Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы развития петербургской индустрии туризма

 

Санкт-Петербург располагает действительно уни­кальными возможностями по удовлетворению культурных потребностей ту­ристов (посещение театров, музеев, кинотеатров, концертных залов, выс­тавок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и историче­ских заповедников, спортивных соревнований и других мероприятий). В последние годы появились широкие возможности по удовлетворению дело­вых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, различных конференциях, симпозиумах, совещаниях, ярмарках и выстав­ках).

Около половины иностранных туристов, приезжающих в Россию, посещают именно Санкт-Петербург. Вокруг города располагается своеобразное ожерелье, составленное из парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художественными музеями. Однодневные экскурсии по этим городам, предлагаемые туристическими фирмами, являются одними из самых популярных в Санкт-Петербурге.

Культура Санкт-Петербурга, являясь «душой города», имеет исключительно большое значение в формировании его привлекательности на международном туристском рынке. Пятьдесят театров со всемирно известными творческими коллективами, в яркой палитре которых есть и Мариинский (Кировский) театр, и театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Свыше 300 музеев и постоянно действующих выставок всегда готовы гостеприимно распахнуть свои двери для гостей города.

Петербургская туристская индустрия сегодня представляет собой целостный хозяйственный комплекс, включающий: пассажирский транспорт (воз­душный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различные специализированные предприятия и предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, так называемые «вторичные» отрасли (топливная промышленность, капиталь­ное и дорожное строительство, производство сувениров и т.д.), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.

Но городская индустрия туризма испытывает серьезные трудности и не получает должной поддержки со стороны органов государственной власти. В принятой в 2002 году целевой программе «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 гг.» на развитие отрасли в 2004 году было предусмотрено выделение всего 35 миллионов рублей, что почти в десять раз меньше, чем выделяет для этих же целей правительство Москвы. Однако в проекте бюджета на 2004 год, внесенном Администрацией города на обсуждение Законодательного собрания Санкт-Петербурга, эти и так небольшие для крупного международного туристского центра деньги оказались кардинально урезанными. В итоге на развитие туризма город в 2004 году выделил только 6 миллионов рублей, при этом собственно на меры по реализации целевой программы (реклама, представление на выставках, разработка новых программ и т. п.) вообще предусмотрено только 500 тысяч рублей. В Москве в 2004 году на цели туризма было выделено свыше 300 млн. руб., в 2005 году цифра возросла до 900 млн. руб. В прошлом году городу хватило средств поучаствовать только в 4 международных выставках. В лучшие времена петербургский туристический рынок был представлен как минимум на 20. Несмотря на то, что Петербург по оценкам ЮНЕСКО входит в десятку самых привлекательных с точки зрения иностранного туризма городов мира, в Северную столицу с каждым годом едет все меньше и меньше гостей.[12]

Сложившаяся ситуация вызывает удивление еще и потому, что 2 июля 2004 года вступил в силу Закон «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», разработанный совместно экспертами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания и Российского Союза Туристской Индустрии.

Интересный факт - в том же 2004 году только на разработку концепции развития туризма в Санкт-Петербурге Минэкономразвития РФ выделило 15 млн. рублей. Как сказала Валентина Матвиенко. «У нас до сих пор не было научного и экономического обоснования как, в каких направлениях и какие виды туризма развивать в Петербурге».[13] Непосредственной разработкой занялась компания Boston Consulting Group, победившая в тендере Минэкономразвития РФ. Результаты этой работы можно будет увидеть в ближайшие 5 лет.

Тем не менее, в XXI веке Санкт-Петербург продолжает жить эксплуатацией туристского образа города «белых ночей», созданного еще в советские времена. А белые ночи - это всего два месяца в году, и туристы, приезжающие сюда в это время, далеко не самые выгодные с точки зрения экономики. В основном это пожилые люди, которые путешествуют на средства социального страхования и больших денег не оставляют. Других «туристских брендов» Петербург в условиях сегодняшней жесткой конкуренции и борьбы за туристов предложить не может – не хватает средств для их продвижения, и это при том, что у города великолепный потенциал для развития делового, семейного, молодежного и культурного туризма, в том числе и зимой. Бороться с проблемой сезонности возможно только через активную рекламную кампанию низкого сезона, в том числе необходимо и возможно привлекать в город конференции, конгрессы и так далее.

Даже к 300-летию Петербурга в городе не было построено ни одного крупного отеля. Несмотря на планы городской администрации удвоить к празднику номерной фонд и настоящий бум гостиничных проектов, инвесторы не уложились в положенные сроки. Казалось бы, в этой ситуации действующие отели должны были обогатиться. Однако в мае 2003 года загрузка «Невского Паласа» составила всего 56,6%. Летом 2002 года Минэкономразвития РФ направило в 24 гостиницы, в основном относящиеся к первому и среднему классу, распоряжения о приостановлении или ограничении свободной продажи номеров на период с 15 мая по 5 июня. Аналогичные просьбы поступали в гостиницы и от городской администрации.

По факту официальных гостей оказалось значительно меньше - особенно в период с 15 по 24 мая. По предварительной оценке, в составе различных делегаций город посетили около 6000 человек, поэтому бронь частично оказалась невостребованной.

