«В работе с детьми должно присутствовать умение педагога самому удивляться, эмоциональный отклик взрослого подключает эстетическое отношение ребенка», поэтому занятия ведутся – объединение игры с обучением, что позволяет сделать интересным и осмысленным выполнение учебных заданий. Игра помогает создать мотивацию учебной деятельности, осуществлять в игровой форме руководство работой и ее оценку.
Содержание образовательной программы «Изобразительное искусство»:
В 1 год обучения (6-7 лет) происходит приобщение детей к наблюдению за окружающим миром. Задания носят преимущественно композиционный характер. Учащиеся знакомятся с цветом, линией, их выразительными возможностями; приобретают навыки работы художественными различными материалами.
№
Темы занятий.
1 полугодие – 64 часа.
Кол-во часов
Используемый материал
Примечание
Знакомство. Адаптация детей в пространстве. Установление доброжелательных отношений. Произвольный рисунок – проективный тест ДДЧ («Дом, Дерево, Человек»).
Альбом, фломастеры
Линия, как выразительное средство.
«Дорожки».
Различные виды линий (прямые, кривые, толстые, тонкие, ломаные, волнистые)
«Коврик». Построение квадрата, деление линиями на части.
Альбом, фломастеры
«Осенние листья». Изучение и изображение формы, цвета, фактуры листьев. Основные краски осени и их оттенки.
акварель
Изучение теплых цветов.
«Вазы». Изучение усложненной формы предмета. Их украшение.
«Чудо-дерево». Декоративно-условное изображение дерева.
А3, масл. пастель
«Перчатки». Орнамент в полосе, чередование геометрических фигур.
А3, фломастеры
Контрастные цвета.
«Сундук». Понятие о тоне. Получение различных серых оттенков. Поиск оттенков от черного до белого цвета бумаги.
А3, графитные карандаши
Изучение силуэта.
«Зимняя бабочка». Симметрия, холодный колорит.
пластилин
Плоское изображение на альбомном листе(шариками и колбасками).
«Дома зимой». Сюжетная композиция из геометрических фигур. Изображение улицы. Дорисовывание деталей.
А3, гуашь, аппликация из бумаги.
Передача состояния зимы.
«Моя буква». Линия и пятно. Превратить ее в какой-либо образ.
А3, масл. пастель
Компоновка буквы в листе.
Рисуем картину по зимним сказкам и мультфильмам.
Бум., гуашь
Передать сказочное царство.
«Семья снеговиков».
пластилин
Свободная сюжетная композиция.
Учимся вырезать снежинки.
Альбом, ножницы
«Замок снежной королевы».
А3, гуашь
Поиск холодных оттенков.
2 полугодие – 74 часа.
«Мишка-музыкант».
пластилин
См. в книге «Лепим из пластилина».
«Зимняя сказка о деревьях». Знакомство с жанром пейзажа. Изучение формы деревьев.
Цв. картон, гуашь
Гуашевая линия на цветовом фоне.
«Ваза с цветами». Жанр натюрморт. Развитие способности восприятия цвета, фактуры, формы.
А3, масл. пастель
Формирование способности находить красоту в обычном.
«Курочка с цыплятами».
пластилин
Лепка свободной композиции из 3-х фигур.
«Жаркий день».
Картон желтого цвета, гуашь
Городской пейзаж. Ритм.
«Мамина кладовая».
А3, фломастеры
«Котячьи игры».
А3, масл. пастель
«Чудо-птица».
Тонированная бум., гелиевые ручки
«Ваза с фруктами».
А3, акварель
«Портрет друга».
пластилин
Выкладывание колбасками на альбомном листе.
Рисунок по памяти и представлению – «Я помогаю маме».
Бум. А3, масл. пастель
Уравновешенность элементов изображения, роль их взаимного расположения.
Рисунок по стихотворению А. Барто «Рукодельница».
Акварель,
Работа выполняется на наблюдательность «Посуда на полке».
Бум. А3, графитные кар.
«Пасха». Пасхальные яйца-декорирование.
Цв. картон, различные крупы
Аккуратность, выкладывание задуманного узора.
Рисунок по памяти и наблюдению «Мама на кухне готовит обед».
А3, гуашь
Передать характерные особенности фигуры человека.
Лепка по наблюдению (по памяти) животных различной формы.
Пластилин.
Освоение формы предметов реального мира, контраст и сходство форм. Характер и пропорции животных.
Парные рисунки по воображению «Добрая фея и злая колдунья».
А3, фломастеры
Выразить с помощью цвета эмоциональное отношение к изображаемому. Передать настроение через цвет.
Композиция по воображению в рельефе «Попугай на ветке».
Пластилин, цв. картон
Расширение и углубление знаний о композиции в рельефе.
Рисование по памяти «Цветущий луг».
А3, гуашь
Развитие пространственного мышления. Заполнение пространства равноудаленными предметами, преодоление пустот.
Лепка по воображению - герои сказок «Дюймовочка».
пластилин
Представление о красоте и пластической цельности фигуры человека.
Итого 138 часов в год.
На 2-ом году обучения (7-8 лет) происходит дальнейшая «постановка глаза». Ученик развивает умение видеть и передавать многообразие цвета. Декоративная живопись. Передача характерного образа, силуэт. Многообразие оттенков и их изменение. Изменение формы предмета. Учащиеся анализируют предмет и его форму, учатся передавать выразительность образа с помощью различных изобразительных средств. Возрастает степень полноты и точности графической передачи предметов.
№
Темы занятий.
1 полугодие – 64 часа.
Кол-во часов
Используемый материал
Примечание.
Росчерк. Произвольная линия, как стимул изобразительного творчества. Упражнение «Дорисуй».
Бум., фломастеры
Показ возможности линии в создании графического образа.
Лепим котика.
пластилин
«Падают, падают листья». Рисуем разные формы листьев, изучение предметного цвета, фактуры.
А3, гуашь. Музыкальный фон.
Наложение предмета на предмет.
Лепим рельефную картину «Подсолнухи».
пластилин
«Осенний сюжет». Аппликация из кусочков обрывной цветной бумаги.
А3, Цветная бумага, журналы, клей
Воспроизведение осенней гаммы деревьев на цветном фоне.
Лепим львенка и черепашку из мультфильма…
пластилин
Монотипия на тему «Хищная рыба». Знакомство с новой техникой.
А3, гуашь
Самостоятельное использование главных и дополнительных цветов в получении цветовых пятен.
«Ветер, дождь». Воспроизведение образов и состояний природы.
А3, акварель, восковые мелки
Выполнение пластических упражнений и сюжетных изображений на листе бумаги.
Лепим «Красную шапочку».
пластилин
«Урожай грибов».
Альбом, фломастеры
Контур, заполнение плоскости. Тон.
Лепим на тему «Встреча на Марсе».
пластилин
«Часы».
А3, графитные карандаши
Линия, пятно, узоры.
Холодная цветовая гамма - упражнение-игра «Человечек из геометрических фигурок».
Альбом, фломастеры
Ассоциативное восприятие цвета.
Теплая цветовая гамма – упражнение-игра «Человечек из геометрических фигурок».
Альбом, фломастеры
Ассоциативное восприятие цвета.
«Зимние домики». Изображение ряда домов различной высоты, с различными формами крыш, окон на цветном фоне в холодной цветовой гамме.
А3, гуашь
«Веселые гонки»- лепим зайца на мотоцикле.
пластилин
«Котячья семейка».
А3, масл. пастель
Размещение несколько фигур в формате. Передача характера.
«Автопортрет».
Альбом, А3, тонированная бумага, гуашь
Передача настроения, состояния цветом.
Лепим Деда мороза.
Пластилин
«Зимний натюрморт».
А3, акварель, восковые мелки
Размещение предметов в листе. Белый силуэт на цветном фоне.
«Дед мороз с подарками». Изображение радостных настроений.
А3, гуашь
2 полугодие – 74 часа.
«Зимний пейзаж».
А3, трубочка, гуашь
Раздувание деревьев из пятна.
Лепим по воображению -«Золушка».
пластилин
«Медведь в берлоге».
А3, графитные карандаши
Тоновая растяжка, оттенки серого.
Лепим на тему «Мои четвероногие друзья».
Пластилин
«Звук-настроение-цвет».
А3, гуашь
Рисовать под музыку.
Лепим тигренка.
Пластилин
«Ковер».
А3, гуашь
Передача настроения.
Лепка «Слоник циркач».
Пластилин
«Сказочная птица».
А3, масл. пастель
Создание образа своей птицы.
