Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многофакторный личностный опросник Кеттелла




Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).

Мы провели исследование личностных особенностей группы студентов разных этнических групп (индусы, армяне, русские) первых курсов Университета Дружбы народов города Москвы в количестве 428 человек по методике Кеттелла. Усредненные результаты для студентов разных этнических групп по всем факторам опросника Кеттелла представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Сопоставление средних значений по факторам теста Кеттелла у студентов разных этнических групп (индусы, армяне, русские)

Факторы

Русские

Индусы

Армяне

А - замкнутость-общительность

6 ±0,6

5,6 ±0,9

6,5 ±0,5

В - низкий интеллект-высокий интеллект

5,8 ±0,3

4,6 ±0,9

5,3 ±0,3

С - эмоц. неустойчивость - эмоц. устойчивость

6,8 ±0,3

6,9 ±0,9

6,8 ±0,3

D -флегматичность-возбудимость

5,4 ±0,1

4,4 ±0,1

5,4 ±0,1

Е - подчиненность-доминантность

6,3 ±0,3

5,2 ±0,7

6,2 ±0,3

F - озабоченность-беспечность

5,0 ±0,0

4,7 ±0,8

4,7 ±0,0

G - недобросовестность-добросовестность

6,0 ±0,5

6,6 ±1,1

6,3 ±0,5

Н - робость-смелость

6,4 ±0,9

5,8 ±0,3

6,5 ±0,9

I - жесткость-мягкость

5,5 ±0,6

5,2 ±0,2

5,6 ±0,6

J - интерес к участию в общих делах-индивидуализм

5,3 ±0,2

5,5 ±1,0

5,5 ±0,2

О - низкая тревожность-высокая тревожность

2,5 ±0,6

3,0 ±0,0

3,0 ±0,6

Q2 - социабельность-самодостаточность

2,5 ±0,4

2,5±1,8

2,0 ±0,4

Q3 - импульсивность-контроль желаний

5,0±0,5

5,6 ±0,6

5,3±0,5

Q4 - расслабленность-напряженность

5,5 ±0,1

5,2 ±0,2

5,8 ±0,1
             

 

Результаты исследования мы сравнили с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена между армянами, русскими и индусами. Различные меры взаимосвязи между переменными (корреляции) используются для интервальных данных (параметрические) и ранговых (непараметрические).

В качестве графического представления используют изображение наблюдений в координатных осях, одна из которых соответствует первой переменной, а вторая - второй. Мы использовали формулу для вычисления разности рангов:

 


где R1 i - ранг, который имеет значение наблюдения i по переменной 1 в ряду значений всех наблюдений по переменной 1; R2 i - ранг, который имеет значение наблюдения i по переменной 2 в ряду значений всех наблюдений по переменной 2.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмана мы вычисляли по формуле:

 

 

где n - число наблюдений.

Корреляция между факторами не превышает уровня статистической значимости (r= 0,73, r кр = 0,54 при р < 0,05, r кр = 0,68 при р < 0,01; р эмп > р кр.), что свидетельствует о различиях в личностных профилях среди студентов этих этнических групп. Отмечаются различия по факторам: замкнутость - общительность (А), низкий интеллект - высокий интеллект (В), подчиненность - доминантность (Е).

Русские и армяне более социально приспособлены, что обусловлено условиями жизни, обучения и воспитания. По фактору В показатели выше у студентов России, что отражает хороший уровень вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, легкость усвоения новых знаний. Индусы более конформны, зависимы, руководствуются мнением окружающих, не могут отстоять свою точку зрения, осторожны, скромны, послушны (фактор Е).

Мы обнаружили небольшие различия по факторам G - «недобросовестность-добросовестность», Н - «робость-смелость», Q3 - «импульсивность - контроль желаний».

По фактору G у индусов отмечается более развитое чувство ответственности, добросовестность, они стремятся соблюдать моральные требования, обладают хорошим самоконтролем. На выраженность этого фактора большое влияние оказывают «религиозные убеждения», «представления о соответствии определенной социальной группе», которые накладывают ограничения на наследственные свойства индивида.

По фактору H студенты из Армении более смелы, решительны, импульсивны, не испытывают трудностей в общении, легко вступают в контакты, быстро принимают решения. Индусы более скромны, застенчивы, неуверенны, сдержанны, проявляют заботу и внимание к окружающим, хуже поддерживают контакты с широким кругом людей. Анализ фактора Q3 (импульсивность-контроль желаний) свидетельствует о том, что индусы умеют владеть собой, пытаются усвоить признанные нравственные нормы.

Результаты по фактору D (флегматичность - возбудимость) у студентов из Индии ниже нормы. Низкие показатели по фактору D указывают на наличие таких характеристик, как сдержанность, спокойствие, самокритичность, флегматичность, тактичность. Формирование вышеуказанных качеств связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Армяне имеют самые высокие показатели по этому фактору. Высокая оценка интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность.

По фактору Q2 (социабельность - самодостаточность) у индусов результаты ниже нормы, что свидетельствует о несамостоятельности, привязанности к группе. В поведении они ориентируются на мнение группы, нуждаются в поддержке и одобрении окружающих. У них отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. В формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции.

Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок"

Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей семейных взаимоотношений студентов первых курсов Университета Дружбы народов города Москвы в количестве 428 человек.

Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми.

На каждую шкалу варианта опросника для студентов приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско - детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение - принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.

При заполнении опросника студентам и их родителям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. Для того чтобы выразить это количественно, используют три вида показателей моду, медиану и среднюю.

Мода (Мо) - это самый простой из всех трех показателей. Она соответствует либо наиболее частому значению, либо среднему значению класса с наибольшей частотой.

