И модели правительственного регулирования
Экономики В главе "Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура" отмечалось, что любая экономика имеет рыночный и бюджетный секторы, раскрывались черты и Функции обоих секторов. В данной теме перед нами стоит задача проанализировать влияние правительства на обеспе- чение конкурентной среды, производство общественных благ, ограничение негативного влияния циклических колебаний на экономику страны, социальную защиту граждан и т.п. Рыночная экономика как система, возникшая в результате самоорганизации и саморазвития, оказалась достаточ-но эффективной, гибкой, способной формировать рацио-нальную структуру хозяйства и обеспечивать широкие рам-ки экономической свободы ее субъектам. Иными словами, рыночная система охватывает весьма значительный арсенал своих функциональных обязанно- 615Глава 19 стей, необходимых для обеспечения комфортного и надеж, ного функционирования общества. Вместе с тем следует от- метить, что имеется ряд проблем, связанных с природными факторами, экономической общественной деятельностью и другими ее видами, а также естественным саморазвитием рыночного хозяйства, к которым рынок остается безразлич- ным, а общество стремится их решить. Именно поэтому не- обходимость правительственного вмешательства в экономику связывают с отказами рынка (фиаско рынка). Отказы рынка — это нежелание или несостоятельность (неспособность) рынка удовлетворять потребности общества или отдельных групп людей рыночной эко- номической системы. Рассмотрим кратко структуру отказов рынка. 1. Рынок зиждется на индивидуальной экономической свободе и конкуренции участников хозяйственного процес
са, что является существенным преимуществом этой формы хозяйствования. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что экономическая система — не простая арифметическая сум ма составляющих ее элементов. Индивидуальная экономи ческая свобода является благом до тех пор, пока она не огра ничивает экономическую свободу других индивидов. В слу чае, когда расширение свободы одного индивида ограничивает свободу других, должен быть общественный ограничитель экономической свободы. Так, свобода предпринимательства на основе конкурентной борьбы естественным образом порождает свой антипод — произвол монополий, который можно ограничить законом о защите конкуренции (или антимонопольным законо- дательством). 2. Рынок в полной мере обеспечивает производство благ для индивидуального потребления. Эти блага называются частными. Частные блага — это блага, потребление которых од- ними лицами исключает возможность их одновременного потребления другими. Доступ к потреблению частных 616Рис. 19.1. Характерные черты частных благ Но имеются и блага, которые можно потребить только со- вместно (сообща). Они неделимы. Это национальная безо- пасность, обеспечение правопорядка, защита природной среды и т. п. Такие блага называют общественными. Общественные блага — это блага, которые одновре- менно потребляют многие индивиды, независимо от того, может или не может их оплатить каждый отдельный потребитель. Черты общественных благ отражены на рис. 19.2. Общественные блага тоже делят на два вида: чистые и смешанные (рис. 19.3). Естественно, частные блага производятся рынком в над- лежащем объеме и необходимой структуре. За производство общественных благ отвечает прави- тельство. Безопасность государства, охрана правопорядка, надле- жащее содержание улиц и населенных пунктов — чистыеРис. 19.2. Характерные черты общественных благ
общественные блага, производство которых финансируется за счет бюджетов. Регулирование производства и распределения смешанных общественных благ осуществляет правительство путем: — предоставления исключительных прав на использование ресурсов для производства этих благ; — введения административных барьеров на пути вхождения на рынок этих благ посредством лицензирования, квотирования, чрезмерно высокого уровня налогообложения и т. п. Влияние правительства на производство общественных благ осуществляется путем: — производства данных благ в надлежащем объеме и над" лежащей структуре в рамках государственного сектора; — предоставления субсидий для их производства пред' принимательскому сектору; — административного ограничения доступа к использованию этих благ. 3. Рынок заботится о прибыли, оставаясь безразличным к проблемам истощения природных ресурсов. Правитель-ство принимает на себя ответственность за судьбы грядущих Глава 19правительственное регулирование национальной экономики 619Глава 19 4. Правительство занимается урегулированием экстер- нальных (внешних) эффектов, прежде всего отрицатель ных, связанных с перенесением одними субъектами своих издержек на других субъектов без каких-либо компенса ций пострадавшим. Это урегулирование осуществляется двояко: 1) правительство заставляет при помощи налогов, штрафов, запретов прекращать производство и загрязнение, ограничивая пагубное влияние на окружающую среду и на объем убытков, причиненных другим субъектам; 2) правительство "обезвреживает" экстернальные эффекты и возмещает убытки, причиненные ими, за счет бюджетных средств. 5. Правительство ограничивает негативное влияние ци- клических колебаний и регулирует опасную для стабильности экономической системы дифференциацию доходов среди разных слоев населения, обеспечивая еѐ социальную на- правленность. 6. В условиях трансформационной экономики на прави- тельство возлагается еще одна важная задача — обеспечение баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности. Типы правительственного регулирования экономики:
— полная монопольная власть в управлении экономикой (страны социализма, в т. ч. СССР); — сочетание рыночных и правительственных регуляторов (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия, Китай). Модели правительственного регулирования экономики Выделяют две модели правительственного регулирования экономики: — адаптивную модель, чувствительную к изменениям и отказам рынка, позволяющую правительству совместно с частным бизнесом гибко приспосабливаться к условиям экономической (национальной и международной) сферы Пример использования этой модели правительственного влияния на экономику — США; 620правительственное регулирование национальной экономики — проактивную модель, направленную на упреждение фиаско рынка путем "взвешенной меры" государственного вмешательства в деятельность бизнес-структур. Эта модель свойственна японской системе правительственного регули рования экономики. Цели, средства и методы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|