Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод 8 ключевых афоризмов




Ключевые афоризмы цветовыбора

Многолетняя работа с афоризмами, выбираемыми людьми и соответствующими цветовыбору, позволила обнаружить ключевые афоризмы для каждого цвета. В них воплотились главные психо­логические черты, связанные с каждым цветом.

Выбор цвета по Люшеру это знак определенного отношения к миру и к себе.

В таблице представлены ключевые афоризмы, отобранные сотнями людей, выбравшими тот или иной цвет в тесте Люшера. Выбор афоризма говорит о восприятии различных жизненных про-фамм, принимаемых или отрицаемых человеком.

Цвет Эмоциональная установка Выбираемый афоризм
черный глубоко воспринимает проблему, хочет уйти от ситуации Чем больше узнаю людей, тем больше люблю животных
серый хочет уединиться, не участвовать От всех обид спасение в забвении
коричневый хочет свободы от проблем, отдыха Помни только радостные дни... Мне грустно и легко, печаль моя светла
фиолетовый сентиментален, приветлив Вижу берег зачарованный и очарованную даль
синий хочет гармонии, покоя, привязанности Небо в чашечке цветка
зеленый реальное восприятие мира, волевое действие Две самые удивительные вещи в мире — это звездное небо над нами и нравствен­ный закон внутри нас
желтый хочет изменении, надежда на будущее В дом, где смеются, приходит счастье
красный энергия, действие для успеха Мужчина должен идти, пока не устанет, а потом пройти в два раза больше

Метод работы с ключевыми афоризмами — афоризмы, связан­ные с выбором определенного цвета, стали образным воплощением цветовых психологических программ, позволяют лучше их понять.

Это позволило создать методику выбора среди 8 афоризмов:

1. Испытуемый выбирает среди 8 типичных афоризмов, от­ражающих 8 цветовых программ цветологии, самый желанный и распределяет их по комфортности.

2. Можно сравнить цветовыбор и выбор афоризмов. Выбранный афоризм указывает на проблему человека, круг

эмоций, которые его волнуют.

Методика 8 афоризмов

Эмоциональная окраска афоризмов сливается с тем, что мы раньше узнали о психологическом воплощении цветовыбора.

99

Познакомимся с типичными афоризмами — их выбирало ог-помное число людей, выбравших определенный цвет. Афоризмы ярко выразили программы 8 цветов цветовыбора:

Черный (черная ирония).

Чем больше вижу людей, тем больше люблю животных.

Перед нами отношение Свифта к миру.

3 закона Паркинсона черная ирония

Серый (отрешенность).

Мысль изреченная есть ложь.

Молчи, сокройся и таи и мысли и дела свои.

Коричневый (программа ностальгии и элегии, программа па­мяти).

Вспомни радостные дни.

Как хороши и свежи были розы Фиолетовый (мечтательность).

Вижу берег зачарованный и очарованную даль. Синий (созерцание, доброта).

Небо в чашечке цветка.

Ты должен любить безногих, двуногих, четвероногих и многоно­гих (Будда).

Зеленый (мир мудрости). Случайного нет.

Все на свете является наказанием, наградой, испытанием, пред­вестием (Вольтер).

Две вещи удивляют меня — звездное небо над нами и нравствен­ный закон внутри нас (Кант). Желтый (мир смеха). Смехсолнце.

Плачущего укусит пчела, а смеющийся пройдет через железо. Эгоист — это неприятный тип, который думает о себе, а не обо мне.

Красный (мир энтузиазма).

Удачаэто переход от одной неудачи к другой с возрастаю­щим энтузиазмом!

100

Если небо упадет на землю, мы можем ловить ласточек.

Пациент знакомится с ними и располагает от самого симпатич­ного до самого безразличного или отрицаемого.

Психолог знает о цветовой принадлежности афоризма, паци­ент не знает.

Работа с афоризмами не должна быть директивной, надо не навязывать пациенту свое понимание, а внимательно слушать его трактовку и ее оттенки.

Сравниваем цветовыбор и выбор афоризма.

Совпадение улучшает понимание цветовых программ, несовпа­дение дает большую глубину понимания мира пациента.

Если выбор афоризма более тревожен, чем цветовыбор, мы узнали о скрытых проблемах. Если выбор афоризмов менее тре­вожен, чем цветовыбор, — значит, началась духовная работа по гармонизации эмоциональных проблем.

