в сопоставимые шкальные оценки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ I II
III IV Методика 1.2 Объем внимания при восприятии простейших объектов Цель исследования. Изучение объема внимания, точности пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия. Оборудование. 1. Несколько наборов по 15 карточек (рис. 1). На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1,9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек. 2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках. Порядок исследования. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены. Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним. Перед демонстрацией каждой карточки экспериментатор дает сигнал «Внимание!», и через один и тот же интервал (1…2 с) после сигнала показывается очередная карточка. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы не помешать исследуемому преждевременным сигналом полностью поставить все точки в предыдущей сетке.
Время экспозиции – 1 с. Если цель исследования – изучение индивидуальных особенностей, целесообразно провести один раз эксперимент с экспозицией 1 с; при неудовлетворительном результате (низкая точность размещения, ошибки в определении числа точек) в повторных экспериментах следует увеличить время экспозиции. Для повторных экспериментов рекомендуется использовать другие варианты наборов карточек. Инструкция исследуемому. Вам будут показываться на очень короткое время карточки. На каждой карточке – квадратная сетка из 16 клеток, как вот на этой (показывается). В клетках – точки. Вы должны очень внимательно смотреть и постараться заметить, сколько точек на карточке и в каких клетках они размещены. После того как будет показана первая карточка, Вы должны на бланке отметить расположение точек в первой сетке, после второй карточки – во второй сетке и т. д. Может случиться, что Вы запомните, сколько точек было на только что показанной карточке, но не сможете вспомнить расположение в клетках некоторых из этих точек. Например, Вы помните, что на карточке было 8 точек, расположение шести из них Вы запомнили и ставите точки в соответствующие клетки. Если расположение остальных двух точек не помните, поставьте два крестика рядом с сеткой. Понятно? Есть вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь. Внимание! Учет результатов. При наблюдении следует отметить: сразу ли после демонстрации исследуемый ставит точки на бланке или некоторое время продолжает вглядываться (с открытыми или закрытыми глазами) в то место, где была карточка; ставит ли точки быстро и уверенно или сомневается, меняет решение; какие точки разместил уверенно, в каких сомневался; при сомнении ставит крестик или нет; достаточно ли время экспозиции для данного исследуемого; были ли случаи, когда исследуемый оказался неподготовленным, несобранным к моменту демонстрации и вследствие этого плохо воспринял содержание карточки; умеет ли полностью сосредоточиться;
наблюдалась ли эмоциональная реакция при явно недостаточном для исследуемого времени экспозиции.
Рис. 1. Вариант набора карточек для исследования объема внимания
Опрос следует проводить после всего исследования в целом. В процессе опроса выяснить: как оценивает исследуемый свою работу; полагает ли, что сумел все воспринять без ошибок, или думает, что допустил много ошибок; в чем ошибки – в воспроизведении числа точек или в их размещении;
достаточным ли было время экспозиции. При определении количественных показателей по каждой карточке устанавливается, как исследуемый воспроизвел число точек. Если правильно, то за данную карточку ставится «плюс», в противном случае – «минус». Учитывается (в %) количество карточек (из 15), в которых исследуемый получил «плюс». Это показатель точности восприятия. Устанавливается, при каком максимальном числе точек на карточке исследуемый начинает неправильно их воспроизводить. Этим методом можно получить представление о так называемом объеме внимания. Если исследуемый, например, правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну, то его объем внимания нужно принять за «пять». В отношении каждой карточки подсчитывается число точек, правильно размещенных в соответствующих клетках. Вычисляется, какой процент точек данной карточки размещен правильно. Если исследуемый поставил «крестик» в ту клетку, в которой на карточке стояла точка, то эта точка считается правильно воспроизведенной. Значительное количество «крестиков» может свидетельствовать о неуверенности исследуемого, склонности к сомнениям. В качестве общего показателя точности восприятия пространственного размещения в данном исследовании берется среднее арифметическое процентов правильности размещения по каждой из пятнадцати карточек. Анализ результатов. При оценке выполнения задания принимается во внимание: правильно ли исследуемый воспроизвел число точек на каждой карточке (объем внимания); верно ли разместил на каждой карточке точки в клетках (точность восприятия пространственного размещения). При неправильном расположении исследуемым точек в клетках рекомендуется установить, в какой мере он сохранил или нарушил структуру, которую эти точки образуют на карточке. Из сопоставления времени экспозиций в последовательных сериях экспериментов и соответствующих показателей объема и точности восприятия можно сделать заключение о скорости восприятия исследуемого.
