Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-образное воздействие музыки




Под влиянием музыки возникают эстетические эмоции наслажде­ния искусством. (Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из незаменимых основ существования, помогающая справить­ся с монотонностью жизни, нереализованностью многих чувств.)

144

Возникают ценностные эмоции (упорядочивание картины мира, его гармоническое восприятие).

Происходит оживление творческих сил.

Данная терапия отвлекает от тяжелых ситуаций, она может убрать напряжение, тягостные эмоции, успокаивает и расслабляет, снимает напряжение.

Музыка помогает воплотить чувства, приспособиться к миру и реализовать себя в нем. Музыка может дать радостные энергичес­кие эмоции. Она озвучивает голоса души, совести и воли.

По словам Л. Н.Толстого: «Музыка сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.» Если человек выразит свои чувства, слушая музыку, или воплотит их инструментом или голосом, то он разре­шит конфликт и решит свои проблемы.

Многие наблюдения доказывают эффективность музыки не только в психологической помощи, но и в выздоровлении от раз­личных заболеваний.

Становится очевидным, что музыка не только действует на эмоциональную сферу, но и оказывает влияние на соматическом уровне, что доказывают данные клинических и физиологических исследований.

В палатах интенсивной терапии музыка вызывает сон у людей, которые не спали перед этим 3 дня, — при этом повышается уро­вень веществ, снимающих боли.

Музыка способна повысить количество иммуноглобулинов, заживляющих раны, влияет на выработку гормонов.

Музыка действует как акустическое поле на живую клетку. Под влиянием музыки происходит смена ритмов на энцефалог­рамме, нормализация мозгового кровообращения, возникает синхронизация ритмической активности мозга, очаг положитель­ного воздействия влияет на источник доминанты, - так музыка снимает напряженность и трагическое мироощущение.

Установлено, что музыка влияет на колебательные про­цессы внутри клетки и на биоэлектрическую активность мозга. Музыка гармонизирует колебательные процессы живой ткани и мозга по резонансному механизму, в этом тайна ее воздействия.

145

Каждый элемент музыки мы воспринимаем всем своим существом.

Тонизирующим эффектом обладает мажорная музыка быстрого темпа и энергичного ритма и достаточно громкая.

Мелодии радости влияют на частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды.

Нейтральным эффектом обладает мажорная музыка умерен­ного темпа, ритма и громкости. Успокаивающим, расслабляющим действием обладает минорная музыка, медленная, спокойная и тихая. Энергичная минорная музыка может активизировать физи­ологические процессы.

Психонейроиммунология — ключ к физиологическому воз­действию музыки.

Психонейроиммунология подтверждает помощь музыкотерапии на языке биологической модели. Психонейроиммунология доказы­вает, что от наших эмоций зависит наше здоровье.

Оказалось, что клетки иммунной системы и нервной системы выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток иммунной и нервной системы.

Вспомним, что иммунная система определяет нашу жизнеспо­собность, способность противостоять инфекциям и вредным воздей­ствиям окружающей среды.

Наше умственное и эмоциональное состояние определяет наше здоровье, депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную си­стему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмер­но вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает иммунную систему.

Эти данные говорят нам: смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье.

Учение о целебной силе звука уходит в глубину веков — в японских храмах есть традиция обходить помещение с барабанами, флейтами и гонгами после службы для очищения воздуха. Известно, что во время чумы в России все время звонили колокола.

В последние годы возникла привлекательная идея цвето- и звукотерапии.

В 1989 году появилось сенсационное сообщение Фабьен Ма-ман — французского ученого-музыканта о работах, проделанных 146

 

совместно с биологами. Ученые показали, что звук со строго опре­деленными частотами может губительно воздействовать на раковые клетки и быть использован в качестве терапевтического средства, обладающего стимулирующим и восстановительным действием на организм. Исследователи изучали процессы в клетках крови при воздействии звуковых частот в порядке хроматической гаммы — они применяли микроскоп, фотосъемку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).

Оказалось, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток. Ученые нашли тесную связь формы и цвета клетки с мощностью ее биополя и частотой производимого звука.

