыночную фазу является критическим пунктом жизненного цикла технологии. Если рынок отвергает новый продукт, то затраты становятся бросовыми (из каждых 100 новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает 90). В случае успешного внедрения на рынок спрос на данную технологию возрастает, достигает некоего максимума, а затем начинает снижаться. Соответственно, меняются и ценовые параметры, а значит и прибыль. Таким образом, технология как товар проходит определенный жизненный цикл (зарождение, расцвет, старение, замена новой). Этапам цикла жизни технологий соответствуют следующие виды технологий: - уникальная, которая используется в производстве на условиях исключительной монополии; - прогрессивная, которая обладает новизной и технико-экономическим преимуществом по сравнению с технологиями-аналогами; - традиционная, отражающая средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли; - морально устаревшая, не обеспечивающая производство продукция среднего качества. Экономическая целесообразность экспорта технологий объясняется тем, что продажа технологий - это: форма борьбы за товарные рынки; способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта; средство расширения товарного экспорта; способ установления контроля над зарубежной фирмой; способ обеспечения доступа к другому новшеству; возможность более эффективного совершенствования создаваемой технологии. Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что покупка технологии – это: - доступ к новшествам более высокого технического уровня; - средство экономии затрат, а также средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт и одновременно обеспечения использования национального капитала и рабочей силы; - условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям; - гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца. Вышеизложенные аспекты целесообразности экспорта-импорта технологий предопределили интенсивное развитие мирового рынка технологий. Его субъектами выступают государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной собственности в овеществленной и неовеществленной формах. Интеллектуальная собственность включает в себя промышленную собственность (патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания), и произведения, охраняемые авторскими правами. Технологический разрыв, существующий между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру мирового рынка технологий. Высокие технологии (уникальные и прогрессивные) обращаются между развитыми странами, причем лидирующие позиции принадлежат США. Низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии развитых стран являются новыми для развивающихся и переходных экономик. Поэтому развитые страны получают возможность растянуть во времени и пространстве жизненный цикл технологии, увеличивая и получаемую прибыль.
2.2.2. Формы международного технологического обмена. Международная передача технологий на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам. К последним относят: внутрифирменный, межфирменный, внешнеторговый (вместе с экспортными поставками машин, оборудования и т.п.) Международный технологический обмен может иметь как некоммерческий, так и коммерческий характер. Первый означает, что между странами не возникает денежных обязательств. Он осуществляется в форме научно-технических публикаций, личных контактов ученых и специалистов, «утечки умов». Коммерческий характер передачи технологий имеет место тогда, когда покупатель оплачивает передаваемую продавцом технологию. Он реализуется в следующих формах: 1) Патентное соглашение, по которому владелец патента на изобретение уступает права на его использование покупателю патента. 2) Лицензионное соглашение, по которому владелец изобретения позволяет его использование в определенных им пределах. 3) Соглашение о ноу-хау, по которому происходит передача секрета технологий или производства какого-либо вида продукции, знание которого является выгодным преимуществом для производителя. Значение ноу-хау сейчас выросло, ибо при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау выступает как самостоятельный объект лицензионной торговли. В одних случаях ноу-хау – это фактическое, но умышленно в целях сохранения тайны незапатентованное изобретение, в других – элемент изобретения, не включенный в описание, в третьих, непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособное, так как не соответствует требованиям законодательства. 4) Инжиниринг означает предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. В этом его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология, а не услуги по ее использованию. Инжиниринговые услуги подразделяются на три группы: 1) услуги по подготовке производства (предпроектные, проектные, послепроектные); 2) услуги по организации процесса производства и управления предприятием; 3) услуги по обеспечению реализации продукции. При оплате инжиниринговых услуг используются три метода. а) повременная оплата на базе ставок зарплаты инженеров – консультантов (консультирование, обучение специалистов); б) оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение (если объем строительных работ заранее неизвестен); в) оплата в процентах от стоимости строительства (при предоставлении комплекса услуг или при полном инжиниринге). Занимает ведущее место. 5) Лизинг или долгосрочная аренда машин и оборудования. Существует два вида лизинга: оперативный с неполной амортизацией оборудования за время аренды и финансовый с полной окупаемостью арендуемого оборудования. 6) Передача технологии в рамках международных соглашений об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. 7) Франчайзинг. Его суть состоит в предоставлении крупной «родительской» фирмой мелкой фирме исключительного права (франшизы) на производство продукции (и) или услуги и торговли ею под торговой маркой родителя в течение определенного времени в специально отведенном месте. Различают три вида франчайзинга: производственный, торговый, лицензионный (деловой). 8) Поставка комплектного оборудования. 9) Субконтракты. 10) Контракты продакш-шеринг, которые применяются в основном в нефтяной промышленности. Иностранная компания осуществляет разведку месторождения, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Существуют и криминальные формы передачи технологий: промышленный шпионаж, технологическое пиратство. К примеру, программное обеспечение на 80 % является пиратским.