Лепим «Котячьи игры».
Пластилин
2-3 котика
«Альпинист».
А3, фломастеры
Диагональ, передача движения.
Развитие воображения и фантазии. Лепим «Неведомая зверушка».
Пластилин
«Встреча весны».
А3, гуашь, фломастеры, бумага, ножницы, губка
Ритм, передача движения. Изготовление трафарета птицы. Размещение птиц на листе.
«Веселый натюрморт».
Рисование предметов с натуры. Силуэт.
А3, гуашь, лоскуты тканей, клей, фломастеры
Кусочками тканей задать цвет и рисунок предмета.
Лепка сказочного героя на свободную тему.
Пластилин
«Дядька-самовар». Создание образа.
А3, масл. пастель
Большой-маленький, главный-второстепенный.
Выполнение работы по сказке «Приключения Карика и Вали».
А3, акварель
Движение, направление движения. Линия, пятно, тон.
Итого 138 часов в год.
На 3-ем году обучения (8-9 лет) вводится понятие о пространстве. Композиционные задачи сочетаются с натурными постановками. Совершенствуется техника и индивидуальная манера, дается больше возможности для самостоятельного творчества, преобладают творческие задания, требующие определенных знаний и навыков, дающие возможность самовыражения.
Сочетание линии и пятна с выделением комп. центра.
«Ночной фонарь».
А3, гуашь белая и черная
Серый тон, свет и тень.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
Рисование по памяти и представлению на тему «На катке».
А3, гуашь
Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.
«Цветовой круг».
А4, цветная бумага, ножницы, клей
Характеристики цветов.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
«Футбольный матч».
А3, масл. пастель
Рисование по памяти и представлению на тему «На пляже».
А3, гуашь
Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
«У окна».
А3, фломастеры
Контражур. Предмет и фон.
Иллюстрация к сказке Андерсена «Гадкий утенок».
А3, акварель
Развитие пространственного мышления.
«Салют».
А3, акварель, восковые мелки
Светлое и темное. Цветовая гамма.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
«После дождя».
А3, гуашь
Отражение. Понятие рефлекса.
Рисование по наблюдению на тему «В магазине».
А3, черный маркер, фломастер, и ручка.
Размещение предметов в пространстве на разных расстояниях.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
Пространственная композиция на тему «Сказочный город».
А3, гуашь
Развитие пространственного мышления. Размещение предметов в пространстве.
«Думы грустные и радостные».
А3, графитн. Кар.
Портрет. Передача двух различных состояний с помощью линии, тона, света и тени.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
Рисование по наблюдению на тему «На рынке».
А3, графитные карандаши
Развитие пространственного мышления.
Пространственная композиция на тему «На другой планете».
А3, фломастеры
Размещение предметов в пространстве.
«Базарная бабка».
А3, фломастеры
Составление композиции из овощей. Решение образа.
«Неизвестная планета».
А3, гуашь, масл. пастель
Компоновка в листе. Выделение композиционного центра при помощи контраста величин.
«Роспись тарелки».
гуашь
Орнамент в круге и полосе.
«Образ, цвет, звук».
А3, гуашь
Рисовать под музыку.
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
«В цирке».
Масл. пастель
Свет и тень
«О чем говорят тени».
А3, гуашь
Силуэтное решение предмета. Тень собственная и падающая. Образность.
Создание изобразительного образа по прочитанному стихотворению.
А3, графические материалы
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
Вязание крючком.
А3, крючок, нитки
Вязание цепочек из воздушных петель. Собрать композицию из цепочек и приклеить на А3. возможно оформление коллект. Работы.
«Весенний пейзаж».
А3, гуашь
Лепка «Герой из сказки».
пластилин
«Натюрморт с цветами».
А3, гуашь
Итого 138 часов в год.
Список литературы:
Алехин А.Д. Когда начинается художник. –М.,1993.
Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности – М.: Просвещение, 1996.
Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для детей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997.
Ростовцев Н.Н. методика преподавания изобразительного искусства в школе. –М.: Искусство, 1980.
Цыганкова И.В. Особенности изучения темы «Пейзаж» в музейной практике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Методическая разработка – Омск, 2002.
Цыганкова И.В. Освоение изобразительной поверхности и знакомство с элементами композиции – Первый год обучения дошкольников 5-6 лет – Омск, 2002.
Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». –М.:Искусство, 1989.