Нота «до» вытягивает клетку в длину, звучание «ре» интен- сивно меняет окраску, делая клетку очень яркой. (Интересно, что данная нота используется во многих магических ритуалах.)

(Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным солнечным

желтым цветом.)

Нота «ля» (440 гц) окрашивает клетку в розовый цвет, успока­ивает, способствует расслаблению.

Исследования психологов показали, что остро ритмичная му­зыка снижает эмоциональность, возникает более мрачная оценка образов живописи, краски на картинах кажутся более тусклыми и мрачными, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразли­чие, агрессивность. Классическая музыка повышает эмоциональную чуткость, ценностное, эстетическое восприятие мира.

Замечательный петербургский психолог и врач Гнездилов изу­чал действие на человека звуков колокольного звона. Он полагает, что каждый орган настроен на свой тон. Организм, как музыкаль­ный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. Его пациенты интуитивно находили свой желанный тон звучания, ритм

и силу воздействия.

Звуки колокола были способны вызывать обезболивающий эффект. Колокольные звуки действуют на зоны чакр.

Имеются сведения о значительном влиянии музыки на жизнь расте­ний, что убеждает в ее способности действовать на клеточном уровне.

Наиболее мощное влияние на развитие растений оказала музы­ка Баха и индийские Раги.

147

Мантры, поющиеся в Индии, воссоединяют человека с приро­дой, вызывая исцеляющие силы, которые освобождаются пением некоторых гласных звуков.

/{Аузыкотерапия м.елодическим.и щ.едеврсмли

Основу нашего сеанса арттерапии воздействия составляет им­провизация на рояле, звучат шедевры мелодики, близкие психоло­гическому состоянию пациента.

Музыку слушают с закрытыми глазами, сеансу музыкотерапии (импровизации на рояле) предшествует пост ановк а теста Л юшера.

Выбор среди шедевров афористики помогает узнать о настрое­нии человека, знакомит его с разными типами восприятия мира. Читающий афоризмы отбирает наиболее полюбившиеся ему — и сам находит себе духовное лекарство для исцеления.

Выбор афоризма, репродукции шедевров живописи позволял узнать психологическое состояние человека и вводил человека в мир арттерапии.

Интуитивный выбор ноты, аккорда, ключевых мелодий позволял получить представление о музыке, которая будет ему желанна и сможет помочь этому человеку, создать сценарий для сеанса импровизации.

Помощь больным оказывали мелодии великих музыкантов:

• музыка Бетховена с ее мудростью, стихийным мужеством, помогающим преодолеть невзгоды;

• музыка Моцарта с ее радостной прелестью, очарованием смеющейся гармонии мира;

• Шуберт с его добротой и простодушным миром ручья и леса;

• мелодии Грига с их северной романтикой озер под солнцем Норвегии;

• драгоценные бриллианты мелодий Шопена (в них — печаль человека, вспоминающего красоту мира);

• музыка Чайковского (это огромные заплаканные глаза ре­бенка, испуганного тем, что он потеряет счастье);

• музыка Баха — потоки света над громадным собором, с крыши которого виден весь мир; его витражи показывают следы Бога в отсвете лютеранского хорала.

Мы часто заканчивали наш сеанс двумя мелодиями Баха и Моцарта. Тема Баха из Концерта «фа минор» — это спокойные шаги навстречу свету, она несет умиротворение, ведет к чему-то прекрасному. Светоносный 148

 

Моцарт («Моцарт в птичьем гаме» — по словам Мандельштама) заливает их сознание лучами солнца и укрепляет в них надежду. Светлая мелодия Баха ведет слушателя к счастью, а светоносный Моцарт в птичьем гаме встречает усталого путника.

В дальнейшем тысячи сеансов музыкотерапии помогли найти наиболее желанные мелодии, оказавшие мощный эффект.

Имена авторов этих шедевров приятно называть: Глюк, Сен-Санс, Брамс, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Бизе, Бородин, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Марчелло, Альбинони, Фибих, Таррега, Родригес, Ярнфельд, Оффенбах; нельзя было оставить без внимания шедевры фольклора, романсов, замечательных мелодий битлов и Поля Мориа, Элвиса Пресли и Рэй Чарльса Армстронга.

