Изучение вопросов истории русской культуры при подготовке к ЕГЭ
При подготовке к ЕГЭ большая часть учащихся, особенно общеобразовательных школ, испытывает затруднения при выполнении заданий, связанных с историей русской культуры. Это вызвано как объективными причинами (невысокий культурный уровень основной части современного общества, снижение интереса к истории культуры, к жизни и деятельности её выдающихся представителей, к культурно-историческим памятникам), так и субъективными (особенности организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях). Вследствие этого, к моменту обучения в старших классах и своего профессионального самоопределения, когда встает вопрос о необходимости сдачи ЕГЭ по истории, многие старшеклассники забывают те знания, которые были получены ими по истории культуры в основной школе на уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, в курсах истории и литературы. В лучшем случае, часть учащихся имеет об этом смутные представления. В старших классах, даже там где реализуется профильное обучение, в т.ч. и по социальному или гуманитарному профилям, не всегда остаются в учебным плане часы на введение элективных курсов культурологической направленности.
Удельный вес числа заданий по истории русской культуры в контрольно-измерительных материалах не слишком велик, но подчас, невыполнение именно этих заданий не позволяет набрать выпускникам необходимых им баллов. В различных пособиях, которые педагоги и учащиеся используют при подготовке к ЕГЭ, содержится достаточно много таблиц и схем по истории русской культуры. Это пособия таких авторов, как М.И.Ивашко, В.В.Корнилов, П.А.Баранов, С.В.Шевченко, Н.И.Вурста и другие. Но во всех этих пособиях схемы и таблицы отражают развитие культуры в определенный исторический период. Вместе с тем, в заданиях КИМов часто встречаются такие, когда необходимо установить хронологическую последовательность творчества деятелей культуры или созданных ими произведений, изобретений, научных открытий, установить соответствие или выполнить задания на сравнение. В этом случае помощь могут оказать так называемые синхронистические таблицы, в которых можно проследить развитие тех или иных областей культуры (видов искусства) на протяжении различных периодов русской истории. Предлагаемые таблицы легко модифицируются (можно обобщить необходимый материал или наоборот детализировать (см.таблицу «История развития русской живописи»), из них хорошо видно, на каком этапе исторического развития возникла русская наука, появился театр, было создано национальное музыкальное искусство.
Русская культура в 9-15 веках.
9-12 века
14-15 века
Исторические условия
Формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь.
Принятие христианства на Руси.
Отношения с Византией.
Борьба с кочевниками.
Распад Руси на отдельные феодальные княжества.
Монголо-татарское иго на Руси.
Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы.
Экономический подъем.
Борьба русских земель против ига монголо-татар.
Создание русского централизованного государства.
Особенности
-складывалась на основе культуры восточно-славянских племен
- испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии
-все влияния извне перерабатывались, преломлялись в абсолютно русском духе
- с начала 12 века в отдельных княжествах на основе культуры Киевской Руси начинают складываться культурно-художественные школы
- золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности
- возрождение национальных традиций, восстановление прерванных связей с Византией;
- со второй половины 14 века подъем культуры
- формирование общенациональной русской культуры
Письменность и просвещение
До принятия христианства была письменность – договор Олега с Византией- составлен на русском и греческом языках
2-ая половина 9 века – славянские просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (глаголица), позже переименованную в кириллицу
Писали на пергаменте и бересте (до 14 века)
С принятием христианства появились книги- – переводы.
При церквах и монастырях появлялись школы.
С 11 века начали учить девочек
(сестра Владимира Мономаха – Янка)
Середина 14 века – начинает использоваться бумага.
Получает распространение скоропись.
В 15 веке появляется первая запятая.
Литература
Древнейшая книга – Остромирово Евангелие
(сер.11.века)
Летописи:
-первая появилась в конце 10 века,
вторая- при Ярославе Мудром;
- самая известная – Повесть временных лет (монах Нестор) – начало 12 века
Устное народное творчество (фольклор): песни, сказания, былины, сказки. Легендарный сказитель - Боян
Жития:
- «Чтение о житии Бориса и Глеба»
Исторические повести:
- «Слово о полку Игореве» (Игорь – северский князь, который в 1185 году совершил неудачный поход против половцев – неизвестный автор призывал князей к объединению)
Публицистика:
- «Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион);
- «Память и похвала Владимира» (монах Иаков);
- «Поучение детям» (Владимир Мономах)
13 век – «Моление» («Послание») Даниила Заточника (ок.1229г.)
Летописи:
- 1408- общерусский летописный свод – Троицкая летопись
1422 – «Хронограф» Пахомия Логофета
- 1480 – Московский летописный свод
Фольклор:
- Былины о Василии Буслаеве, Садко;
- Сказание о Евпатии Коловрате;
- Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче;
Жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Петра;
Исторические повести:
- Сказание о Мамаевом побоище»
- «Задонщина» (Софоний Рязанец)
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Хождение за три моря»Афанасия Никитина,
тверского купца (15в.)
Зодчество
Деревянное зодчество – многоярусность строений, башенки, терема, резьба по дереву.
С принятием христианства – каменное зодчество.
Тип храма – крестово-купольный.
Первая каменная церковь Богородицы в Киеве (Десятинная – Владимир отдавал на содержание церкви десятую часть своих доходов) – конец 10 века
1037-1041гг. – строительство Софийского собора в Киеве.
Сер.11 века:
- Софийский собор в Новгороде;
- Золотые ворота в Киеве
12 век – однокупольные храмы, сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Успенский (сер.12 века) и Дмитриевский (конец 12 века) соборы во Владимире.
Церковь Покрова-на-Нерли (1165г.)
В Москве:
-1367 – белокаменный кремль
- 1393 – церковь Рождества Богородицы в Кремле
- 1397-1416 – Благовещенский собор (псковские мастера)
- 1475-1479 – Успенский собор
(Аристотель Фиораванти)
- 1487-91 – Грановитая палата (Руффо и Солари)
- 1485 – первая башня Московского кремля - Тайницкая
В Новгороде:
1361 – церковь Федора Стратилата
1374 – церковь Спаса на Ильине
Живопись
Внутреннее украшение храмов:
Фрески(в Софийском соборе в Киеве изображение сыновей и дочерей Ярослава Мудрого)
Иконопись – «Владимирская богоматерь»,«Боголюбская богоматерь»
Мозаика, зернь, скань, чернь.
В 14 веке впервые в русских храмах появляются иконостасы.
Конец14в.- начало 15в.:
Феофан Грек - расписал фресками церковь Спаса на Ильине, церковь Рождества Богородицы.
Андрей Рублев (иконопись) – «Троица Ветхозаветная» в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора в Москве, с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире