Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для исследования переключения внимания




             
             
             
             
             
             
             

Примечание. Выделенные цифры – черные.

 

Обработка результатов

1. Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

А=Т–С,

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 25 и 26.

2. Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (см. табл. 9).

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо в результате сопоставления данных сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных отличий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т. е. в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А=12,9 при =2,8 и СV=0,23; Мо=15,5. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж=13,6; Ам=11,9. Влияние возраста на переключение внимания также оказалось различным для мужской и женской групп.

По данным первого этапа (ориентировочного) у мужчин от 18 до 23 лет наблюдается небольшое, но систематическое повышение данного показателя, в то время как у женщин, начиная с 21 года, происходит довольно значительное его понижение (более одной шкальной единицы). Тенденция возрастной изменчивости ПВ по общему показателю успешности приблизительно одинакова в обеих группах: с 18 до 25 лет происходит развитие переключения перцептивного внимания, у женщин более существенное (с 13 до 14,9 баллов), у мужчин менее заметное (с 12 до 12,8 баллов); после 25-го возраста начинается

снижение этого параметра, особенно значительное в мужской группе (на 3 балла).

Коэффициент корреляции между показателями А1 (успешность по первому, ориентировочному этапу) и А (общая успешность по всей методике без первого этапа) равен 0,50 (p=0,001). Показатель ПВ обнаруживает высоко-значимую корреляционную связь с показателем академической успеваемости студентов (р=0,01), следовательно, эта характеристика психики является профессионально значимой для студентов и важной для процесса их обучения.

 

Таблица 24

Оценка переключения внимания

Регистрация времени (t) по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
tI        
tII        
tIII        
tIV        
tV        

 

Таблица 25

Балльная оценка времени переключения внимания

Этапы
I II III IV V
время, t балл время, t балл время, t балл время, t балл время, t балл
< 16 16–21 21–26 26–30 30–35 35–40 40–45 45–50 50–54 54–59 59–64 64–69 69–74 74–78 78–83 83–88 88–93 93–98 98–102 102–107 107–112 112–117 > 117   < 29 29–34 34–39 39–44 44–49 49–54 54–59 59–64 64–69 69–74 74–79 79–84 84–89 89–94 94–99 99–104 104–109 109–114 114–119 119–124 124–129 129–134 134–139 > 139   < 32 32–40 40–48 48–56 56–64 64–72 72–76 76–84 84–92 92–100 100–108 108–116 116–124 124–132 132–140 140–148 148–156 156–164 164–172 172–180 180–188 188–196 > 196   < 28 28–34 34–39 39–45 45–50 50–56 56–62 62–67 67–73 73–78 78–84 84–90 90–95 95–101 101–106 106–112 112–118 118–123 123–129 129–134 134–140 140–146 146–151 > 151   < 30 30–34 34–38 38–42 42–46 46–50 50–54 54–58 58–62 62–66 66–70 70–74 74–78 78–82 82–86 86–90 90–94 94–98 98–102 102–106 106–110 110–114 114–118 118–122 > 122  

 

Таблица 26

Балльная оценка ошибок переключения внимания

Этапы Кол-во ошибок Ошибки, балл   Этапы Кол-во ошибок Ошибки, балл
цвета числа порядка   цвета числа порядка
  I           III 4–5      
  II   1,5 4,5 1,5 4,5 7,5 4,5     IV     1,5  
III             V     1,5  

Методика 7.3. Распределение и переключение внимания

Цель. Исследование распределения и переключения внимания. Это другой вариант методики «отыскивание чисел с переключением». Исследование проводится с помощью специальных бланков (рис. 20, 21), на которых 25 красных и 24 черных числа. При отсутствии бланков возможно применение таблиц, нарисованных на ватмане.

Испытуемые должны отыскивать попеременно красные числа в возрастающей степени (от 1 до 25), черные в убывающем порядке (от 24 до 1) в течение 5 мин, записывая результат столбцами.

Задание сначала опробуется по исходному бланку в течение 3–4 мин, при этом даются необходимые разъяснения, а затем дважды повторяется по 5 мин, как два контрольных задания (по разным бланкам).

Инструкция. «На вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Нужно отыскивать красные числа от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а черные от 24 до 1 в убывающем порядке. Числа отыскиваются поочередно: 1 – красное, 24 – черное, 2 – красное, 23 – черное; 3 – красное и так далее.

 

 

  9-m   15-n   9-м   12-м   16-е   3-и   10-в
  24-в   23-ф   1-к   19-а   15-л   8-г   17-а
  18-m   14-ф   13-ш   6-с   2-л   10-е   25-р
  11-к   2-г   24-ч   23-ч   5-ш   12-б   21-н
  20-б   17-р   11-р   22-¶   19-m   3-с   13-ж
  7-х   16-х   6-ж   22-n   14-ц   8-ц   4-з
  7-з   1-о   20-н   4-¶   5-и   18-о   21-у

 

Рис. 20.Первый бланк для методики «Распределение и переключение внимания» (заштрихованные клетки с числами красного цвета)

 

Сумма двух чисел красного и черного всегда равна 25 (1+24=25, 2+23=25 и т. д.). Возле каждого числа стоит какая-нибудь буква – символ этого числа. Когда найдете очередное число, пишите его и рядом соответствующую букву. Числа и буквы записывайте столбиком парами, например:

 

 

1 – К 24 – М

2 – Р 23 – Д

3 – Б и так далее.

Вопросы? Попробуйте поработать и спросите, что непонятно. (Дать 3–4 мин на опробование, разъясняя на ходу тем, кто не понял задание.) Возьмите другой бланк. Сейчас выполняйте контрольное задание. Приготовились! Начали!» Включить секундомер. Через 5 мин подать команду: «Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!»

 

  7-у   4-в   15-в   8-ч   11-к   1-г   25-я
  14-ш   18-л   21-ф   15-з   3-и   19-ф   17-з
  7-ж   2-х   11-   10-с   23-м   8-м   10-а
  17-б   14-   6-р   20-n   13-ч   23-ш   5-у
  9-ж   3-л   22-б   1-е   16-ц   6-¶   13-н
  2-и   4-ц   22-о   20-а   12-х   19-р   24-е
  24-г   18-с   12-m   9-к   16-н   21-¶   5-о

Рис. 21. Второй бланк для методики «Распределение

и переключение внимания»

Второе контрольное задание: «Возьмите следующий бланк. Задание выполняйте так же, как предшествующее, но необходимо обязательно улучшить результат. Если у вас хорошие волевые качества, вы сумеете его улучшить, если недостаточные, то чем больше будете стараться, тем будет хуже. Таким путем мы оценим вашу эмоциональную устойчивость. Приготовились! Начали!» По ходу строгим голосом подавать команды: «Прошла минута! Еще минута! Еще минута! Осталось столько-то минут! Осталось 30 сек!» Через 5 мин подать команду: «Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!»

Оценка результатов. Для оценки (по специальной номограмме, рассчитанной Г. Антиповым) используется лучший результат из двух контрольных заданий (рис 22). Приближенная оценка может быть выставлена и с помощью табл.27, в которой обобщены материалы обследования спортсменов.

 

Таблица 27

Оценка в баллах                    
Кол-во правильных ответов     44-47   38-43   32-37   24-31   18-23   12-17   5-11  

 

       
 
 
   

 

 


Рис. 22. Номограмма для оценки результатов в задании «распределение и переключение внимания»

Поскольку под переключением понимают возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, данная методика может быть использована для диагностики работоспособности в условиях частой смены видов деятельности.

 

Методика 7.4. Тест К.К. Платонова

Цель: изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой.

Оборудование.

1. Таблица 60х60 см, разделенная на 49 клеток–квадратов, в которых размещены числа, написанные черными (или арабскими) – от 1 до 25 и красными (или римскими) – от I до XXIV цифрами, примерно по следующему образцу.

Таблица 28

Таблица для исследования переключения внимания

    IV     VI       XII
    XIII       II   XVI   XIX
  IX       XV     XXIII  
  IX     XVII   V       XXIV
  XIV         XX   I   VII
  XXI   III     VIII       XVIII
      XI     XXII     X

 

Числа расположены в беспорядке, но так, чтобы близкие по величине возможно реже были рядом.

2. Секундомер.

3. Указка.

Порядок исследования. В данном исследовании предлагается одновременно отыскивать числа, изображенные арабскими (или черными) и римскими (или красными) цифрами; при этом арабские (черные) числа исследуемый должен отыскивать в прямом порядке, от 1 до 25, а римские (красные) – в обратном, от XXIV до I. Следовательно, порядок его действий должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII, 4, XXI и т. д.

Исследование можно проводить и иначе: сначала дать задание отыскать в таблице все арабские числа в обычном порядке (от 1 до 25), затем римские в обратном порядке — от XXIV до I; наконец, одновременно отыскивать арабские и римские числа, как описано ранее.

Инструкция испытуемому. «Перед Вами таблица, разделенная на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими цифрами и римскими. Арабские Вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII и т. д. Поняли? (Экспериментатор отвечает на вопросы и добивается полного понимания порядка работы.) Вы должны будете работать как можно скорее, но не делать ошибок. Поочередно называйте числа, написанные арабскими и римскими цифрами: первые – от начала к концу, а вторые – от конца к началу. Приготовьтесь. Начинайте!»

Пускается секундомер, фиксируется время выполнения задания. В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого. Если исследуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: «Нет! Вы должны сейчас найти XXI, а не XX».

