Объяснение некоторых явлений, считавшихся сверхъестественными. Жизнь духовная или психическая; двойное зрение; сомнамбулизм; сновидения
§432. Перисприт есть соединительное звено между жизнью матерьяльной и духовной; именно через него воплощённый дух находится в постоянных сношения с духами; через него, наконец, совершаются в человеке особые явления, которые не имеют своей первопричиной осязаемую материю и которые поэтому кажутся сверхъестественными.
Именно в свойствах периспритальных флюидов следует искать причину двойного или духовного зрения, которое можно назвать также психическим зрением, которым многие одарены, часто без их ведома, как и зрением сомнамбулическим.
Перисприт есть чувствительный орган духа; через его посредство воплощённый дух получает понятие о вещах духовных, которые ускользают от физических чувств. Посредством телесных органов зрение, слух и другие чувства локализуются и приспосабливаются к впечатлениям матерьяльных явлений; через чувства духовные или психические они обобщаются; дух видит, слышит и чувствует всем своим существом всё, что находится в сфере его периспритальных флюидов.
Эти явления у человека составляют проявление его духовной жизни; это душа, действующая вне организма; при двойном зрении, или восприятии духовными чувствами, он не видит телесными глазами, хотя часто по привычке направляет их в ту точку, куда обращено его внимание; он видит духовными глазами, и это доказывается тем, что он так же хорошо видит с закрытыми глазами и вне круга физического зрения; он читает образную мысль в флюидическом луче.
§433. Хотя в продолжении жизни дух связан с телом посредством перисприта, он не настолько порабощён, чтобы не мог покидать его; он удлиняет свою цепь и переносится далеко, или на Земле, или на какие-нибудь точки космического пространства. Дух лишь с сожалением привязывает себя к телу, потому что его нормальная жизнь свободна, тогда как телесная есть жизнь раба, прикреплённого к земле.
Таким образом, дух счастлив, когда может покидать своё тело, как птица клетку; он хватается за все случаи освобождения и пользуется для этого всеми мгновениями, когда его присутствие не нужно для физической жизни. Это явление известно под именем эмансипации, или высвобождения, души; оно происходит во время сна; всякий раз, когда тело отдыхает и чувства находятся в бездейственном состоянии, дух освобождается. ("Книга Духов", гл.VIII.)
В эти минуты дух живёт духовной жизнью, а тело только жизнью растительной; он бывает отчасти в том состоянии, в каком будет после смерти физического тела; он пролетает пространства, видится со своими друзьями и другими духами, свободными или воплощёнными, как и он сам.
Флюидическая связь, соединяющая его с телом, обрывается окончательно лишь после смерти; полное расставание происходит по окончательном пресечении деятельности жизненной силы. До тех пор, пока тело ещё живо, дух, на каком бы он ни был расстоянии, мгновенно к нему возвращается, как только необходимо его присутствие; тогда он снова вступает в обычное течение жизни. Иногда пробуждаясь, он сохраняет воспоминание о своих странствованиях в более или менее точных образах сна; но во всяком случае он выносит из них впечатления, которые внушают ему новые идеи и мысли и оправдывают пословицу: "ночь приносит совет". 2
Совершенно так же объясняются некоторые характерные явления естественного и магнетического сомнамбулизма, каталепсии, летаргии, экстаза и многое другое, которые суть не что иное, как манифестации духовной жизни.
§434. Так как духовное зрение происходит без посредства матерьяльных глаз, то и окружающее познаётся не через посредство обыкновенного света: в самом деле, матерьяльный свет сотворён для матерьяльного мира; для мира духовного существует особый свет, природа которого нам неизвестна, но которая, без сомнения, есть одно из свойств эфирного тока, предназначенное для зрительных познаваний души. Таким образом, есть свет матерьяльный и свет духовный. Первый имеет ограниченные центры в светящихся телах; второй имеет центр везде; это и есть причина, по которой нет препятствий для духовного зрения; оно не задерживается ни расстоянием, ни плотностью материи; темноты для него не существует. Итак, духовный мир освещается духовным светом, имеющим свои собственные явления, как матерьяльный мир освещается солнечным светом.
§435. Душа, облечённая своим периспритом, несёт, таким образом, в себе самой своё световое начало. И так как она проникает материю в силу своей эфирной сущности, для её зрения нет непрозрачных тел.
Однако духовное зрение не у всех духов имеет одинаковую проницательность и одинаковое протяжение; одни чистые духи обладают им в полной силе; у низших духов оно ослаблено относительной грубостью перисприта, который, как туман, обволакивает их.