2.2.3. Современное состояние мирового рынка технологий. В условиях перехода к экономике знаний мировой рынок технологий наиболее интенсивно развивающий из мировых рынков. Его объем составляет примерно 2,5 трл. долл. в год. На развитые страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на научно-исследовательскую сферу. Главными субъектами мирового рынка технологий выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими компаниями и зарубежными подразделениями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. Причем научные разработки, проводимые ТНК, приобретают все больше интернациональный характер. Это находит свое выражение в росте доли зарубежных филиалов в совокупных НИОКР компании; усилении роли иностранных филиалов в НИОКР, проводимых в принимающих странах; росте числа стратегических альянсов и активизации патентования. Мировой рынок технологий – высокомонополизированный рынок. Он сосредоточен в руках ограниченного числа ТНК и стран. 4/5 глобальных расходов на НИОКР приходится на 10 ведущих государств, из которых только 2 развивающиеся – Китай и Южная Корея. Прослеживается прямая зависимость между расходами государств на НИОКР и экспортом технологий. Среди экспортеров технологий лидируют Великобритания, Швейцария, Бельгия, Дания, США, Чехия, Япония и Канада. Почти ½ расходов на НИОКР, в том числе не менее 2/3 коммерческих, приходится на ТНК. Из 20 ТНК, которые инвестируют больше всех на НИОКР, 8 из США, 4 из Японии, 3 из Германии, 2 из Швейцарии, по 1 из Финляндии, Великобритании, Швеции. В результате уровень монополистического контроля в области технологий достигает 80-90%. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологий. На первом этапе предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи. На втором этапе технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме ПИИ, на третьем – происходит уступка прав собственности на технологию, ее использование независимыми фирмами в течение определенного времени. В последнее время третий этап сопровождается созданием совместных предприятий. Как свидетельствует статистика, развитие страны и их ТНК принимают активное участие в трансфере технологий, используя преимущественно первую стадию их жизненного цикла. Так, доля высокотехнологического экспорта в общем объеме экспорта развитых стран превышает среднемировой показатель у Кореи, США, Великобритании, Финляндии, Японии, Швейцарии. Из переходных экономик только Венгрии удалось превзойти среднемировой уровень, опередив Японию и Швейцарию. На первом этапе жизненного цикла высокотехнологичный продукт практически уникален и обладает высокой конкурентоспособностью, так что другие страны вынуждены приобретать его, поскольку сами не владеют технологией его производства. Начиная с 80-х гг. ХХ века около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутренний трансфер технологий ТНК. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования технологии ради максимизации прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические знания. Во-вторых, сокращаются удельные расходы на НИОКР, в то же время исключается утечка секретной информации за пределы ТНК. В – третьих, увеличивается прибыль материнской компании, так как во многих странах платежи за полученную технологию освобождаются от налогов. На мировом рынке технологий имеет место обострение противоречий и соперничества. Однако в настоящее время доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество. Оно включает в себя венчурные соглашения, совместные исследования и разработки, обмен технологиями, прямые инвестиции, договоры о поставках, одностороннюю передачу технологии и т.д.
