Концентрация продавцов на рынке
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих на рынке. Меньшее число фирм означает более высокий уровень концентрации. Если число фирм на двух рынках одинаково, то большей концентрацией обладает тот рынок, на котором размер фирм в большей степени изменяется между фирмами. Эмпирический анализ подтверждает тесную взаимосвязь наличия монопольной власти на рынке и уровня концентрации продавцов. Вместе с тем показатели монопольной власти, как уже указывалось в предыдущей теме, имеют определенные сложности с использованием. Кроме того, не всегда показатели монопольной власти указывают на наличие монопольной власти по факту, но в ряде случаев, например, при выработке мер антимонопольного регулирования, необходимо оценить уровень потенциальной монопольной власти до принятия решений. По этим причинам широкое распространение при оценке степени несовершенства рынка получили показатели концентрации продавцов. Очевидно, что чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят друг от друга, а, следовательно, тем важнее становится для фирм учитывать ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным. Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке.
Индекс концентрации (concentration ratio) Данный показатель представляет собой сумму рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке: где
Si– размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля); k – число фирм, для которых рассчитывается индекс. Индекс концентрации равен сумме долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем менее конкурентным является рынок. Однако информации о сумме рыночных долей фирм далеко не достаточно для полноценной характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не учитывает различий в относительных размерах фирм. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании. Вместе с тем индекс концентрации достаточно прост для использования, поэтому данный показатель, как правило, применяется вместе с другими.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index) Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке. Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Основным преимуществом данного показателя является его чуткая реакция на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке, кроме того, индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана можно связать с показателем дисперсии долей фирм на рынке: HHI = n σ2 + 1/n, где σ2 – дисперсия рыночных долей. Подобное представление дает возможность разграничить влияние на индекс Херфиндаля Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними (через показатель дисперсии рыночных долей). Благодаря своим преимуществам с 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США.
Индекс энтропии Показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины: . Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше показатель энтропии, тем ниже концентрация продавцов на рынке, и наоборот, чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии:
Дисперсия рыночных долей Этот показатель используется для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке. , где – средняя рыночная доля. Кроме показателя дисперсии может использоваться также показатель дисперсии логарифмов рыночных долей:
Показатель дисперсии рыночных долей отражает неравномерность распределения рыночных долей между фирмами. Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных, условиях более концентрированным является рынок. Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому дисперсию можно было бы применять как вспомогательный показатель для оценки неравенства в размерах фирм.
Индекс Джини Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат. Таким образом, чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, а значит и выше уровень концентрации на рынке. Индекс Джини также как и предыдущий показатель дисперсии не лишен недостатков. Первый обусловлен тем, что этот показатель характеризует только неравномерность распределения рыночных долей, но не учитывает степень концентрации. Второй связан с трудоемкостью его подсчета.
Список литературы
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. ― М.: ТЕИС. 1998. 2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 1998. 3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 1998. 4. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5, с.91-104. 5. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2000. 6. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – Спб.: Экономическая школа, 2003.– 669 с. 7. Вурос А., Розанова Н.. Экономика отраслевых рынков. ― М: ТЭИС, 2000. 8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. в 2-х т. ― Спб.: Экономическая школа, 1997г. 9. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с. 10. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специализации «Менеджмент». ― М.: ВШЭ, 1999. 11. Розанова Н.М., Авдашева С.Б. Лекции по теории отраслевых рынков. ― М.: ВШЭ, 1996. 12. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с. 13. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. ― Спб.: Экономическая школа, 1995. 14. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2000. 15. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. ― СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 16. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб. Экономическая школа. 1999г. 17. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.,1996. 18. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ― М.: Инфра-М, 1997. 19. Юсупова А.Т. Промышленная экономика. ― Новосибирск: НГУ, 1997.
20. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern Industrial Organization. ― Addison-Wesley, 2000. 21. Clarkson K.W. and M.B. LeRoy. Industrial Organization: Theory, Evidence and Public Policy. – New York, 1982. 22. Handbook of Industrial Organization. R. Schmalensee and R. D. Willig (eds.). Vol. 1, North-Holland, 1989. 23. Martin Stephen. Advanced Industrial Economics. ― Blackwell Publishers, 1999. 24. Shy Oz. Industrial Organization (Theory and Applications). ― The MIT Press, 1995. 25. Waldman D., Jensen E. Industrial Organization: Theory and Practice, 2-ed. ― Addison-Wesley, 2001. 26. Wolfstetter E. Topics in Microeconomics: Industrial Organization, Auctions and Incentives. ― Cambridge University Press, 1999.
[1] в оригинале Industrial organization (США) или Industrial economics (Европа). [2] Schmalenseе R. Industrial organization // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2. P. 803-807. [3] Structure – Conduct – Performance.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|