Этапы сеанса музыкотерапии:

1) Предварительная диагностика выбором цвета, изображения животного, афоризма, картины дает информацию о состоянии пациента. Эти методы уводят пациента из мира его проблем в мир арттерапии. Они дают ключи к необходимой для результата музыкотерапии.

Выбранные афоризмы определяют установки пациента и дают ключи к решению проблем для его интеллекта и воображения.

Эмоциональный облик животного говорит нам о проблемах паци­ента и дает знание о том, кто пришел на сеанс музыкотерапии.

Выбранные картины отражают психологическое состояние пациента, помогают его гармонизации и становятся образной про­граммой сеанса музыкотерапии.

Они дают знание — Что он хочет испытать.

2) В тысячах наблюдений найдены мелодические шедевры, желанные тысячам людей. Эти мелодии обладали мощным психо­терапевтическим действием в тысячах сеансах музыкотерапии.

Это мелодические шедевры Моцарта, Баха, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Вагнера, Брамса, Паганини, Листа, Шопена, Грига, Берли­оза, Сен-Санса, Чайковского, Бородина, Рахманинова, Прокофьева.

Мелодии — это послание наивысшей художественной одарен­ности человечества. Возможно, обнаруженные и желанные тысячам людей мелодии являются архетипическими или близкими к ним. Они затрагивают все 24 тональности, все цветомузыкальные уровни. Мелодические шедевры могут быть основой проработки наиболее важных для человека эмоций, закрытых в подсознании образов, про- блемах, комплексах, акцентуациях, психологических программ.

149

Человек знакомится со всеми мелодиями, но выбирает наиболее желанные. Происходит проработка различных проблем.

Благодаря наличию обратной связи индивидуальный выбор пациента способствует тому, что музыкотерапия становится неди­рективной, индивидуальной.

Насильственное схематичное навязывание человеку музыкаль­ной информации без проверки цветовыбора может вызвать неже­лательный эффект Кессона.

3) Эти мелодии отличаются по принципу Инь-Янь. Женские, или, лучше сказать, женственные, мелодии — несут чувства от ме­ланхолической красоты до счастья и радости.

Мужские, или мужественные, мелодии несут образы страсти — борьбы и триумфа. Они не обязательно должны нравиться только мужчинам или только женщинам. Эти шедевры желанны всем в зависимости от эмоционального состояния.

4) Мелодии расположены по ступеням цветомузыкального психологического воздействия.

Их порядок соответствует цветовой гамме теста Люшера:

• черный — серый;

• коричневый — фиолетовый;

• синий — зеленый;

• желтый — красный.

5) Общее направление сеанса музыкотерапии. Этапы воздействия:

1. Медленная минорная — печальная музыка, меланхолическая реализует эмоции темных цветов (черный, серый, коричневый);

2. Быстрая минорная музыка — страстная (аналог сочетания темных цветов и энергичных цветов — красный и желтый);

3. Медленная мажорная музыка — спокойно гармоничная (ана­лог спокойных светлых цветов — фиолетовый, синий, зеленый);

4. Быстрая мажорная музыка — позитивная энергетическая музыка (аналог красного и желтого цвета).

6. Условия проведения сеанса:

1) после диагностики цветовыбора, выбора картин и животных, работы с афоризмами начинается музыкальное воздействие;

2) прослушивание происходит с закрытыми глазами;

3) слушатель оценивает комфортность музыки по 10-балльной системе. Оценка комфортности восприятия мелодии по 10-балльной 150

системе дает основу для отбора нужных мелодий, выявления катар­сиса и кесона. 9-10 баллов — знак эффективной музыки, состояния катарсиса. Катарсис — ощущения блаженства, счастья, радости, мощной проработки эмоций.

Низкая оценка (1-4 балла) означает, что воздействие резони­рует с отрицательными эмоциями, возникли проявления кессона, происходит проработка болезненных эмоциональных программ.

Следует оценить мелодию сразу, когда оценка стала очевидной слушателю: если она ниже 5 баллов — можно прекратить воздействие.

Проработка кессона важна для разрушения отрицательной доминанты.

7. Воздействие музыкальных мелодических шедевров необхо­димо сочетать с психологической работой.