2.3. Платежный и торговый балансы. Внешняя торговля и ВТП Республики Беларусь 2.3.1. Понятие платежного и торгового баланса, их структура. Платежный баланс – стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения совокупных поступлений и платежей. Его составной частью является торговый баланс, который отражает соотношение между товарным экспортом и товарным импортом. Платежный баланс составляется по принципу двойного счета. Этот принцип предполагает, что любая международная сделка автоматически учитывается в платежном балансе дважды: один раз как кредит, а другой раз – как дебет. К кредиту относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей и приток валюты в страну (они записываются со знаком «плюс»). К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретаемые ценности (они записываются со знаком «минус»). Так, продажа самолетов за границу, предоставление услуг иностранным туристам, получение пенсий из-за рубежа, покупка иностранными инвесторами акций отечественных компаний записываются со знаком «плюс». А импорт автомобилей, покупка лицензий, переводы прибылей иностранных компаний из данной страны, предоставление долгосрочных займов записываются со знаком «минус». Двойная запись всех экономических сделок обусловлена тем, что любая сделка имеет две стороны: если вы что-то покупаете у своего иностранного партнера, вы должны заплатить ему, а он, в свою очередь, должен затем использовать полученные от вас деньги – либо потратить их, либо положить на счет в банке. Платежный баланс по стандартной классификации МВФ включает два основных счета: 1) счет текущих операций; 2) счет капитала и финансовых операций. Классификация платежного баланса (стандартное представление): 1.Счет текущих операций: а) Товары и услуги: товары услуги б) Доходы в) Текущие трансферты 2. Счет операций с капиталом и финансовых операций а) Счет операций с капиталом: Капитальные трансферты Непроизведенные нефинансовые активы б) Финансовый счет Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочие инвестиции Резервные активы 3. Ошибки и пропуски. В текущем счете отражаются операции с потоками, идущими на текущее потребление. Сюда входит торговый баланс, баланс услуг, доходы (платежи и доходы от использования факторов производства, т.е. зарплата рабочим, платежи и поступления по полученным и предоставленным инвестициям и пр.), а также текущие трансферты (в основном гуманитарная помощь и другие материальные и денежные потоки, не требующие последующей оплаты). Счет операций с капиталом и финансовый счет состоит из двух подсчетов (капитального и финансового). Основной составляющей капитального счета являются капитальные трансферты (безвозмездная передача собственности на основной капитал, списание долгов кредиторами). В капитальный счет включаются также непроизведенные нефинансовые активы: 1) передача прав собственности на материальные активы, не являющиеся результатом производственной деятельности: земля и ее недра; 2) нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые знаки). Финансовый счет состоит из четырех статей: - прямые инвестиции с выделением акционерного (уставного) капитала, реинвестированных доходов и прочего капитала; - портфельные инвестиции – включают долгосрочные долговые обязательства и ценные бумаги денежного рынка, а также другие финансовые инструменты; - прочие инвестиции – коммерческие кредиты, средне- и долгосрочные кредиты, в том числе кредиты от МВФ; - резервные активы, служащие для целей покрытия образовавшегося сальдо платежного баланса. Они включают иностранную валюту (наличную, депозиты и ценные бумаги иностранных правительств), монетарное золото, СДР и резервную позицию в МВФ. Заключительная статья «Ошибки и пропуски» балансирует общий итог всех счетов платежного баланса до нуля. Хотя каждая сумма теоретически должна дважды отражаться в платежном балансе, на практике это требование часто не выполняется. Кроме того, существуют противозаконные сделки, которые не попадают в официальную статистику. Общую сумму таких неучтенных потоков можно выяснить, подсчитав общие итоги по дебету и кредиту. По критериям МВФ считается, что платежный баланс составлен удовлетворительно, если сумма, проходящаяся по графе «Ошибки и пропуски» не превышает 5% экспорта или импорта данной страны (в расчет принимается наибольшее значение одного из указанных показателей).