У воплощённых духов оно обнаруживается в явлениях второго зрения, в естественном или магнетическом сомнамбулизме или в состоянии бодрствования. Смотря по силе этой способности говорят, что ясновидение более или менее велико. С помощью этой именно способности некоторые люди видят внутренности организма и описывают причины болезней.
§436. Итак, духовное зрение даёт особые чувствования, которые, не опираясь на матерьяльные органы, совершаются в условиях совершенно отличных от матерьяльного зрения. По этой причине нельзя ожидать от них одинаковых явлений и нельзя производить над ними одинаковых опытов. Совершаясь в организме, духовное зрение обладает такою подвижностью, которая уничтожает все догадки. Надо изучать его в его следствиях и причинах, а не по сходству с обыкновенным зрением, которого они не предназначены дополнять, разве только за некоторыми исключениями, которые нельзя считать правилом.
§437. Духовное зрение по необходимости не полно и не совершенно у воплощённых духов, а следовательно, подлежит уклонениям. Происходя из самой души, оно, как и даваемые им понятия, должно быть подвержено влиянию душевного состояния. Смотря по степени его развития, по обстоятельствам и нравственному состоянию индивидуума, оно может давать во время сна или в состоянии бодрствования: 1) понимание известных реальных, матерьяльных фактов, как, например, событий, происходящих далеко, подробности данной местности, причины болезней и надлежащие для их устранения лекарства; 2) видение столь же реальное из мира духовного, как, например, видение духов; 3) фантастические образы, созданные воображением, аналогичные флюидическим созданиям мысли. Эти образы бывают всегда соответственны нравственному расположению созидающего духа. Таким образом, мысль людей, проникнутых известного рода религиозными верованиями, рисует им ад с его демонами, горнилами и муками, какими они представляются в их воображении: иногда это целая эпопея; язычники видели Олимп и Тартар, как христиане видят рай и ад. Если, проснувшись или по выходе из состояния экстаза, эти субъекты сохраняют точное воспоминание о своих видениях, они принимают их за реальные и подтверждающие их верования, тогда как они только продукты их собственной мысли. Стало быть, в экстатических видениях надо делать строгий выбор, прежде чем их принимать. Исцеление от слишком большого легковерия в этом отношении зависит от изучения законов, которыми управляется духовный мир.
§438. Сновидения в собственном смысле слова представляют три рода вышеописанных видений. К первым двум принадлежат сновидения предвидения, предчувствия и предупреждения. (Гл.XVI, Теория предвидения, §§527, 528, 529.); к третьему, то есть флюидическому созданию мысли, относится причина некоторых фантастических образов, которые не имеют ничего реального по отношению к действительной жизни, но которые для духа имеют иногда такую реальность, что тело чувствует их отражённое действие и что бывали случаи, когда волосы седели под впечатлением такого сна. Эти создания могут быть вызваны: экзальтированными верованиями, воспоминаниями прошлого; вкусами, желаниями, страстями, страхом, упрёками совести; повседневными хлопотами; потребностями тела или затруднением в функциях организма и, наконец, другими духами, доброжелательными или злонамеренными, смотря по их природе. ("Книга Духов", гл VIII, N400)
Каталепсия. Воскресение
§439. Инертная материя нечувствительна; периспритальный флюид также нечувствителен, но он передаёт ощущение в чувствительный центр, которым служит дух. Таким образом, болезненные повреждения тела отражаются на духе, как электрический удар через посредство периспритального флюида, проводящими нитями которого кажутся нервы. Это нервное воздействие физиологов, которые не зная отношения этого флюида к духовному началу, не сумели объяснить себе всех его следствий.
Такой перерыв может иметь место при удалении какого-нибудь члена или иссечении нерва; но он бывает также частичным или общим и без всякого повреждения в минуты освобождения духа или сильного возбуждения, или озабоченности его. В этом состоянии дух уже не думает о теле, и в своей лихорадочной деятельности он, так сказать, привлекает к себе периспритальный флюид, который, удаляясь с поверхности, производит в ней временную нечувствительность. Можно было бы ещё принять, что в некоторых случаях в самом периспритальном флюиде происходит молекулярное изменение, которое на время отнимает у него способность передачи. Так воин в пылу сражения часто не замечает того, что он ранен; так человек, внимание которого сосредоточено на какой-нибудь работе, не слышит происходящего вокруг него шума. Явление аналогичное, но более ярко выраженное, имеющее место у некоторых сомнамбул, это - летаргия и каталепсия. Таким образом, наконец, можно объяснить нечувствительность одержимых судорогами и нечувствительность известных мучеников.