Слушатель описывает:

— эмоции, сопровождавшие общение с мелодией;

— ощущения, если они имели место;

— зрительные образы описываются, их можно нарисовать, «зри­мая музыка» обладает мощным психотерапевтическим эффектом.

8. Мелодии, получившие высокую оценку — 9-10 баллов, — глав­ное для музыкотерапии. Они составляют основу окончательного воз­действия (блоком принятых мелодий, оцененных в 9-10 баллов):

— после прослушивания всех мелодий и выбора прослушивают только лучшие для слушателя мелодии с глубокой проработкой и установкой на нужный эффект;

— прослушивание возможно сопровождать созданием телесно-го якоря — в дальнейшем останется рефлекс на положительные

эмоции;

— кассета из принятых мелодий — основа последующего воз­действия;

— выбранные лучшие мелодии могут быть основой индивиду­альной кассеты для длительного воздействия.

9. Работа с группой.

Групповой сеанс позволяет найти желанные мелодии каждому участнику; по оценке в баллах групповой сеанс выявляет феномены визуалов и визионеров.

Пассивная музыкотерапия прослушивания может сочетаться с индивидуальным спонтанным музицированием и совместной имп­ровизацией с музыкотерапевтом или с записью музыки.

151

Феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами

1) Феномен катарсиса. Музыка своего психологического уровня волнует человека, вызывает потрясение. Назовем это состо­яние катарсис. Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человека, снять болезненные симптомы. Цве-товыбор после достижения катарсиса становится гармоничным.

Лик катарсиса — это счастливое лицо, наполненный светом творческого счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого челове­ка, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию.

Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотвор­чество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

Мы наблюдаем проявления катарсиса — во время сеанса имп­ровизации слушатель с закрытыми глазами видит иногда порази­тельные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.

Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел.

Такое личностное приобщение к шедевру может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание чело­века, слившегося с миром искусства.

Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызы­вает потрясение, мы видим состояние катарсиса.

Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, 152

возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих про­явления быстрого сна или творческого вдохновения.

2) Феномен кессона. При нарушении принципа индиви­дуальности, несоответствии психологического содержания му­зыки и слушателя возникают тягостные ощущения, феномен

кессона.

При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

— безразличие, отсутствие интереса;

— скука, оценки «примитивный», «наивный» — иронически-насмешливое восприятие (смеховой кессон);

— отрицание, негативизм;

— эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокой­ные движения и т. п.).

Кессон — термин, взятый для представления о неприятии чуждо­го пациенту психологического уровня и его проявлений. Кессонная болезнь — это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека.

Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие «кессон» имеет универсальное значение в психологичес­ких взаимоотношениях.

Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызывать отрицательные образы — чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная, при этом возникают удиви­тельные негативные образы — приведем некоторые примеры.

Зима, два мужика пилят дрова и очень надоело. Атомный взрыв. Эмбрион в банке.

Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполне­ние мелодии соответствующей тональности реагируют по законам кессонаиронически смеется, увидев свинью на коньках.

Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящих на снегу. Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, прорабо­тать болезненные проблемы.

153

Цель музыкотерапевта — избежать кессона и добиться катарсиса.

3) Эффект Скрябина — интуитивное цветомузыкальное восприятие. Оказалось, что интуитивное предпоЧчтение цвета вызывает также предпочтение связанных с ним аккордов.

Мелодии тональностей, которые человек интуитивно выбрал, способны оказать на него особенно мощное воздействие.

Отрицание цвета сопровождается неприятием связанных с этим цветом аккордов и мелодий. Это частный случай закона цветовой психологии.

4) Эффект Чюрлениса — прослушивание с закрытыми глазами желанных мелодий, соответствующих психологическому состоянию слушателя и его цветовыбору, вызывает появление яр­ких спонтанных зрительных образов. Феномен Чюрлениса означает, что музыка глубинно повлияла на человека, создавая проявление катарсиса. Зримая музыка — изображение образов, увиденных в сеансе музыкотерапии.

5) Парадокс — в случае выбора темных цветов минорные образы живописи, музыки воспринимаются как радостные и желан­ные. Это проявление описанной физиологом Введенским парадок­сальной фазы ответа нервной системы на перераздражение.