Совпадение программ ментальных и цветовых наблюдается в 60-80%, представляет интерес их несовпадение. Несовпадение цветового ряда Люшера и постановки афоризмов указывает на несинхронность эмоций и умственных установок.

Вариант положительного цветовыбора по Люшеру (комфорт­ный эмоциональный спектр) сочетается с выбором пессимистичных ключевых афоризмов.

Если какой-то основной цвет отрицается в тесте Люшера, но принят на уровне цветовых афоризмов, это часто приводит к быс­трому восстановлению гармонического положения данного цвета в сеансе арттерапии.

Не принятая пока эмоциональная программа освоена хотя бы на ментальном уровне.

Цветовые портреты

Сумрачная и горделивая психолог выбирает в первой четверке черный и фиолетовый цвет.

Она берет мои цветовые афоризмы, читает их и говорит:

Все это я знаю, все читала.

Постарайтесь отметить афоризмы, которые Вас заинтере­совали, — прошу я.

Она отмечает 10 афоризмов черного цветовыбора и 2 афо­ризма фиолетового типа.

 

101

Специалист-психолог выбирает афоризм Каждый на чем-то помешан.

Такой выбор оказался знаком профессиональной интоксика­ции — в работе этого психолога появилось устремление даже в наивных рисунках детей видеть извращения. Схема накладывалась на живую жизнь и искажала реальность.

Милая девочка с фиолетовыми бантиками нарисовала лисичку с острыми ушками.

Вывод психолога по этому рисунку категоричен: инцест с отцом.

Это ли не профессиональная интоксикация?!

Я вошел в палату и ставлю тест Люшера. Он вызывает боль­шой интерес у пациентов.

Один из них был очень ярким человеком — он замдиректора завода и при этом оказался человеком, принимающим наркотики. Умен и порочен. Внимательно слушая характеристики, сделанные по выбору цветов, разгадал алгоритм теста Люшера.

Когда я подошел к нему, он быстро поставил идеальную цвето­вую гамму — яркие цвета сначалатемные в конце, и нагловато-насмешливо уставился на меня.

Я предложил пациенту пройти в зал. Там на столе лежали 8 цветовых афоризмов. Ему пришлось прочитать их и разместить по степени близости к его настроению. Он сделал это, и я сообщил ему, какой цветовой тест был для него истинным — темные цвета в начале, светлые в конце.

Мужчина был вынужден согласиться с моей правотой, а я пове­рил, что цветовые афоризмыполезная вещь.

Меня пригласили показать сеанс музыкотерапии в психиатри­ческую клинику.

Привели пациента, перед началом сеанса я начал проводить ему диагностическое обследованиетест Люшера, который у людей с проблемами психиатрии часто показывает черный, коричневый и серый цвет в первых цветовыборах.

Затем я предложил пациенту, который многократно обследо­вался психиатрами, ознакомиться с афоризмами.

Его окружала группа врачей, с нетерпением ожидавших результата.

Он вычитывал афоризмы и выбирал среди них очень долго, а потом нашел такой афоризм, который значимо определил его ситу­ациюбольного человека среди психиатров, которые его много и долго о чем-то выспрашивают.

102

Его выбор прозвучал даже лукаво-иронично:

Лукавый спрашивать горазд, А сам ответа вам не даст.

Как не вспомнить встречу с психиатрами-карателями дисси­дента Буковского:

Мудрый и коварный доктор спросил:Как Вы себя чувствуете?

Если Буковский скажет:Хорошо, — значит, он болен. Ведь он в психиатрической больнице, что тут хорошего.

Если ответит: — Плохо, - значит, правильно его положили в психиатрическую клинику.

Подобно Христу, с его ответом на коварный вопрос, чему покло­няться — богу или цезарю, ответ был неожиданный и возвращался к задаюгцему вопрос:

— А как Вы себя чувствуете, доктор?

Пcuxoтерапия афоризмом.

Здесь будет пример психотерапевтического действия афоризма.

Меня просит зайти соседкаона плачет. Онанаучный ра­ботник, специалист по химии.

На работе ее оскорбил начальник. У нее есть диссертация, а у него нет, и он почему-то часто ее обижает.

Ее лицо распухло от слез, повысилось артериальное давление. Я дал ей лекарства от давления, ей становится легче. Но как снять состояние стресса, горечь обиды? И я обращаюсь к афоризмам.