Данное исследование может проводиться при изучении влияния на состояние психических процессов ряда факторов (перегрева, монотонной работы и т. п.). В этом случае эксперимент повторяется многократно, непосредственно до и после воздействия факторов. Примеры краткой характеристики выполнения задания. У исследуемого М. были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке. У исследуемого П. обнаружен слабый объем внимания. Как в первом так и во втором эксперименте он ошибался в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Правильно по числу точек воспроизвел лишь 26% всех точек. Точность восприятия пространственного размещения точек была также невысокой: 43% – в первом эксперименте, 28% – во втором. Во время исследования и после него жаловался на слишком короткое время экспозиции: не успевает запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения. Считает, что допустил очень много ошибок; «крестики» не ставил, так как думал, что это снизит оценку.
Методика 1.3 Исследование объема внимания с помощью комбинации геометрических фигур Цель. Определение объема внимания. Оборудование. Объем внимания определяется при помощи тахистоскопа (любой конструкции) либо 25-клеточных таблиц с различным расположением фигур на них (рис. 2). Опыт ведет преподаватель. Он дает следующую инструкцию: «Перед вами экран тахистоскопа, разделенный на 25 клеток. На столе 25-клеточные матрицы
Рис. 2. Таблица для определения объема внимания
Вам будут предъявлены различные программы: комбинации кружков, треугольников, квадратов, крестов, прямоугольников. Внимательно смотрите на экран. После команды «Внимание!» на экране на короткое время (0,1 секунды) появится какая-либо комбинация. Сразу же после экспозиции отметьте расположение фигур на матрице».
Опыт повторяется 4 раза: два опыта пробных, тренировочных, а два – зачетных. Затем последние две программы повторяются с длительными экспозициями, чтобы можно было подсчитать число правильно обозначенных фигур в зачетных измерениях. Среднеарифметический результат этих попыток вносится в протокол.
Методика 1.4 Объем и распределение внимания Цель. Определение объема и распределяемости внимания. Материал. Карточки для экспозиции. Ход опыта. Испытуемым на 1 с показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку уберут, сложить эти числа и записать сумму. Испытуемым показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Например, такие (рис. 3).
Рис. 3 Материал для методики 1.4
Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании). Тема 2. Исследование избирательности внимания Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин «перцептивное внимание». Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью различных методик. Дело в том, что на это качество внимания влияет не только выбранный психический процесс (восприятие, мышление и т. д.), но и сам материал методики, с которым работает испытуемый. Поэтому можно использовать такие методики, которые измеряли бы одно и то же качество внимания, но различались материалом, с которым оперирует испытуемый (буквенный, цифровой, предметный). Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение объекта из фона.
Методика 2.1 Тест Мюнстерберга (ТМ) Материал методики состоит из бланка теста – небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть. Тестирование возможно в групповом варианте, если группы небольшие (3-5 человек), но лучше тест проводить в индивидуальном эксперименте. Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания. Материал. Бланк, ручка, секундомер. Инструкция. Даны буквы русского алфавита (рис. 4). Среди букв фона имеются слова (24), их надо отыскать и подчеркнуть. Работать быстрее. Обработка результатов. Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т (шкала с интервалом в 1/4
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжшкопргщ хэнзвосприятиейцукеншщэхъвафыапролдблюбовьавфыфыфлм ослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлоркнародш лджьэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячытлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиеезщдэрке нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстьйфясмтзацэьагнтзхтлкськ Рис.4. Бланк для ТМ Таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга
Таблица 3 Таблица 4
Средние данные по студенческой группе: Показатель ТМ коррелирует с показателем общего интеллекта (р=0,05), с показателем общей успешности по академической успеваемости корреляционная связь статистически незначима.