6) Эффект всплывания — минорные образы после катарсиса начинают восприниматься адекватно. «Оказывается, это грустная музыка», — говорит человек, недавно сказавший про мелодию «Смерть Озе» (она оплакивает смерть матери): «Эта мелодия меня бодрит».

7) Визуал — человек, способный увидеть зрительные образы, слушая музыку с закрытыми глазами.

8) Визионер — человек, который:

— воспринимает необычно яркие зрительные образы, слушая музыку с закрытыми глазами;

— управляет возникновением образов;

— способен передать другому этот образ или воспринять чу­жие образы.

Слушая музыку, близкую психологическому состоянию, чело­век переносит феномен резонанса. У тревожных людей отмечается феномен парадокса — трагическая музыка воспринимается как радостная, иногда пациент видит радостные образы.

154

Затем происходит изменение восприятия музыки: она вдруг оценивается как грустная, какой и является.

При этом часто оказывалось, что цветовая гамма цветовыбора нормализуется, снимаются болезненные симптомы.

Такое изменения восприятия музыки я назвал «всплывание» — исчезает тягостный темный цветовыбор, человек как бы всплывал из темного уровня на более светлые. Когда человек находился на темном уровне, трагические мелодии были ему родственны и близки. Теперь, когда он изменился, эти мелодии воспринимаются по-иному.

Психологический кессон

(Дьявол в церкви)

Неприятие психологического состояния другого человека — общечеловеческая особенность.

Ярким примером «кессона» в восприятии чужого культурного мира может стать знаменитое описание Л.Н.Толстым оперы Вагнера.

Глядя на вагнеровский художественный мир отчужденным взглядом русского крестьянина, напоминающим отношение кры-ловского муравья к стрекозе, Толстой сообщает, что люди на сцене стоят на месте и долго поют, размахивая мечами.

Волнующие многих образы Вагнера восприняты иронично и превращены в карикатуру.

Так же иронично он описал исполнение квартета Бетховена.

Его возмущало гипнотическое действие музыки композитора.

Вспомним потрясение Гете, услышавшего 5-ю симфонию Бет­ховена: «Кажется, что обрушился потолок».

Несоответствие психологических состояний прекрасно передает рассказ Томаса Гарди «Дьявол в церкви» — подвыпившие музы­канты, проснувшись на церковных хорах, где им надо было играть, во время церковной службы «врезали марш», как у Булгакова в «Мастере и Маргарите», — к ужасу прихожан, грянули что-то непристойно-кабацкое.

Выйдем из мира литературных образов в мир музыкотерапии.

Из практики:

Люди, переносящие вирусный гепатит, часто отрицают красный и желтый цвета и связанные с ними энергетические эмоции.

155

Среди пациентов был пианист. Он поправился, вошел в зал му­зыкотерапии и заиграл яркий фортепианный концерт.

Несколько пациентов, страдающих гепатитом, выбежали из зала. Такая энергичная музыка им пока нетерпима.

В зале пятеро пациентов. Они распределились на две группы.

Трое выбрали мажорный аккорд, у них мажорное распределение цветов по Люшеру. Двое сидят отдельно. Они выбрали минорный аккорд, да и тест Лютера у них «минорен».

Я стал играть светлую, спокойную музыку: счастье, блаженство, удовольствие возникло на лицах «мажоров».

По-иному вели себя «миноры». Они тревожно взирали на все происходящее. Одна нервно теребила пальцами рукав своего платья. Другая сказала, что вообще плохо переносит музыку. Видно было, что у нее закипают слезы беспокойства. «Миноры» явно заволнова­лись и затосковали.

Я принял срочные мерыотпустил «мажоров». Они ушли с сияющими лицами, музыка дала им установку на самореализацию, выздоровление, счастье.

Потом попросил «миноров» сесть и сыграл им самую грустную и печальную музыку, какую только знал. Это были Брамс, печаль­ный Моцарт, Чайковский (тональности «до», «фа» и «соль минор»). Прозвучала щемяще-печальная «Разлука» Глинки.

И произошло чудо... лица пациентов посветлели, напряжен­ные морщины разгладились. Им было очень хорошо, это была их музыка.

