- завершение формирования великорусской народности;
- расширение территории;
- формирование государства как многонационального;
- укрепление централизованной власти;
- превращение сословно-представительной монархии в самодержавную;
- династический кризис в конце века;
- усиление крепостничества.
-расширение связей с западноевропейскими странами;
- складывание всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между регионами;
- потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки;
- укрепление экономического и политического положения России давали возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.
Особенности
- ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре;
-весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
- усиление «обмирщения» культуры, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.
Просвещение, научные знания, книгопечатание
Центры грамотности и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов (молитвы), письмо, Псалтырь
(псалмы – песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание.
Учебники: «Начало грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость».
1553 - возникает Московский печатный двор
1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу «Апостол».
На Украине (Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой.
До конца 16 века было издано 20 названий богословских книг.
Научные знания носили прикладной характер:
- сочинения «Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и солнца;
- «Вертоград» - рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения, правила ухода за больными;
- 1586г. - Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м);
- словари: «Се татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова»
- массовым тиражом печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М.Смирницкого, иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В.Бурцева;
- появляются светские школы (в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются иностранные языки, риторика, философия;
- в 17 веке умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади;
- 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее
(гуманитарное) учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили М.В.Ломоносов и А.Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической русской литературы.
- О.Михайлов «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические сведения по геометрии, механике, физике, химии;
- в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей;
- переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия
«О строении человеческого тела»;
- составление карт и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»);
- первая печатная книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля
- с 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты»;
Литература
Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке»,
«Умный мальчик-судья», «Мудрая дева».
Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16 века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия»
Жития: митрополит Макарий составил сборник житий святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого – «Четьи – Минеи»
Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь А.Курбский (переписка с Иваном Грозным)
Митрополит Афанасий (ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» (систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней).
Исторические повести: «Сказание о царстве Казанском»,
«О прихождении Стефана Батория на град Псков»
Светская литература: «Домострой» (Сильвестр)
Фольклор- три основные темы:
- борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами;
-рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин);
- обличение произвола царского суда и служилых людей.
Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью - первые записи произведений устного народного творчества.
Исторические повести, публицистика:
«Политика» Ю.Крижанича, сочинения Симеона Полоцкого- белорусский просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим».
Новые жанры:
А) бытовая повесть («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной»)
Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом человеке»)
В) стихотворчество (Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»)
Зодчество
- Архангельский собор в Кремле (1509г., Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей;
- возвращение к пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря;
- Стоятся каменные кремли: Смоленский кремль и Белый город
(Федор Конь), Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове;
- возводятся монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий;
- шатровый стиль: первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском (построена в 1532 в честь родившегося Ивана IY)
- венец архитектуры 16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного (1561г., Барма и Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет другой.
-памятник деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;
- в стиле строго монументализма и церковных традиций - Новоиерусалимский монастырь под Москвой (воспроизведен храм над «гробом Господнем» в Иерусалиме)
- монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам (Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль;
- конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или «московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры (церковь Покрова в Филях, архитектор Л.К.Нарышкин - дядя Петра Первого)
- перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал место торжественному ансамблю.
Живопись
- крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»;
- в конце 16 века складывается «строгановская школа» (Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты;
- «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века
- Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица»
- в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни
(росписи церкви Троицы в Никитниках);
- светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте.
Театр
В 1648 году были запрещены выступления бродячих актеров - скоморохов. 1672г. - возникает русский театр:
Алексей Михайлович в Преображенском велел построить потешную палату, где был дан спектакль в честь рождения Петра Первого.
Русская культура 18 века
1-я половина 18 века
2-я половина 18 века
Особенности
- дальнейшее обмирщение
- сословный характер культурных преобразований
- преодоление замкнутости культурного развития
- торжество личностного начала
- определяющим становится светское направление
- складывается новый, близкий к разговорному, литературный язык
- появляется национальная русская литература
Образование
-повсеместная практика отправления дворян на учебу за границу
-открыты школы: Навигацкая и Артиллерийская (1701г.), Медицинское училище (1707г.), Инженерная школа (1712)
- «цифирные школы» - для детей провинциальных дворян и чиновников
-горные школы – учились дети мастеровых
- гарнизонные – солдатские дети
- издание учебников: «Арифметика, сиречь наука численная» Л.Магницкого (1703г.), «Букварь» Ф.Поликарпова
- центр российского просвещения – Московский университет (1755г.)
- Академия художеств (1757)
- Академия Российская – по изучению русского языка и словесности (1783)
- для дворян – шляхетские корпуса и благородные пансионы, Смольный институт благородных девиц (1764)
- для мещан – школы, дающие специальное образование, для девочек – Екатерининский институт в Москве
- 1786 – «Устав народных училищ»: в губернских городах – 4-х классные народные училища, в уездных – 2-х классные
т.е., образуется система сословного образования
Наука
- Кунсткамера – первый естественно-исторический музей (1719)
- организованы научные экспедиции для картографирования и изучения России: Кириллов «Атлас Всероссийской империи», Ремезов – «Чертежная книга Сибири»
- ряд трудов по истории Северной войны
- первое сочинение по политэкономии «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова
- новые технические изобретения: оптические приборы(Беляев), токарные и винторезные станки (Нартов)
1725 – открытие Академии наук
- деятельность М.В.Ломоносова
-математики Л.Эйлер, Д.Бернулли
-экспедиционная деятельность: открытие пролива между Азией и Америкой (Беринг); С.Крашенниников «Описание земли Камчатки
-первые труды по истории Российского государства (Татищев – «отец русской истории», Щербатов, Болдин
- взлет технической мысли: изобретения И.Ползунова, И.Кулибина
Печатное дело
- 1702 – первая печатная газета «Ведомости»
- 1705 – первая частная типография
- 1708 – гражданский шрифт
- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Н.И.Новиков – русский просветитель, издание журналов «Трутень», «Живописец»
Литература
- в 1-й четверти 18 века – старые формы литературных произведений
- 30-50-е гг. – господство классицизма. Родоначальник –
А. Кантемир
- публицистика: Ф.Прокопович («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»), Ф.Салтыков («Пропозиция», «Изъявления, прибыточные государству» - вопросы просвещения)
На смену иконописи приходит светская живопись – искусство портрета
(братья Никитины, А.Матвеев – «Автопортрет с женой»), миниатюрный портрет (Адольский, Мусиковский)
- реалистическое направление – Ф.И.Шубин
- классицизм – Э.Фальконе («Медный всдник»)
- родоначальник русского классицизма в скульптуре – М.И.Козловский (фонтан «Самсон» в Петергофе)
Архитектура
Ведущее направление – барокко
- в градостроительстве –переход к регулярной застройке по специальному плану
- архитекторы и важнейшие архитектурные памятники:
Д.Трезини – в Петербурге:
1711 – летний дворец Петра
1712-1713 – Петропавловский собор
И.Зарудный – в Москве:
1704-1707 – церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)
Середина века:
В.Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь)
На смену барокко приходит классицизм
В Петербурге:
- Д.Кварнеги – Академия наук, Александровский дворец в Царском селе
- И.Старов –Таврический дворец
В Москве:
- В.И.Баженов – Дом Пашкова
- М.Ф.Казаков – Петровский дворец
Театр
При Петре Первом на Красной площади построена «Комедиальная храмина»
В Ярославле создает театр группа актеров во главе с Ф.Волковым
1756г. – указ об учреждении в Петербурге «Русского театра» - сначала руководил А.П.Сумароков, затем Ф.Волков.
Преемник Волкова – Дмитриевский – создает в 1779 году частный театр