Паралич имеет совсем другую причину: тут происходит явление органическое; это сами нервы, проводящие нити, уже не способны к флюидическому движению; испортились самые струны инструмента.
§440. В известных патологических случаях, когда дух уже не в теле, и когда перисприт держится за него лишь несколькими точками, тело представляет все признаки смерти, и тогда говорят абсолютную истину, что жизнь держится лишь на волоске. Это состояние может длиться более или менее долго; некоторые части тела могут даже начать разлагаться, тогда как жизнь ещё не вполне угасла. До тех пор, пока не порвалась последняя нить, дух может или энергичным действием воли, или посторонним флюидическим воздействием, одинаково могущественным, быть призванным в тело. Таким образом объясняются случаи продления жизни против всякой вероятности, а также некоторые мнимые воскрешения. Так, иногда растение вырастает вновь от одной ничтожной корневой мочки; но когда последние молекулы флюидического тела отделились от матерьяльного тела, или когда последнее находится в состоянии непоправимого разложения, всякое возвращение к жизни становится невозможным.
Исцеление
§441. Всемирный ток есть, как известно, первоначальный элемент матерьяльного тела и перисприта, которые суть не что иное, как его превращения. Вследствие тождества своей природы этот флюид, сгущённый в перисприт, может доставлять телу восстанавливающие начала; двигательным агентом является воплощённый или бесплотный дух, который, так сказать, пропускает в повреждённое тело часть субстанции своей флюидической оболочки. Излечение производится посредством замены испорченной молекулы здоровою. Таким образом, исцеляющая сила будет в зависимости от чистоты привитой субстанции; она зависит ещё от энергии воли, которая вызывает более обильное выделение флюидов и даёт им большую силу проникновения, и, наконец, от намерений, одушевляющих того, кто хочет лечить, будь он человек или дух. Флюиды, исходящие из нечистого источника, представляют собой по сути дела испорченные лекарства.
§442. Влияние флюидического действия на больных чрезвычайно разнообразно, смотря по обстоятельствам. Это действие бывает иногда медленно и требует продолжительного лечения, как в обыкновенном магнетизме; в другой раз оно действует быстро, как электрический ток. Есть субъекты, одарённые такой силой, что на некоторых больных они производят мгновенное излечение одним наложением рук или даже одним актом воли. Между двумя крайними полюсами этой способности есть бесконечные оттенки. Все излечения этого рода представляют разновидности магнетизма и отличаются только силой и быстротой действия. Основание же всё одно и то же: это флюид, производящий терапевтическое действие, зависящее от его качества и изменяющееся по обстоятельствам.
§443. Магнетическое действие может производиться различными способами:
1. Через флюиды самого магнетизёра; это магнетизм в собственном смысле или человеческий магнетизм, действие которого подчинено силе и в особенности качеству флюида.
2. Через флюиды духов, действующих прямо и без посредника на воплощённого для того, чтобы вылечить или успокоить страдание, или для того, чтобы вызвать произвольный сомнамбулический сон; или для того, чтобы произвести на человека какое-нибудь физическое или моральное влияние. Это духовный магнетизм, качество которого находится в зависимости от качеств духа.
3. Через флюиды, изливаемые духами на магнетизёра, который служит им проводником. Это магнетизм смешанный, полудуховный или, если угодно, духовно-человеческий. Духовные флюиды, смешанные с флюидами человеческими, дают последним недостающее им качество. Содействие духов в таких случаях иногда произвольно, но по большей части оно вызвано силою магнетизёра.
§444. Дар исцеления флюидическим влиянием очень распространён и может развиваться посредством упражнения; но дар исцеления мгновенного, через наложение рук, - более редкое явление, а в своём апогее может быть рассматриваемо, как исключительное. Тем не менее, в различные эпохи и почти у всех народов встречались люди, обладавшие им в высочайшей степени. В последние времена было известно несколько замечательных примеров, достоверность которых неоспорима. Так как этого рода исцеления покоятся на естественном начале и возможность их производить не составляет привилегии, значит они не выходят из границ природы и чудесного в них только одна видимость.
Явления; преображения
§445. Перисприт невидим для нас в своём нормальном состоянии, но так как он состоит из эфирной материи, дух может в известных случаях действием своей воли подвергнуть его молекулярному изменению, которое делает его на мгновение видимым. Именно таким образом происходят явления или видения, которые так же, как и другие феномены, не выходят из законов Природы. Они не более необыкновенны, чем пары, которые невидимы, когда они разрежены, и становятся видимы, когда сгущаются.