Печальная «Разлука» Глинки в их восприятии стала радостной, потом они рассказали, что видели под музыку счастливые картины весенней природы, радостные встречи.

Смеховой и образный кессон

Светлая мелодия Марчелло медленно спускается, повторяя прекрасную фразу, мерно струится ритм. Следует описание зри­тельного образа:

Два мужика пилят дрова. Пилят и пилят, пилят и пилят. Сколько можно их пилить?! Правда, красивая зима, желтые струж­ки, опилки на снегу.... Но очень долго пилят.

— Башмак в цветах,представляет свой зрительный образ мелодии Ноктюрна Шопена женщина.

~ Двое тащат мешок, видимо, очень тяжелый,это о мелодии Бетховена!

156

Я вижу Ленина и Крупскую у белого рояля. Наиболее поразивший меня кессонный образ:

Женщина с темным цветовыбором и значительными проблема­ми прослушала мелодию Грига «Смерть Озе» (изображавшая смерть матери Пер Гюнта) и заявила, что эта мелодия ее бодрит.

— Я никогда Вас не забуду,сказал я ей после сеанса.

Во время групповой музыкотерапии возникают забавные об­разы смеховото кессона, когда ироническое восприятие музыки удивляет остальных участников сеанса.

Кто-то увидел под радостную, веселую мелодию удивившие всех образы: темная нора, ночь.

Милая девушка, которая не принимает синий цвет, прослушав прекрасную мелодию Шопена, заявила, что та у нее вызывает комичес­кий образ фигуристки, которая прыгает на коньках через веревочку.

Прекрасная спокойная мелодия внезапно вызывает ассоциации с замызганным репродуктором, скучным амбарным замком.

Финал концерта Рахманинова: девушка, которой было видно не до триумфа, заявила:Я вижу узбекскую делегацию на ВДНХ.

Так устроен человек. Его оценки зависят от его эмоциональ­ного состояния.

Вегетативный кессон

(кашель в филармонии)

Когда зазвучала высокая светлая мелодия, раздался надсадный кашель девушки. Он исчезал всякий раз, когда мелодия становилась минорной, и возобновлялся на фоне светло-высокой музыки, особен­но после тональностей «ре мажор», «до мажор». Этому человеку, очевидно, нетерпим желтый и зеленый цвет.

Сеанс заканчивается, девушка говорит, что некоторые мелодии были для нее комфортны, а некоторые — тягостны. Загадок тут нетона ставит первым цветом в тесте Люшера черный. Она от­рицает и ставит на последние места желтый и зеленый цвет.

Не с этим ли связан иногда приступ кашля у зрителей в зале филармонии? Вегетативный кессон — это способ, которым подсоз­нание реализует свой отказ воспринимать нежелательную психоло­гическую информацию.

157

Я решил сыграть группе выздоравливающих больных мелодии Шопена, расположив их по тональностям согласно цветам Люшера от черного к красному.

Пока я играл, прекрасные мелодии, соответствующие черному, коричневому, фиолетовому, синему и зеленому уровням, они наслаж­дались музыкой, как и я.

Как только возник желтый уровень счастливых, радостных ме­лодий, раздался посторонний звуккто-то хрустел бумажкой.

Последовал диалог:

Кто хрустел бумажкой?

Я.

Вам понравилась музыка?

Все понравилось, кроме последних мелодий.

Я играю группе музыкантов. Во время исполнения раздается кашель. Он исчезает при одних мелодиях — и вторит другим. Закон­чив играть, я спрашиваю:

Почему Вы кашляете?

— Она простужена,объясняют мне остальные.

Я понимаю, что она простужена. Но почему она не кашляла предыдущие полтора часа, а закашляла только теперь? Вам понра­вилась эта музыка?

— Некоторые мелодии, а некоторые были неприятны.

— Это неудивительно. Вы отрицаете тот цвет, который со­ответствует этой музыке. Так и должно быть.

Последующая музыка хорошо ею принимается, появляются зри­тельные образы, глаза сияют.

А почему же она больше не кашляет? — спрашиваю я, вызвав веселье у музыкантов, для которых теперь ответ очевиден.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...