Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

правительственного влияния на экономику




Любая национальная экономика сочетает саморегулиру-

ющие и регулирующие механизмы, используемые прави-

тельством. В главах, посвященных микро- и макроэкономике,

более тщательно рассматривается механизм установления,

нарушения и восстановления равновесия на собственно

рыночных (саморегулирующих) началах и при помощи пра-

вительственного влияния на экономику, здесь же рассмотрим

эти проблемы в более общем плане.

Опытным путем установлено, что:

—критический уровень безработицы не должен превышать

15 %;

—уровень дефицита государственного долга, не угрожа-

ющий стабильности, колеблется в пределах 3—5 % ВВП;

— объем золотовалютных резервов должен быть доста

точным для покрытия издержек по импорту как минимум

на З месяца и т. п.

Если в процессе саморазвития возникает угроза суще-

ственного отклонения от отмеченных относительных ориен-

тиров, задача правительства заключается в приведении этих

показателей (соотношений) к уровню, который бы не угрожал

стабильному экономическому развитию.

Правительство осуществляет влияние на экономику при

помощи экономической политики государства.

Экономическая политика — это система экономических

целей и средств (инструментов), обеспечивающих Решение

стратегических (долгосрочных) и практичес-

621Глава 19

ких задач развития хозяйственной системы страны, во-

площенных в правительственных программах.

Основные задачи, возникающие перед правительствами

государств

1. Разработка законов, норм и правил владения соб-

ственностью и функционирования рынков.

2. Осуществление государственных (правительст-

венных) закупок экономических благ с целью обеспечения

ими предпринимательского и домохозяйственного секторов, а

также производство государственным сектором

общественных благ с дальнейшей их реализацией в частично

оплачиваемое или бесплатное использование (потребление).

Правительственные расходы на закупки экономических

благ способствуют перераспределению ресурсов с частного на

общественное потребление экономических благ. Если

правительство закупит на 10 млрд грн благ, то часть населения

сможет благодаря деятельности правительства потребить

оплаченные обществом блага.

3. Осуществление трансфертных выплат: по соци-

альному страхованию, на случай безработицы, субсидий,

субвенций, помощи.

4. Взимание налогов. Сумма затрат на государственные

закупки экономических благ и выплату трансфертов состав-

ляет расходы государства.

Основным источником поступлений (доходов), обеспечи-

вающих возможность осуществления этих расходов, являются

налоги.

Избыточная сумма расходов составляет дефицит государ

-

ственного бюджета, который финансируется денежной

эмиссией или заимствованиями.

Влияние трансфертов (налогов) отличается от влияния

государственных закупок. Если, к примеру, правитель-

ственные налоги увеличатся на 10 млрд грн, то, вероятно, на

эту величину частные лица сократят потребление.

Осуществляя трансфертные выплаты, правительство ме-

няет структуру производства экономических благ в частном

секторе экономике.

622правительственное регулирование национальной экономики

5. Прямое влияние правительства на распределение

ресурсов. Правительство в значительной степени может

влиять на структуру производства, манипулируя налогами

расходами, рекомендуя "что" производить. Путем регла-

ментирования норм права правительство влияет на то, "как"

производить. При помощи налогов и трансфертных выплат

правительство влияет на решение проблемы "для кого"

производить.

6. Опосредованное влияние правительства на распре-

деление ресурсов осуществляется через налоги и субсидии.

Увеличивая налоги на определенные группы товаров, пра-

вительство ограничивает объемы их производства, а субси-

дируя — стимулирует их рост.

7. На правительство возлагается ответственность по

решению проблем природной среды.

8. Национальная безопасность государства обеспечи-

вается исключительно правительственным финансированием.

9. Защита конкурентной среды.

10. Урегулирование проблем, связанных с нарушением

действия рыночных сил, и т. п.

Решение далеко не полного перечня задач, встающих перед

правительством, требует использования определенных

инструментов (средств).

Инструменты (средства) — это действия, при помощи

которых можно реализироватъ цели и решать задачи,

стоящие перед правительством.

Правительство может оказывать влияние на экономику,

проводя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую,

социальную, антимонопольную политику, а также политику

ценообразования, индикативное планирование, аморти-

зационную политику и т. п. Каждая из перечисленных выше

составляющих имеет свою структуру средств (инструментов)

влияния на экономику со стороны правительства.

На рис. 19.4 схематически изображена структура средств

правительственного влияния на экономику.

623Рис. 19.4. Инструменты правительственного влияния на экономикуГлава 19

Правительство использует для влияния на экономику прямые

и косвенные методы.

Прямые методы влияния еще называют администра-

тивными, а непрямые — экономическими. Административные и

экономические методы используют соответственно прямые и

косвенные инструменты влияния.

Прямые методы правительственного влияния базируются на

властно-распорядительных отношениях и проявляются В форме

административного влияния на поведение, функционирование и

результативность экономических субъектов, ограничивая в

определенной степени их хозяйственную свободу.

К прямым методам относятся:

—разрешения на осуществление лицензируемых видов

деятельности, регистрацию и т. п.;

—регламентация деятельности экономических субъектов и

введение законов, инструкций, нормативов и т. п.;

—запреты осуществлять определенные виды экономической

деятельности, а также действий и бездеятельности;

—применение наказаний и стимулов;

—разнообразные формы целевого финансирования: го-

сударственные инвестиции, предоставление субсидий пред-

принимательскому сектору и сектору домохозяйств;

—прямое влияние на экспорт: льготы на кредитование

экспорта, отмена пошлин;

—государственный заказ.

Косвенные методы — это система правовых и экономических

инструментов, при помощи которых государство влияет на

поведение хозяйственных субъектов, а также на функционирование и

результаты экономики, не ограничивая экономической свободы

хозяйствующих субъектов.

Во-первых, выбор метода влияния на экономику основывается на

экономической целесообразности. И хотя административное

вмешательство в экономику часто воспринимается как грубое,

чрезмерное, ограничивающее хозяйственную свободу субъектов,

необходимо отдать ему должное, отметив, что ни один

экономический инструмент не может работать без

администрирования.

626правительственное регулирование национальной экономики

Во-вторых, сужение рамок экономической свободы — это

не только недостаток. Если, к примеру, индивидуальная

свобода одних субъектов ограничивает свободу других, то

административное вмешательство в ограничение экономи-

ческой свободы первых является оправданным и желаемым.

Это касается многих сфер деятельности:

—жесткий правительственный контроль монопольных

рынков;

—урегулирование внешних отрицательных эффектов и их

последствий для окружающей среды (запрет на строительство

жилья, предприятий и т. п. на территории заповедников; запрет

использовать вредные технологии и т. п.);

—разработка стандартов и контроль за их соблюдением;

—определение и поддержание минимально допустимого

уровня благосостояния, гарантированного минимума зара-

ботной платы, выплат по безработице;

—защита национальных интересов в системе мирового

хозяйства (лицензирование экспорта, контроль импорта,

использование иностранных кредитов, инвестиций, валютных

ограничений и т. п.).

Административные методы, таким образом, зиждят-ся на

силе государственной власти и включают:

—средства запрета (скупки акций конкурентов; запрет

осуществлять строительство или производство посредством

прекращения выдачи или действия лицензий);

—средства разрешения (выдача лицензий, разрешение

использовать ранее запрещенные ресурсы или иные эконо-

мические блага);

—средства принуждения (государство обязывает пред-

принимателей обеспечивать безопасные условия труда; ор-

ганизовывать производственное обучение, устанавливать

очистительные сооружения, осуществлять обязательное

страхование и т. п.).

Кроме того, административные методы управления

основываются на командных формах приказов и распоря-

жений тех, кто находится выше в иерархии. Им свойственна

вертикальность.

627Глава 19

Экономические (косвенные) методы основываются ца

экономическом интересе и используют инструменты фи.

скальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной

ценовой, антициклической и антиинфляционной политики

Иногда люди переоценивают роль экономических методов

и недооценивают роль административных. Такое отношение к

административным методам характерно для постсо-

циалистических стран в связи с тем, что система админи-

стративного управления привела к разрушению экономики.

Однако независимо от страны или уровня экономической

системы, правительственное влияние на экономику можно

осуществлять только в единстве обоих методов. Объясняется

это тем, что любой экономический регулятор включает

администрирование, поскольку контролируется определенной

хозяйственной службой. Например, бюджетная система

ощутит влияние ставки налогообложения только после того,

как будет принято административное решение о ее снижении

или увеличении.

С другой стороны, в каждом административном регуляторе

имеется нечто экономическое, поскольку это решение

применяется для влияния на поведение инвестора, произво-

дителя, потребителя, экспортера или импортера и т. п.

Несмотря на неразрывное единство этих двух методов, они

все-таки противоположны.

Целесообразность использования административных

методов определяется тем, что, во-первых, здесь известен от-

дающий команду, ее исполнитель, ответственный за послед-

ствия реализации административного управленческого ре-

шения, т. е. отношения "управленец — исполнитель" персо-

нифицированы.

Во-вторых, там, где фактор времени является определя-

ющим или достаточно весомым, административные методы

незаменимы; они позволяют быстро решить проблему. Даже

если решение оказалось ошибочным, его можно быстро от-

менить, что нельзя сделать при управлении экономическими

методами.

В-третьих, административные методы незаменимы при

решении экстремальных, экстраординарных проблем. Каж-

628правительственное регулирование национальной экономики

дая страна должна иметь систему чрезвычайного управления

на случай войны, стихийных бедствий, технологических

аварий, эпидемий, попыток осуществления государственного

переворота и т. п.

Административные методы запрограммированы на ско-

рость, а не на экономическую эффективность. Здесь воля

опирается не на экономический интерес, а на власть.

Эти методы просты и понятны, но они мало приспособлены

к управлению массовыми явлениями и процессами. А. Бек в

книге "Новое назначение" описывает постановление

политбюро о сборе чайного листа, подписанное И. Сталиным,

где определяются число и месяц начала сбора урожая, а также

требование, чтобы лист чая был зрелым (кондиционным).

Естественно, это постановление в полном объеме выполнить

невозможно, ведь природа не подчиняется постановлениям

правительства и лист может созреть раньше или позже

определенной постановлением даты. Если же начать сбор

своевременно, лист может оказаться некондиционным.

Попытка распространить административные методы не

только на управление функционированием системы, но и на ее

развитие оказалась трагической для судьбы экономической

системы.

Кроме того, административные методы достаточно

трудоемки и дороги. Если решение, которое мог принять один

человек, принимается коллегиально, это не только делает его

более дорогим, но и создает персональную безответственность.

Экономическим методам, в отличие от административных,

свойственна горизонтальность. В их основе лежат

взаимовыгодные связи. Рыночная культура предполагает

исключительную честность и порядочность партнеров (со-

циальный капитал), она уничтожает тех, кто предает партнера.

Экономические методы лучше всего подходят для регу-

лирования массовых явлений. И в этом их преимущества.

вместе с тем экономическим методам свойственны недостатки:

629Глава 19

1) для них сложно определить заблаговременно долго-

срочные последствия, здесь имеет место проблема измерения

результата;

2) ошибки, допущенные правительством при использовании

этих методов, умножаются на массовость явлений и подлежат

регулированию.

Проблема усложняется тем, что, во-первых, ошибка об-

наруживается только со временем, во вторых, на нее влияет

мультипликационный эффект, в-третьих, приостановка

действия ошибочных решений при использовании экономи-

ческих методов требует много времени.

Оба метода используются на всех уровнях экономической

системы. Но чем выше уровень иерархии, тем больше ис-

пользуют административные методы.

На самом высоком уровне правительственной власти

удельный вес административных и экономических методов

зависит от доходной части бюджета. Если государственная

казна пуста — превалируют административные методы, если

она полна — экономические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...