Я облюбовал с этой целью поразительный и лукавый афоризм Гете — при этом учитывая, что она очень умная и понимает вы­сокий юмор.

— Света, — говорю я ей,у Вас были всякие начальники. Иногда это были разные виды монстров. Был такой, а был и другой. А вот такого, как сейчас, еще не было. Света, это новый опыт. Послушай­те, что сказал по этому поводу Гете, дивясь несовершенству мира и неисчерпаемости неприятных ситуаций.

Боже,сказал Гете,Как велик твой зверинец!

Этот меланхоличный вздох гения вызвал бурную реакцию.

Она стала хохотать, немного даже истерично, но это было ос­вобождение от стресса и осмеяние тягостной ситуации. А значит, это была победа над этой ситуацией.

103

У меня был пациент, который тяжело переносил свою психоло­гическую травмуего оставила любимая женщина.

Среди выбранных им афоризмов был и такой:

— Соперникэто негодяй, который хочет того же, что и я.

Это показывало, что он начал справляться с помощью самоиро­нии со своей проблемой.

Значит, разум начал защитную работу по освоению утерянной цветовой программы желтого цвета надежды и оптимизма.

Сеанс арттерапии

Преодоление страха смерти. Не бойся...

Я смотрю на рисунок девочки. Она пришла в психологический центр, ее мучает страх, и психолог попросил нарисовать его. Передо мной изображение страха — это черно-серая тень, зловеще струя­щаяся от двери к окну.

Страх - всеобъемлющее понятие. Люшср пишет, что, если человек отрицает какой-то цвет, это страх перед образами, которые этот цвет несет. Он боится будущего, отрицая желтый цвет. Боится энергии — отрицая красный; он боится давления на свою волю, отрицая зеленый; наконец, он боится нарушения своего покоя, отрицая синий цвет.

В начале моей работы произошла первая встреча с человеком, охваченным страхом смерти, который, наверно, основа любого страха.

Это был мальчик-подросток, очень способный, но его развитие и интерес к миру внезапно парализовал страх смерти. Он бесконечно думал об этом и очень страдал.

Такая фаза развития неизбежна для каждого мыслящего существа.

Мы пошли в мир искусства за помощью — слушали прекрасную музыку, которая смягчила остроту страха небытия и позволила подойти к страшной теме философски созерцательно.

Перед намипоразительная работа Чюрлениса: сначала похо­роны видны близко и траурная группа силуэтами заслоняет солнце. Потом траурная процессия с горящими факелами видна сверху, громадные кипарисы с огромной высоты и круг солнца над зеленым морем деревьев делают трагическую ноту небольшой частью симфо­нии жизни, острое горе растворяется в вечной жизни природы.

Мы слушали алегретто 7-й симфонии Бетховена, где пугающая тема, как у Чюрлениса, растворяется в высоких звучаниях и как буд­то тает.

104

Мы поговорили о том, как воспринимают тему смерти рели­гии — христианство, буддизм, ислам.

Особенно его поразила мысль философа о смерти:Ты есть — ее нет, она есть — тебя нет. Мы говорили о мужском мужестве — о казаках, которые хо­хочут, когда им угрожает неминуемая смерть на костре, о герое стихотворения Бернса Макферсоне, который весело и отчаянно шел на казнь.

Сильное впечатление произвело на него стихотворение Жака Превера песенка об улитках, которые отправились на похороны (светлая мудрость этого замечательного стихотворения помогала потом многим):

Отправились две улитки Мертвый листок хоронить. Пришлось им одеться в траур, Креп на рога нацепить.

В сумерки вышли улитки, Вышли осенней порой, Когда же добрались до места, В лицо им пахнуло весной. Увядшие мертвые листья Воскресли в лучах весны, И были обе улитки Крайне огорчены.

Но вот их увидело солнце, И солнце им говорит: Присядьте и отдохните, У вас утомленный вид. Выпейте кружку пива, Если вас жажда томит, Или садитесь в автобус, Который в Париж вас умчит.

Он вечером в рейс уходит, Посмотрите вы на страну, Но только оставьте ваш траур ~ Он, право, здесь ни к чему. Цвет черный, как видите сами, Уродлив на фоне весны, А истории эти с гробами Неизящны и очень грустны.

Оставьте ваш траур, улитки, И веселы будьте опять.

105

 

Это я говорю вам — солнце,

А солнце не может лгать. Естественный цвет цвет жизни, Примите ж естественный цвет.

И вот все растенья и звери Громко запели в ответ.

Настоящую песню жизни Запели они весне И стали пить, веселиться И чокаться стали все. Случилось под вечер это Чудесной веченней порой, И вот решили улитки К себе возвратиться домой.

Они взволнованы были И счастливы были, но ахУлитки лишку хватили И чувствуют слабость в ногах. Не бойтесь, присмотрит за ними Месяц на небесах.

Я отметил место, где отрицается черный цвет и переходит в зеленый.

Мы вспомнили иронию стихотворения Козины Пруткова: Вянет лист, проходит лето, иней серебрится, Юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться. Не горюй, голубчик, снова зелень оживится. Юнкер Шмидт, честное слово, Лето воротится.

Обсуждая с юным философом все эти образы, мы прониклись убеждениемпроблема эта важная. Учитывая ее важность, надо ценить каждый день жизни. Пока много и других не менее важных дел. Углубляться в эту неисчерпаемую проблему можно и потом (воз­можно, лет через 60). Тем более, что психолог Берн сказал: старость начинается с 83 лет. Д ополпение

Красота и очарование стихов — это резерв арттерапии словом искусства. Это фиолетовый и синий уровень эмоций человека.

Цветовая гамма Цветаевой и несуществующий тест Лю­шера у Цветаевой

Имеются исследования, где учтены все цветовые эпитеты Цве­таевой. Нетрудно было их расположить по цветовому ряду Люшера

106

и получить частоту употребления в творчестве Марины Цветаевой того или иного цвета, аналогичного ряду Люшера. Так получен тест Люшера у Марины Цветаевой, который она не ставила, но его поставил анализ всех цветовых эпитетов ее творчества.

Вот перед нами эта цветовая информация, слепок цветовых пристрастий поэта, а значит - и цветовая картина ее внутреннего трагического мира.

Цветовыбор Цветаевой:

— черный — красный;

— зеленый — синий;

— желтый — серый;

— фиолетовый — коричневый.

Расшифровка цветовыбора Марины Цветаевой

Импульсивность, вероятность взрыва. Страдает от подавляемо­го возбуждения, которое грозит найти выход во вспышках импуль­сивного необдуманного поведения.

Нуждается в уважении и признании со стороны близких ему людей. В отношениях с близкими требователен и привередлив. Хочет быть эмоционально вовлеченным. Стресс из-за неспособности поддерживать взаимоотношения. Хочет найти близкого человека, с которым делил бы атмосферу безоблачного спокойствия.

Однако желание демонстрировать свою индивидуальность вы­работало ко всему отношение критическое и взыскательное. Это вносит в отношения разлад, чередуются периоды сближения и отдаления; идеальное состояние, к которому стремится, не может стать реальностью.

Накладывает на себя ограничения, что поднимает его над толпой.

Проницателен, критичен, взыскателен, разборчив, обладает тон­ким вкусом. Имеет независимые оценки, авторитетно высказывает свои суждения. Оригинальное, утонченное, искусное доставляет ему наслаждение.

Хочет объединиться с людьми, имеющими сходные вкусы и способствующими его интеллектуальному расцвету.

Интеллектуальная и эстетическая разборчивость.

Марина отвергала желтый цвет, предпочитала черный цвет в своих цветовых эпитетах. Самое начало творчества несло тра­гическое предпочтение черного и красного цвета. Первый цвет

107

оказался черным — что неудивительно у трагического поэта с катастрофической судьбой.

Последняя пара цветов говорит об уходе от реального мира в мир фантазии, что является ключевой особенностью Цветаевой, да и любого настоящего поэта, для звуков жизни не щадить.

Факты жизни Цветаевой как бы освещены этим трагическим аккордом цветовыбора и сами его проявляют и подтверждают.

В первые 7 лет жизни Марины ее мать (Мария Александровна) обращалась к романтической музыке и литературе.

К Марине мама относилась со строгой критикой, отчужденностью. Она хотела, чтобы Марина возместила ее эмоциональные страдания.

Отец хранил память о первой жене. Мать вспоминала свою романтическую любовь.

Подавленная тоска и гнев матери, ее попытка наказать отстра­ненного мужа, отсутствие эмоциональной близости и нежности, «книжность» матери, оторванность от жизни сказались на мироощу­щении Марины, Ее мать не чувствовала и не ценила потребности и дарования дочери. Печаль матери, ее соблазнительное обаяние привели к зависимости от нее.

Мария Александровна всегда подавлена, эгоцентрична.

Марина испытала горечь отвергнутой любви к матери и рев­ность к сестре Асе.

Мать умерла, покинув Марину, когда той было 14. Ее безвремен­ная смерть не позволила разрешить конфликт, и Марина осталась скована ценностями матери.

Цветаева в своей жизни стремилась к любви, не воспринимала реальности, требовала поклонения, огромной страсти.

В детстве Марина придумала образ черта, у которого были безразличные беспощадные глаза, она ассоциирует его с красным цветом, с чувственной любовью и мятежом.

Пунктиры психологического портрета:

Марине казалось, что у человека черные волосы, а они на самом деле были светло-русые.

— Неистовая мужественная природа сочеталась в поведении с холодностью — так оживала отвергающая, причиняющая боль натура матери.

— Любимое высказывание Марины: «Радость через боль» (Бетховен).

108

— Ее жизнь была порождение страсти и фантазии. Часто созда­вался вымышленный образ встреченного человека. Начинался ураган чувств. Он обожествлялся, затем открывалось его ничтожество и никчемность, и Марина предавалась ураганному отчаянию.

Потом энтузиазм новой любви смывал страдания прежней любви. И все это сочеталось с проницательным холодным воль­теровским умом. Неудивительно, что вчерашние объекты любви высмеивались сегодня.

— Она как огромная печь, — говорили о ней близкие. Эмоцио­нальная структура Цветаевой не контролировалась ею.

— В ней все безгранично, особенно талант. Она создает вещи невыразимой красоты, прозрачности, легкости, как папиросный дым.

— Парадоксальность ее поведения всегда поражала. В Москве перед сторонниками Красной Армии читала белогвардейские стихи.

Зато в Париже, несмотря на нетерпимость эмигрантской прессы, без колебаний бросала вызов признанному мнению. Она восхища­лась Маяковским и едко высмеивала редакторов журналов, куда потом пыталась послать стихи, то есть людей, от которых зависело ее выживание.

— Когда Цветаева была вызвана в полицию но поводу пре­тензий к ее мужу, участнику политического убийства, она читала полицейским свои стихи, вызвав их изумление и резкие оценки ее психического состояния.

— Своим поведением она обрекала себя на нелюбовь окру­жающих.

— Тема смерти и самоубийства доминировала в ее творчестве. Пусть сверкнут некоторые строки Цветаевой, сменив наш вя­лый, тусклый обычный язык:

В бедламе нелюдей отказываюсь жить;

— Доживать — дожевывать горькую полынь;

— С этой безмерностью в мире мер; - О, черная гора,

Затмившая весь свет. Порапора — пора Творцу вернуть билет;

Черная дума, черная доля, черная жизнь;

109

Каждый поэт эмигрант, даже в России поэт эмигрант из небесного королевства и из земного рая природы;

— Вся жизнь моястрастная дрожь;

— Красною кистью Рябина зажглась Падали листья, Я родилась. Мне и поныне Хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.

Не нам судить гениального поэта. Все, что здесь написано, — это еще одна проверка могущества цветологии.

Ыз тренинга работы со cm.uxaмu

Мы нашли наиболее действенные строки поэзии, способные помочь восхищению жизнью.

Поиск в течение многих лет лучших строк поэзии о воде завер­шило стихотворение Басе из 9 слов. В нем 3 строки: в первой — 4 слова, во второй — 3, в последней — 2 слова.

Закройте глаза и послушайте эти слова, сказанные своим голо­сом, или представьте это:

Целый день над озером Ловит, ловит стрекоза Собственную тень.

Особенно прекрасны слова — «ловит, ловит» — где схвачено резкое характерное движение стрекозы. Импрессионизм слова заме­няет действие картины Мане или реального летнего пейзажа. Может быть, эти строки помогут Вам или Вашим пациентам. Лучшие строки России:

В небесах торжественно и чудно Спит земля в сиянье голубом.

Эти слова Ходасевич-студент внезапно услышал выкрикнутыми мужскими голосами, после этого потрясения он стал поэтом.

110

 

Слова Баратынского о Гете:

С природой одной он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесной листвы понимал,

И чувствовал трав прозябанъе.

Была ему песня синицы ясна,

И с ним говорила морская волна.

Две гениальные строки выделены и годятся для особой меди­тативной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...