Методика 2.2 Тест Торндайка Тест Торндайка (ТТ) издавна применяется в отечественной психологии. Задача испытуемого – отыскать 10 заданных трехзначных чисел среди фонового материала (100 трехзначных чисел). Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают прядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: а) систематический (последовательно просматриваются все числа); б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предполагаемой последовательностью расположения искомых чисел); в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные стороны фонового материала). Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания. Материал. Бланк, ручка, секундомер. Инструкция. Вам будет дана карточка с трехзначными числами (рис. 5). 2 верхних столбца – 10 чисел – эталонов, которые надо найти в нижних столбцах. Каждое число – эталон встречается лишь один раз. Необходимо очертить кружком первое число – эталон, найти его в фоне и зачеркнуть крестиком, затем второе число и т. д. Отыскать все десять. Работать быстрее. Обработка результатов. Показатель ТТ вычисляется из оценки времени выполнения теста Т по шкале с интервалом в Основные статистики по студенческой выборке: Корреляции показателя ТТ с индексом общей успешности по академической успеваемости значимы на уровне р=0,05; с показателем общего интеллекта – на уровне р= 0,10, на этом же уровне значима связь и с показателем по методике ТМ.
Таблицы для оценки успешности по Тесту Торндайка Таблица 5 Таблица 6
627 786 782 489 345 372 645 459 852 293
273 529 432 697 978 489 456 324 842 354 923 576 873 345 684 563 754 382 363 786 763 427 963 239 896 243 739 293 683 724 728 297 759 438 583 234 825 546 597 734 635 498 846 253 627 883 857 352 972 534 932 576 942 524 393 624 678 945 782 283 259 645 832 594 639 425 927 459 698 574 895 469 795 376 654 389 742 589 835 492 659 357 573 279 954 362 852 417 938 745 673 248 349 867 953 476 863 285 798 372
Рис. 5. Бланк для ТТ Тема 3. Оценка устоичивости внимания Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта. Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель.
Методика 3.1 Корректурная проба Корректурный метод был предложен Бурдоном в 1895 г. и с тех пор широко применяется для исследования внимания в его различных вариациях (Я.Е. Анфимов, А.Г. Иванов-Смоленский и др.). Цель. Оценка устойчивости внимания. Оснащение опыта. Стандартный бланк теста «Корректурная проба» (см. рис. 6) и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор дает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующей инструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 мин отмечается последняя просмотренная буква. По команде «черта» поставить вертикальную черту в том месте, где вас застанет этот сигнал. И не останавливайтесь, продолжайте работать».
Обработка результатов. 1. Экспериментатор проверяет результаты в корректурных бланках испытуемого. 2. В протокол занятия (табл. 7) вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв которые необходимо было вычеркнуть. Таблица 7 ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Учащийся__________________________________________Дата__________ Возраст_________________Пол______________________________________
Оценка устойчивости внимания (корректурная проба)
3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин, и точность, вычисленная по формуле К = где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых за время работы букв. 4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 8). Таблица 8 Оценка устойчивости внимания в баллах
3. Расчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А = В + С, где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 9).
Таблица 9 Шкала для перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Учет и анализ результатов. К.К. Платонов предлагает отмечать следующие особенности: сразу и прочно ли запомнил исследуемый буквы, которые надо зачеркивать (память); проявляет ли нетерпение и в чем оно выражается (эмоции); обнаруживает ли признаки утомления и в чем это выражается; полностью ли сосредоточен на работе или трудится вяло; работает с уверенностью или сомневается, возвращается к сделанному, много раз проверяет. При опросе необходимо выяснить: было ли трудно выполнять задание и в чем заключались затруднения; устал ли исследуемый и в чем это проявлялось; мог бы еще продолжать ту же работу. Важно установить, способен ли исследуемый правильно судить о результатах своей работы, о количестве сделанных ошибок. При определении количественных показателей учитывается, сколько букв просмотрено в 1 мин, число ошибок в 1 мин: число пропущенных букв из заданных и зачеркнутых из незаданных. Показателями берутся: производительность (число просмотренных букв) за первую минуту, если инструкция была сразу правильно понята, или за следующую; производительность в середине выполнения задания (среднее арифметическое за пятую и шестую минуты); производительность в конце выполнения задания (среднее арифметическое за девятую и десятую минуты); количество ошибок на указанных этапах (начало, середина, конец) и общее количество ошибок; отношение производительности в конце работы к производительности в начале ее (в %). По количеству материала, просмотренного в 1 мин (по производительности), можно составить предварительное суждение о темпе психических процессов исследуемого. оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюххэчфш оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж смвыгуттжбяроенаицплкдзюхчфшьйтжбряцплкддзюхэчфш йшьюфчэкюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй оенаисмвыгуттжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш тжбшрядплкдзюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|