Учет и анализ результатов. Экспериментатор регистрирует все ошибки, например: «Указал 17 вместо 16». Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что арабское (черное) число и следующее за ним римское (красное) при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить:

быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает(часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить:

трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

При определении качественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на выполнение каждого задания. Отдельно фиксируются ошибки. В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания можно взять разность между временем выполнения данного задания по «арабско-римской» таблице и временем отыскивания чисел в таблице с одними арабскими или римскими цифрами. Следовательно, этот показатель вычисляется по формуле

Х=С– (a+b);

где С – время выполнения задания на «арабско-римской» таблице, a – время выполнения задания на «арабской» таблице; b – время выполнения задания на «римской» таблице.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием. Аналогичным образом подсчитывается показатель дополнительного времени, если исследуемый отыскивает сначала арабские (черные), потом римские (красные) числа, а затем одновременно и те и другие.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

II – 61…90 с.

III – 91…100 с.

IV – 101…120 с.

V – 121 с и выше.

В исследованиях автора методики в которых сначала проводились эксперименты с «красно-черной» таблицей, а затем с «арабско-римской», были получены следующие результаты: время выполнения задания по «красно-черной» табл. 2 мин 5с…8 мин 8с; качество – от безошибочного решения до семи ошибок; время выполнения задания по «арабско-римской» таблице (это исследование проводилось после предыдущего) 2 мин 45с…8 мин 15с, а качество– от безошибочного решения до девяти ошибок.

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил первое задание («черно-красная» таблица) быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Второе задание («арабско-римская» таблица) было выполнено им тоже быстро (2 мин 46 с) и совершенно без ошибок. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание был смущен его трудностью. На выполнение первого и второго задания затратил очень много времени (8 мин 8 с и 8 мин 10 с); совершил при этом много ошибок (5 и 3). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.


 

Литература

1. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников / Сост. А.И. Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. – Л., 1981.

2. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1987.

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. – Л., 1990

4. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. –М., 1972.

5. Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977.

6. Платонов К.К. Психологический практикум. – М., 1980.

7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.

8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.

9. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979.

10. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под. ред. Б.А. Федоришина. – Киев, 1980.

11. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л., 1976.

 


оглавление

Введение

Общая характеристика внимания………………………………………..3

Изучение основных свойств внимания………………………………….5

 

Тема 1. Методы изучения объема внимания ……………...8

Методика 1.1. Объем динамического внимания…………………….....8

Методика 1.2. Объем внимания при восприятии

простейших объектов……………………………………………….…...10

Методика 1.3. Исследование объема внимания с помощью

комбинации геометрических фигур……………………………………13

Методика 1.4. Объем и распределение внимания……………...……..13

 

Тема 2. Исследование избирательности

внимания …………………………………………………………………..15

Методика 2.1. Тест Мюнстерберга (ТМ)..…………………………….15

Методика 2.2. Тест Торндайка……………………………...………….16

 

Тема 3. Оценка устойчивости внимания ………………….19

Методика 3.1. Корректурная проба..…………………………………..19

Методика 3.2. Устойчивость концентрации внимания стар-

шеклассников…………………………………………………………….23

Методика 3.3. «Корректурная проба с кольцами»………………...….26

Методика 3.4. Умственная работоспособность по Э. Крепе-

лину……………………………………………………………………….28

Методика 3.5. Умственная работоспособность по Э. Крепе-

лину без бланков…………………………………………………………29

Тема 4. Закономерности колебания

внимания …………………………………………………………………..32

Методика 4.1. «Лестница – навес»…………………………...………..32

Методика 4.2. «Пирамида – туннель»…………………………..…….34

 

Тема 5. Изучение концентрации внимания ……………....36

Методика 5.1. Исследование концентрации внимания у

младших школьников…………………………………………………...36

Методика 5.2. Корректурная проба Бурдона…………………………37

Методика 5.3. Корректурная проба Бурдона-Анфимова……….……39

Методика 5.4. «Перепутанные линии»………………..……………….42

Методика 5.5. Концентрация внимания……………..…………...……44

Тема 6. Определение способностей

распределения внимания …………………………………………46

Методика 6.1. Корректурный тест…………………………………….46

Методика 6.2. Распределенность внимания…………………………...49

Методика 6.3. Тест отыскания чисел………………………………….51

Методика 6.4. Индивидуальные особенности распреде-

ляемости внимания ……………………………………………………..52

Методика 6.5. Роль упражнений в распределяемости

внимания…………………………………………………………………53

 

Тема 7. Диагностика переключаемости

внимания …………………………………………………………………..54

Методика 7.1. Сложение чисел с переключением……………….…..55

Методика 7.2. Отыскивание чисел с переключением………………..59

Методика 7.3. Распределение и переключение внимания…………...64

Методика 7.4. Тест К.К. Платонова…………………………………...66

 

Литература ………………………………………………………………...70

 

 
 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...