Смотря по степени сгущённости периспритального флюида, явление иногда неопределённо и туманно, в другой раз оно закончено отчётливей; наконец, иногда оно имеет вид осязаемой материи и может достигать даже настоящей осязаемости до такой степени, что можно вполне обмануться насчёт природы предстоящего видения.
Туманные видения очень часты; таким образом души представляются после смерти тем, кого оне любили. Видения осязаемые более редки, хотя и существуют довольно многочисленные и совершенно достоверные примеры таких явлений. Если дух хочет, чтобы его узнали, он даст своей оболочке все те внешние признаки, которые у него были при жизни. ("Книга Медиумов", гл.VI и VII.)
§446. Достойно внимания, что видения осязаемые имеют только вид телесной материи, но не могут иметь её свойств; по причине своей флюидической природы они не могут иметь силы сцепления, потому что они в действительности не тело. Они создаются мгновенно и также мгновенно исчезают, или испаряются вследствие разъединения флюидических молекул. Существа, являющиеся таким образом, не рождаются и не умирают, как другие люди; их то видят, то больше не видят, не зная, откуда они пришли и куда идут; их нельзя было бы ни убить, ни связать, ни заточить, потому что у них нет тела; наносимые им удары попадают в пустое пространство.
Таков характер видений, с которыми можно говорить, не сомневаясь в их подлинности, но которые никогда не остаются надолго и не могут фигурировать среди членов семьи или сделаться обычными её посетителями.
К тому же во всём их существе, в их манерах есть что-то странное и необычное, что-то среднее между матерьяльным и духовным: их взгляд, туманный и вместе с тем проникающий, не имеет ясности взгляда матерьяльных глаз; их язык, краткий и почти всегда поучительный, вовсе не имеет звучности и гибкости языка человеческого; их приближение заставляет испытывать особое чувство необъяснимого удивления, внушающего род страха, и, принимая их за людей, таких же, как и все, невольно говорят про себя: вот странное существо.
§447. Так как перисприт один и тот же у всех воплощённых и бесплотных духов, то совершенно тождественным порядком воплощённый дух может явиться в минуту свободы далеко от того места, где покоится его тело; он предстанет в своём обычном облике, со всеми признаками сходства и тождественности. Это явление, подтверждающееся достоверными примерами, создало верование в двойников.
§448. Особенность этого рода явлений состоит в том, что туманные и даже осязаемые видения не всем одинаково ясны; духи показываются тогда, когда хотят и кому хотят. Таким образом, дух может явиться в собрании одному или нескольким присутствующим и не быть видимым всеми прочими. Это происходит от того, что эти явления видимы духовным зрением, а не матерьяльным; от того, что духовное зрение не только не дано всем, но в случае надобности может быть по воле духа взято назад. Оно может быть взято назад у того, кому дух не хочет показываться, совершенно так же, как он может дать его мгновенно, если находит это нужным. Итак, сгущение периспритального флюида в видениях даже до степени осязаемости, не имеет свойств обыкновенной материи: иначе видение, доступное матерьяльному зрению, было бы видимым всем присутствующим. 3
§449. Так как дух может производить изменения в своей периспритальной оболочке и эта оболочка распространяется вокруг тела как флюидическая атмосфера, то явление, аналогичное видениям, может происходить на поверхности самого тела. Под флюидической атмосферой настоящий вид человека может более или менее стушеваться и принять другие черты; или же прежние черты, видимые сквозь изменённый флюидический слой как сквозь призму, могут принять другое выражение. У воплощённого духа, который, удалясь от земного, приближается к духовным сущностям, выражение и некрасивого лица может сделаться прекрасным, радостным, иногда даже сияющим; если же, наоборот, дух возбуждён дурными страстями, то и прекрасное лицо может сделаться отвратительным.
Именно таким образом происходит преображение, которое всегда отражает преобладающие чувства и качества духа. Таким образом, это явление есть результат флюидического превращения; это род периспритального видения, которое происходит даже на живом теле, а иногда в минуту смерти, вместо того, чтобы происходить далеко, как это бывает в видениях в собственном смысле слова. Видения этого рода отличаются тем, что они по большей части замечаются всеми присутствующими и доступны матерьяльному зрению именно потому, что они имеют основанием видимую телесную материю, тогда как чисто флюидические видения вовсе его не имеют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: