Устойчивость экономического роста: анализ и оценка
Одним из показателей деловой активности является степень устойчивости экономического развития или роста. Поэтому одной из задач управления хозяйствующих субъектов является обеспечение устойчивых темпов экономического роста, определение финансовой стратегии, выбора структуры капитала. Степень возможностей хозяйствующего субъекта по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств определяется через коэффициент устойчивости экономического роста (Ку.р). (24) где Пч - чистая прибыль; Д - дивиденды, выплачиваемые акционерам; Ис. с. - собственный капитал (капитал и резервы); ПрП - прибыль, направляемая на развитие производства. Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал. На изменение данного показателя оказывают влияние ряд факторов: • изменение коэффициента, характеризующего дивидендную политику (Кд. п.), • изменение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) (КR), • изменение ресурсоотдачи (Ко.А) или фондоотдачи (Фо), • изменение коэффициента финансовой зависимости (Кф.з.). (25) Первый и четвертый показатель отражают результаты финансовой деятельности, второй и третий - производственной. Повысить коэффициент устойчивости экономического роста можно за счет: • снижения доли выплачиваемых дивидендов, • повышения ресурсоотдачи, • повышения рентабельности, • получения кредитов и займов. Коэффициент устойчивости экономического роста (Ку.р.) может быть представлен следующим образом. (26) где Кд. п. — доля прибыли, реинвестированной в производство (отношение прибыли, направленной в производство к сумме чистой прибыли); KR — рентабельность реализованной продукции; Кф. з. — коэффициент финансовой зависимости; Ко — оборачиваемость собственных оборотных средств (отношение выручки к сумме собственных оборотных средств),
Ко. с. — обеспеченность собственными оборотными средствами (отношение собственных оборотных средств к текущим активам), Кт. л. — коэффициент текущей ликвидности (отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам), Кк — доля краткосрочных обязательств в капитале предприятия (отношение краткосрочных обязательств к валюте баланса). Анализ осуществляется следующим образом. Определяется система показателей за предыдущий год. Затем определяют изменения показателей за период: абсолютное и относительное. По результатам проведенных расчетов дается оценка.
1.5 Факторный анализ прибыли предприятия Цель организации коммерческих предприятий - получение прибыли от осуществления основных видов деятельности. Коммерческие предприятия могут иметь различные организационно- правовые формы. Выручка, которую получает предприятие, определяет степень платежеспособности экономического субъекта и налогооблагаемые базы для налога на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на добавленную стоимость. Существуют два метода ее определения. Первый метод — кассовый. При использовании этого метода выручка от реализации продукции, работ, услуг, товаров считается полученной, если она поступила на расчетный счет или в кассу предприятия. Этот порядок формирования выручки используется в тех отраслях, где длительность производственного цикла велика, кроме того, эти отрасли являются трудоемкими и материалоемкими. Например, в строительстве. Второй метод, когда выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, — метод начислений. Он используется в отраслях с товарооборотом (оптовая торговля). Метод широко используется за рубежом, где действует отлаженная система безналичных расчетов в условиях стабильной экономической ситуации. Второй метод в России разрешен относительно недавно. Недостатком данного метода является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в финансовой отчетности и подвержена налогообложению. Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансовая деятельность предприятия.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятии имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом. Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требуют раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется прибыль от реализации товарной продукции, прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера, прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных доходов. Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод. Метод прямого счёта используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов: П=(В*Ц)-(В*С) (27) П— плановая прибыль; В— выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц- цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов). С -полная себестоимость единицы продукции. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода. Помимо выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров предприятия могут получать выручку от реализации основных и оборотных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. д. для определения итогов бизнеса предприниматель должен сопоставить доходы всех видов с расходами на их организацию, то есть определить финансовый результат хозяйственной деятельности. Финансовый результат — конечный итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от различных хозяйственных операций. То есть финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, образованный, например, по причине чрезмерно высоких затрат на производство, срыва реализации продукции в связи с нарушением хозяйственных договоров и т. п. Финансовый результат от реализации продукции выступает форме прибыли (убытка) от реализации продукции.(работ, услуг). Финансовый результат от прочей реализации — от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и т. п. Финансовый результат от внереализационных операций представляет собой доходы от внереализационных операций, уменьшение на сумму расходов по этим операциям. К расходам и убыткам (потерям) от внереалиационных расходов относятся следующие затраты: • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, • затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; • уплаченные штрафы, пени, неустойки; • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном периоде; • возникающие при осуществлении расчетов разницы суммарных значений. По заключенным договорам в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах,
• судебные издержки; • отрицательные курсовые разницы и т. п. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом: • выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); • себестоимость реализации товаров, работ, услуг коммерческие расходыф; • управленческие расходы + проценты к получению; • проценты к уплате + доходы об участия в других организациях + прочие операционные доходы; • прочие операционные расходы + прочие внереализационные доходы; • прочие внереализационные расходы + чрезвычайные доходы; • чрезвычайные расходы. Плательщиками налога на прибыль являются самостоятельные юридические лица, а также их филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельные баланс и расчетный счет. В частности налог на прибыль обязаны уплачивать предприятия и организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству, а также иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерация через постоянные представительства. Объектом налогообложения, согласно положениям статьи 2 «Закона о налоге на прибыль», является валовая прибыль предприятия, которая состоит из прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции, работ (услуг); результатов от реализации основных фондов, иного имущества предприятия, результатов от внереализационных операций. Чистая прибыль предприятия, то есть прибыль, оставшаяся в его распоряжении, определяется как разностью между валовой или балансовой прибылью, суммой налога на прибыль, рентных платежей и др. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату экономических санкций на благотворительные и другие цели. Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий. В структуре валовой прибыли ведущее место принадлежит прибыли от реализации товаров, продукции (работ, услуг). Сравнительно небольшую долю прибыли составляют прибыль от прочей реализации основных фондов и иного имущества, а также внереализационные доходы и расходы. Роль последних в условиях развития предпринимательской деятельности возрастает.
Для того, чтобы активизировать деятельность организации с помощью учредителей акционеров, администрации, необходимо провести анализ каждого слагаемого прибыли предприятия. Анализ финансовых результатов деятельности организации включает: • исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ). • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ); • изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ); • исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ). В ходе анализа рассчитываются следующие показатели: 1.Абсолютное отклонение: П=П1-П0 2.Темп роста: Тр= П1:П0*100% 3.Уровень каждого показателя в % к выручке от реализации: Пi:В*100% 4. Проводится факторный анализ. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего. Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов: 1. Определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравни- мой товарной продукции за тот же период 2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рента 3. Учет влияния на плановую прибыль различных фа е снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т. п. При этом прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода. Кроме прибыли от реализации товарной продукция, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико- математические и др.). В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода. Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения. Кроме вышеназванных существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Ключевыми элементами операционного анализа служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные. Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат. На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде. Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага» под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли. Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного - развития. На величину прибыли оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся увеличение тарифов на энергоносители (на электрическую, тепловую энергию, потребляемую предприятиями в процессе производства), рост цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и др., которые не зависят от предприятий. Они увеличивают себестоимость продукции. К внутренним факторам, оказывающим влияние на прибыль и которые зависят от финансово-хозяйственной деятельности предприятия, относятся: • изменение объема выпуска (продажи) готовой продукции; • изменение отпускных цен на реализуемую продукцию; •изменение в себестоимости производимой продукции и другие факторы.
1.6 Анализ внешней и внутренней среды предприятия Внешние и внутренние факторы, воздействующих на деятельность предприятия, формируют его бизнес-среду. Бизнес-среда фактически определяет положение предприятия на рынке, а, следовательно, и его финансовое благополучие. Поэтому без ее оценки, хотя бы самой общей, комплексный анализ деятельности предприятия невозможен. Традиционно все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов аналитики делят на внешние и внутренние. В анализе внешней и внутренней среды всегда следует идентифицировать ее участников, а также структуру и особенности их отношений с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Развернутый анализ бизнес среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур. Бизнес – среда предприятия оценивается по параметрам: внешним и внутренним факторам предприятия, На основе анализа бизнес среды предприятия и её оценке происходит выбор целевых рынков на котором предприятие в дальнейшем планирует реализовать свою продукцию (услуги). Одним из приемов оценки рынка является такой показатель как емкость рынка. Под емкостью рынка понимают объём продаж определенного товара на данном рынке в течение года. При этом ёмкость может определятся для мирового рынка в целом, рынка страны, рынка региона. Определяя для себя такую важнейшую характеристику, как емкость рынка данного товара, предприятие в конечном итоге кладет в основу стратегии развития поведения на рынке. Результаты комплексных оценок позволяют определить наиболее перспективные для предприятия рынки. Для этого полученную информацию систематизируют по ряду признаков, позволяющих выбрать приоритетные внешние рынки и их сегменты. Способы сегментации могут быть самыми различными. Показатели, по которым подразделяют рынок, зависят от характеристик товара, покупателей и множества иных факторов. Среди этих факторов существенное воздействие имеют степень конкуренции, характер таможенного регулирования, уровень цен и ряд других показателей. В итоге оценки рынки могут быть разделены на перспективные, менее перспективные и такие, работа на которых требует дополнительных больших усилий затрат. Некоторые рынки могут быть вообще закрытыми для изделий предприятия. Такого рода отрицательный результат анализа очень важен, так как он освобождает предприятие от ненужных коммерческих действий и предупреждает бесполезные затраты на маркетинг на бесперспективный рынок. Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь, это бизнес партнеры, с которыми предприятие связывает деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. В любом государстве деловая активность немыслимо без вмешательства государственных и иных регулирующих органов; серьезное влияние на деятельность предприятия могут оказывать конкуренты, а также социальное окружение - местные жители, общественные организации. Некоторые из составляющих внешней среды предприятия, особенно социальные, в современных российских условиях могут показаться неважными, однако это не так. В отдельных случаях социальный фактор оказывается решающим и при формировании планов работы предприятия, и при анализе результатов их реализации. В мировой практике поддержанию добрых отношении с местным сообществом и материальной поддержке образовательных и культурных учреждений фирмы уделяют очень большое внимание. Наличие таких связей говорит о том, что компания заботится о своем будущем процветании в данном регионе, и в целом свидетельствует о благоприятных тенденциях в ее развитии, давая дополнительный «плюс» в оценку ее деятельности. Иногда существенное влияние на деятельность предприятия оказывают и конкуренты. Воздействие внешней среды предприятия характеризуется множеством факторов, важнейшие из которых приведены в таблице 3. Таблица 3 - Внешние факторы среды предприятия
Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается незначительными. Мы не будем здесь останавливаться на характеристике других факторов внешней среды, так как в таблице 3 приведена наиболее распространенная характеристика факторов. Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития. В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов (таблица 4), каждая из которых включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей производимой продукции, величины предприятия, а также внешних условий его функционирования. Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий. Например, для предприятия, выполняющего госзаказ с гарантированным финансированием и сбытом продукции, маркетинговые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, по-видимому, не будут иметь большого значения; решающую долю такого предприятия будет играть квалификация его рабочих и качество оборудования. Обратная ситуация будет иметь место для предприятия, выпускающего товары массового спроса, не требующие сложной технологии и высокой квалификации рабочих, по действующего в условиях свободной конкуренции, - для него выбор маркетинговых стратегий и формирование рынков сбыта будет играть решающую роль.
Таблица 4 - Внутренние факторы среды предприятия
Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса, выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. Например, действия трудового коллектива могут стать угрозой нормальному функционированию предприятия в текущем периоде и следить инвестиционную привлекательность предприятия в перспективе. Такие примеры весьма характерны для российской экономики в последние годы. Особую роль играет всесторонний анализ внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|