Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование педагогических целей

Занятие 1.

Проектирование учебных занятий

Формирование педагогических целей

Цели:

- научиться формулировать педагогические цели; транслировать их в задачи учебника;

- научиться проектировать учебное занятие;

- развивать рефлексивно-оценочные, организаторские умения;

- научиться составлять алгоритм формиро­вания цели;

- изучить способы ведения дискуссии

Педагогическая разминка (ответы на вопросы по группам, основание для создания группы – вопрос)

1. Л.Н.Толстой писал: «Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нуж­ные, какие менее и какие еще менее нужные».

Если вы разделяете точку зрения писателя, то проранжируйта (расставить по местам) таким образом знания об организации образовательного процесса. Если же вы не согласны с точкой зрения Л. Н. Толстого, то oxaрактеризуйте и обоснуйте свою позицию.

2. «Экзамен — это запоздалая форма контроля, когда брак уже устранить невозможно», — так говорят многие ученые. А что вы думаете об экзамене?

3. А. Эйнштейна спросили: «Велика ли скорость света?» Ученый ответил: «Я никогда не запоминаю то, что можно прочесть в любом справочнике». Как вы оцениваете и как вы относитесь к данному высказыванию?

4. В. А. Сухомлинский писал: «Не ловите детей на незнании. Отметка — не наказание. Отметка — радость». Что вы думаете по этому поводу? Почему много плохих отме­ток в классных журналах и еще больше (так ли это?) в дневниках учащихся?

5. Всем хорошо известно древнее выражение: «Корень учения горек» (С латинского: Litterarum radices amarae,fructus dulces sunt (литтэрарум ради цэс амарэ, фруктус дулцэс сунт). По сообщению античного писателя и историка Диогена Лаэртского (III в.), эти слова принадлежат великомуфилософу Древней Греции Аристотелю (384—322 до н. э.).
Иносказательно: поощрение человека, который усердно учится (шутл.-ирон.)..). Французский писатель А. Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом». Какие противоречивые высказывания! Какова ваша позиция? Обоснуйте, пожалуйста, свое мнение.

 

1. Определите характеристики целей, исходя из предложенных высказываний великих людей по по­воду значимости цели в деятельности человека. (характеристика цели: сложность, специфичность, приемлемость, приверженность, конкретность, измеримость, ориентация целей во времени, достижимость, гибкость, совместимость, взаимоподдерживающие цели).

«Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра» (Сенека).

«После того как мы окончательно потеряли цель из виду, мы удвоили свои усилия» (Марк Твен).

«Нужно быть здесь еще до того, как пришел» (Ричард Бах).

«Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно опреде­ленному сроку» (Харви Маккей).

Вывод: если ориентир не ясен, то и движение не определено. Цель педагогической дятельности — мысленное предвосхищение результатов педагогического процесса.

2. Изучите содержание текста и попробуйте к предложенной теме урока сформулировать цели.

В образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка, и предметные цели.

Цели, ориентированные на развитие личности ребенка, делятся на несколько групп:

ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету (актуализировать личностный смысл учащихся изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала);

ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности (содействовать осознанию учащи­мся ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности);

связанные с обеспечением развития у обучающихся интеллектуальной культуры (с оздать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.); обеспечить развитие у обучающихся умений сравнивать познавательные объекты; содействовать развитию у обучающихся умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.); обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать познавательные объекты и др.);

ориентированные на развитие у обучающихся исследовательской культуры (содействовать развитию у обучающихся умений исполь­зовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения);

связанные с развитием у обучающихся культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить развитие у обу­чающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; со­здать условия для развития у обучающихся умения работать во време­ни; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконт­роль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности);

ориентированные на развитие информационной культуры обучающихся (создать условия для развития у обучающихся умения структури­ровать информацию; обеспечить у обучающихся развитие умений со­ставлять простой и сложный планы);

ориентированные на развитие коммуникативной культуры обучающихся (содействовать развитию у детей умений общаться; обеспечить разви­тие у обучающихся монологической и диалогической речи.);

связанные с развитием у обучающихся рефлексивной культуры (создать условия для развития у обучающихся умений «приостано­вить» свою деятельность; обеспечить развитие у обучающихся умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого, содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаи­модействия; обеспечить развитие у обучающихся умения объективиро­вать деятельность, т. е. переводить с языка непосредственных впечатле­ний и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.).

Предметные цели учебного занятия фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов действий. Они могут быть сформулированы как в действиях преподавателя, так и в действи­ях учащихся.

В практике распространены типичные способы фор­мулирования целей, описанные М.В.Клариным.

1. Определение целей посредством изучаемого содержания. Напри­мер, «изучить явление электромагнитной индукции», «изучить теорему Пифагора». А иногда с помощью прямого обращения к разделу учебни­ка — «изучить содержание параграфов...». Этот способ указывает на область содержания учебного материала, которое будет «затронуто» на данном учебном занятии или их серии.

2. Определение целей посредством деятельности преподавателя. На­пример, «ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внут­реннего сгорания» или «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ «от преподавате­ля» сосредоточен на собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако преподаватель намечает свои действия, не соотнося их с результатами обучения учащихся.