2.3.2. Методы государственного регулирования платежного баланса. В соответствии с принципами построения платежного баланса, он всегда является сбалансированным. Но по основным его разделам имеет место либо активное сальдо (если поступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления). Обычно внутри общего платежного баланса выделяют сальдо торгового баланса, баланса текущих операций, баланса движения капиталов и баланса официальных расчетов. Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребности страны в финансировании. Сальдо движения капиталов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов. Сальдо баланса официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего сальдо платежного баланса. Оно свидетельствует об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. То есть, если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, погашение задолженности осуществляется центральным банком за счет сокращения официальных резервов инвалюты (в том случае, если центральный банк воздерживается от корректировки валютного курса). Наоборот, в случае положительного сальдо баланса официальных расчетов резервы инвалюты увеличиваются. В современных условиях глобализации хозяйственных связей значение уравновешивания платежного баланса превращается в главную проблему. При этом возникает сложная дилемма: «балансирование или регулирование» т.е., выбор между двумя альтернативами – покрытием образовавшегося сальдо баланса и политикой, направленной на недопущение такого сальдо или сокращение его размеров. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо ограничение внешнеэкономических операций. Набор мер сводится к двум основным группам. Первая группа – меры по регулированию наиболее важных внешнеэкономических операций (экспорт и импорт товаров, услуг, долгосрочных инвестиций). К ним относят: предоставление экспортерам налоговых и кредитных льгот, изменение валютного курса, страхование от экономического и политического риска, льготный режим амортизации основного капитала и т.д. Вторая группа – меры воздействия не столько на результаты внешних отношений страны с заграницей, сколько на состояние ее денежного обращения и внутрихозяйственной конъюнктуры (к примеру, дефляционная политика). Дефляционная политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и зарплаты. Важнейшими ее инструментами служат финансовые и денежно- кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. Наконец, крайним средством выравнивания платежного баланса является изменение паритета валюты (девальвация или ревальвация при системе фиксированных валютных курсов). Однако девальвация и ревальвация влекут за собой целый ряд неблагоприятных последствий. Попыткой разрешения противоречий государственного регулирования и повышения его эффективности является в современных условиях тенденция к сочетанию государственного воздействия на состояние внешних расчетов с приданием большей гибкости валютным курсам. Для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса традиционно используются иностранные займы, ввоз капитала, резервные (безусловные) кредиты МВФ, банковские кредиты, краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте, льготные кредиты по линии иностранной помощи. Но получение или предоставление внешних кредитов означает временное уравновешивание платежного баланса, влекущее за собой необходимость окончательного урегулирования в будущем. Окончательное сальдирование платежного баланса осуществляется государством, если при этом расходуются или пополняются собственные запасы международных платежных средств – золото, резервные валюты, СДР.
2.3.3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика Республики Беларусь. Основной формой внешнеэкономических связей Беларуси традиционно является внешняя торговля. Именно на нее приходится около 90 % внешнеэкономического оборота страны. Начиная с 2000 г. в республике прослеживается устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота, объем которого превышает ВНП. Эта тенденция сохранилась и в 2007 г. в условиях возросшей энергетической нагрузки. Главными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия, Нидерланды, Украина, Германия. Польша, Великобритания, Китай, Латвия, США, Италия. Основные экспортные товары – калийные удобрения, тракторы, грузовые автомобили, шины. Беларусь поставляет в страны дальнего зарубежья значительное количество нефтепродуктов, химических волокон и нитей, черных металлов, льноволокна. В свою очередь, в силу структуры экономики и решаемых задач по обновлению и модернизации производственного потенциала Беларусь импортирует большие объемы нефти, природного газа, электроэнергии, легковых автомобилей, электродвигателей и генераторов, оборудования и машин для различных отраслей. С 2002 г. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь при учете внешнеторговых операций использует классификацию товаров, включающую три большие группы: инвестиционные, промежуточные и потребительские. В структуре экспорта наибольший удельный вес занимают промежуточные товары, наименьший – инвестиционные. Важный итог 2007 г. – увеличение инвестиционного экспорта в общем объеме экспорта.. Основной объем отрицательного внешнеторгового сальдо формируется за счет торговли промежуточными товарами (топливно – энергетические ресурсы, сырье, материалы и комплектующие) и потребительскими товарами. В группе промежуточных наибольшее влияние оказывает импорт энергетических товаров. С ростом в 2007 г. цены на газ и введением таможенной пошлины на нефть импорт энергетических товаров в денежном выражении существенно возрос, соответственно, увеличилось отрицательное сальдо по этой группе товаров. Импорт потребительских товаров также постоянно увеличивается, правда, речь идет прежде всего об импорте това<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|