Приведем в виде диаграммы данные «горячей десятки» стран жители, которых посетили Санкт-Петербург как туристы в 2003 году[14]. (диаграмма 5)

 

 

Как показывает диаграмма, наибольшее число туристов прибыло в город из Финляндии (1033794), за ней следуют США (118089), Германия (111074), Франция (77691), Италия (64837), Великобритания (62730), Швеция (28166), Польша (20988), Испания (19058), Нидерланды (16970).

Сейчас город на Неве ежегодно посещают 3,5 млн. туристов, из которых 1,5 млн. - иностранцы и 2 млн. - соотечественники. При этом российские туристы проводят в северной столице в среднем 4-5 дней, а иностранцы - 1,5-2.

В то время, как по прогнозам Всемирной туристической организации, сегодня посетить город хотели бы порядка 30 млн. человек (в год).

Несмотря на пренебрежительное отношение к отрасли со стороны местных властей, по оценкам экспертов, около 10 процентов городского бюджета прямо и косвенно формируется за счет доходов от индустрии гостеприимства - в то время как эта цифра в Петербурге вполне может быть увеличена до 25 процентов. По мнению иностранных генеральных менеджеров «сетевых» петербургских отелей, для того, чтобы город серьезно выглядел на международном туристском рынке, только на рекламу его туристских возможностей необходимо тратить не менее 1 миллиона долларов ежегодно.

В условиях рынка нужен четкий бизнес-план с реальным финансированием, иначе сложно ждать результатов. Нельзя получать доходы, ничего не вкладывая. По данным той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу дестинации, как минимум шестикратно окупается за счет увеличения количества туристов. Очевидно, что 35 миллионов рублей - это крайне мало для поддержки развития туризма Петербурга, сокращение статьи до 6 миллионов вообще не требует комментариев.

Серьезно препятствует развитию туризма Санкт-Петербурга и неблагоприятная транспортная ситуация, она практически вышла из-под контроля властей. Постоянные пробки делают практически невозможными и активные деловые связи и вообще передвижение туристов по городу на автотранспортных средствах. Транспортная проблема возникла раньше, чем можно было ожидать, и не столько по объективным причинам, сколько по субъективным - из-за недостаточных усилий городских и федеральных структур по оптимизации дорожного движения и по согласованию ремонтных работ на улицах с транспортной ситуацией.

Кроме того, серьезное беспокойство предпринимателей вызывает неясность ценовой политики поставщиков услуг для туристических фирм, нехватка гостиниц (особенно 3-х и 4- звездных), перегруженность города туристами в летнее время (период Белых ночей) и крайне низкое их количество зимой. В городе строится много малых гостиниц, при этом инвесторы в сооружение крупных отелей вкладывают неохотно. Срок окупаемости больших гостиниц 6-7 лет. Учитывая общую непредсказуемость в российской внутренней политике, инвесторы неохотно вкладывают деньги в столь длинные проекты.

Таким образом, можно сказать, что петербургская туристская индустрия требует повышенного внимания как со стороны властей, так и бизнеса, последний готов вкладывать ресурсы в развитие отрасли.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой опыт развития туризма показывает, что эта индустрия входит в число приоритетов всех развитых государств мира. Все более прочные позиции занимает туризм и в развивающихся странах.

Однако в России сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен стать не только рентабельным, но и стать существенным источником доходной части российской экономики. К сожалению, даже такой город как Санкт-Петербург не получает должного внимания со стороны органов власти и не занимает подобающего места в мировой индустрии туризма.

Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.

Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:

- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации в России и за рубежом;

- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;

- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- формирования современной статистики туризма.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.

2. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Исследование туристического Интернета России SpyLOG-профиль-Туризм // [http://www.tours.ru/reclama/spylog.asp]

4. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.// Российская газета.-2002.- 14 июля.

6. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996.

7. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.

9. Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс...канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2005.

10. http://www.argo.argotravel.ru/info/analit/

11. http://new.umaco.org/main.php?m=2&sm=3&id=1284&act=show_news.

 

 

 

 


[1] Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Невский фонд», 2000. – С. 23.

[2] Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996. С. 3.

[3] Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 251.

[4] Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.- Российская газета.-2002.- 14 июля.

[5] Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 162.

[6] Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс...канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2005. С.8.

[7] При построении диаграммы использованы данные, приведенные в Автореферате Стржалковского В.И. // Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. С.8.

[8] При построении диаграммы использованы данные, данные, представленные в книге: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. С. 79.

[9] При построении диаграммы использованы данные, представленные в книге: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. С. 87.

[10] Папирян Г.А. Международные экономические отношения. С. 195.

[11] Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 39.

[12] Эксперты обозначили проблемы развития туриндустрии Петербурга. //[http://www.argo.argo-travel.ru/info/analit/24_12_2004/]

[13] Сайт компании UMACO // [http://new.umaco.org/main.php?m=2&sm=3&id=1284&act=show_news].

[14] Данные Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга. //[http://www.argo.argo-travel.ru/info/analit/26_02_2004/].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...