3. Постановка целей, обращаясь к внутренним процессам интеллектуального, эмоционального, личностного развития учащегося. Например, формировать умение анализировать наблюдаемые явления», «развить умение выразительного чтения», «формировать интерес...», «развивать логическое мышление, пространственное воображение». В формулировках такого рода содержатся обобщенные образовательные цели — на уровне образовательного учреждения, цикла предметов учебного предмета в целом, но не на уровне урока или даже серии уроков.

4. Постановка предметных целей на основе главной функции преподавателя, состоящей в организации деятельности учащихся. Исходя из этого, предметные цели могут быть представлены в следующем виде:

- помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с преподавателем изучения новой темы;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному накоплению: фактов... понятий... правил... законов... положений... и др. способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

- обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия) правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

- обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы...;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме...;

- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Анализ из представленных способов постановки целей убеждает в том, что ни один из них не является инструментальным (не обеспечивает возможности определения степени достижения цели) и не отражает желаемых результатов обучения, которые выражаются в изменениях развития учащегося (поскольку зафиксированы в действиях преподавателя). Такой вариант, как нам представляется, может иметь место в школьной практике, когда речь идет о целях деятельности преподавателя. В то же время цели учебного занятия в своих формулировках должны точно отражать желаемый результат; они должны обеспечивать возможность выявления степени их достижения. В этом случае необходима постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Правда, здесь существуют весьма значительные трудности: каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как однозначности этого перевода?

Дидактами предлагаются два способа устранения этих трудностей:

1) построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархии), — такие системы получили название педагогических таксономий;

2) создание максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Понятие «таксономия» (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — закон) заимствовано из биологии. Таксономия целей — классификация и систематизация целей-результатов, построенная по определенному признаку. Производится на основе их расположения последовательно, по нарастающей сложности. Анализ данного подхода к формированию целей обучения сделан В.Оконем.

В. Оконь отмечает, что особую известность в мире получила таксономия, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.С.Блюма. Она касается познавательной области от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе этих принципов необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Познакомьтесь с описанием таксономии целей Б.Блюма, сделанным! М.В.Клариным.

Знание —запоминание и воспроизведение учебного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих требований.

Понимание. Показателем способности понимать значение изучен­ного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного языка на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве пока­зателя понимания материала может также выступать интерпретация материала учащегося (объяснение, краткое изложение) или же предпо­ложение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание послед­ствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Применение — умение использовать изученный материал в конк­ретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие резуль­таты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Анализ —умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организа­ции целого. Учебные результаты характеризуются при этом более вы­соким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, посколь­ку требуют осознания как содержания учебного материала, так и ero внутреннего строения.

Синтез- умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Оценка — умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения учащегося должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Цели обучения (категориальные) реализуются через достижение целей содержательных. Содержательные цели связаны с изучением конкретного содержания по конкретному учебному предмету. Содержательная цель формулируется таким образом, что представляет собой установку на достижение некоторого результата. Такая установка в то же время соответствует определенным признакам, по которым можно судить о достижении той или иной категориальной цели. Например, содержательная цель «назвать символы, обозначающие скорость, путь и время движения тела» предполагает припоминание и воспроизведение соответствующих сведений, что в свою очередь характеризует категориальную цель «знание». Следовательно, категориальные и содержательные цели взаимосвязаны.

Содержательная цель формируется на основе глагола в неопределенной форме, характеризующего некоторое внешне выраженное наблюдаемое действие, ведущее к определенному, легко опознаваемому результату. К таким глаголам можно отнести: «записать», «назвать» и др. От них следует отличать расплывчатые, неконкретные формулирировки «узнать», «открыть для себя», «воспринять» и т. п.

А.И.Уман приводит примерный перечень глаголов, с использованием которых автор рекомендует формулировать требуемые содержательныe цели; акцентировать (внимание на...), воспроизвести, выбрать, выделить, выразить, высказать, вычислить, дать описание, записать, изобразить, интерпретировать, использовать, модифицировать, назвать, нарисовать, начертить, наклеить, объяснить, обобщить, обозначить, опознать, охарактеризовать, оценить, описать, перегруппировать, перевести, пересказать, перечислить, перестроить, подчеркнутьь, повторить, подсчитать, предсказать, преобразовать, привести, применить, проанализировать, проиллюстрировать, прослушать, прочитать, рассказать, рассчитать, реорганизовать, синтезировать, систематизировать, соединить, составить, сформулировать, упростить, уточнить, установить и т.п.

Использование подобных глаголов позволит учителю четко формулировагь содержательные цели в процессе конструирования учебного занятия.

Составьте перечни глаголов, образующих:

1) обозначение целей «творческого типа»;

2) речевые действия;

3) цели в сфере межличностного взаимо­действия

Задание 2. Не заглядывая в текст, сфор­мулируйте определение таксономии ( от др.-греч.

τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей); назови­те виды целей и объясните их взаимосвязь

Задание 3. Определите, к каким катего­риям (по таксономии Б.Блюма) относятся задания, предъявленные вам для выпол­нения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...