Медиана (Me) соответствует центральному значению в последовательном ряду всех полученных значений. В случае если число данных n, четное, медиана равна средней арифметической между значениями, находящимися в ряду на n/2-м и n/2+1-м местах.

Средняя арифметическая (М) - это наиболее часто используемый показатель центральной тенденции. Ее применяют, в частности, в расчетах, необходимых для описания распределения и для его дальнейшего анализа. Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных. Если теперь сравнить все эти три параметра, то будет видно, что при нормальном распределении они более или менее совпадают, а при асимметричном распределении нет.

Для количественной оценки разброса результатов относительно средней в том или ином распределении существуют более точные методы, чем измерение диапазона. Чаще всего для оценки разброса определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-М), обозначаемое буквой d, а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений. Чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка. Напротив, если эта средняя невелика» то данные больше сконцентрированы относительно их среднего значения и выборка более однородна.

Итак, первый показатель, используемый для оценки разброса, - это среднее отклонение. Его вычисляют следующим образом. Собрав все данные и расположив их в ряд, находят среднюю арифметическую для выборки. Затем вычисляют отклонения каждого значения от средней и суммируют их.

 

 

где S(сигма) означает сумму; |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней; n - число данных.
Однако абсолютными значениями довольно трудно оперировать в алгебраических формулах, используемых в более сложном статистическом анализе. Поэтому статистики решили пойти по «обходному пути», позволяющему отказаться от значений с отрицательным знаком, а именно возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число Формула для вычисления вариансы (дисперсии), таким образом, следующая

 


 

Наконец, чтобы получить показатель, сопоставимый по величине со средним отклонением, статистики решили извлекать из вариансы квадратный корень.

При этом получается так называемое стандартное отклонение:

 

 

Следует еще добавить, что для того, чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых выборок, в знаменателе выражения под корнем надо использовать не n, а n- 1:

 

 

Стандартное отклонение для популяции обозначается маленькой греческой буквой сигма (σ), а для выборки - буквой s. Это касается и вариансы, т.е. квадрата стандартного отклонения: для популяции она обозначается σ2, а для выборки - s2.)

Результаты расчетов представили в таблице 2.

Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок (в связи с тем, что многие испытуемые из неполных семей диагностировались отношения студента и матери) в целом по выборке испытуемые, удовлетворены сложившимися отношениями с родителями (среднее = 12; медиана = 12; мультимодальное распределение).

 


Таблица 2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке

Характеристика Среднее Медиана Мода Частота Дисперсия Стандартное отклонение Ошибка среднего
Требовательность родителей 11,42 12,00 13,00 10 10,28 3,20641 0,413946
Строгость родителей 11,78 12,00 16,00 13 9,43 3,07032 0,396376
Контроль со стороны родителей 10,07 10,00 9,000 12 4,74 2,17744 0,281106
Эмоциональная близость с родителями 10,7 10,00 9,000 13 8,89 2,98187 0,384957
Принятие ребенка родителями 10,87 10,00 8,000 12 8,35 2,89047 0,373158
Сотрудничество 9,75 9,00 9,000 19 4,05 2,01372 0,259971
Согласие между ребенком и родителями 10,1 10,00 9,000 14 4,29 2,07242 0,267548
Последовательность родителей 10,23 11,00 12,00 16 4,18 2,04497 0,264005
Авторитет родителей 10,58 10,00 Multiple   10,15 3,18520 0,411207
Удовлетворенность отношениями с родителями 12,47 12,00 Multiple   20,73 4,55277 0,587760

Идеальными свои отношения с родителями склонны считать 33,3% студентов, остальная часть считает, что их отношения с родителями требуют коррекции.

Модульный тест Анцупова

Основной методикой изучения межличностных отношений в группе исследуемых студентов выступил «Модульный тест Анцупова». Он имеет модульную структуру и тем самым позволяет оценивать в рамках одной методики и межличностные отношения, и некоторые другие характеристики группы, интересующие психолога.

Вариант опросного листа для студентов был сформирован из 2-х основных и 4-х дополнительных модулей. Студентам предлагалось оценить их отношение к каждому и оценить то, как к ним, на их взгляд, относится другой.

Два базовых модуля - «Мое отношение к...» и «Отношение ко мне» - дают возможность оценить реальное отношение студентов к конкретному человеку и воспринимаемое ими отношение конкретного человека к ним. Усредненная оценка по базовым модулям отражает межличностные отношения студента. Усредненная оценка по всем модулям отражает статус студента. На основе первичных оценок по базовым модулям рассчитывались индексы конфликтности межличностных отношений. Оценки выставлялись на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемых относительно возможности их идентификации по почерку. Процедура опроса занимала около 40-50 минут.

Для проверки значимости и статистической достоверности различий межличностных отношений студентов в рассчитывался 1-критерий Стьюдента. Рассмотрим общую характеристику межличностных отношений студентов (табл. 3).

Тест Стьюдента - это простейший параметрический критерий, когда речь идет о задачах однородности одной и двух выборок. При нахождении критерии Стьюдента использовали формулу:

 

 

где X - среднее выборки; N - количество наблюдений в выборке; S -стандартное отклонение; а0 - гипотетическое значение среднего. Число степеней свободы равно N-1.

Были выявлены различия на достоверно значимом уровне в показателях объема индивидуального вклада студента в общее дело группы (1=9,270), преобладания групповых интересов над личными (1=9,004), статуса (1=8,353), способности работать в команде (1=5,350), реальных отношений (1=5,259), межличностных отношений в целом (1=4,680) и воспринимаемых отношений (1=3,868).

 

Таблица 3 Общая характеристика межличностных отношений студентов

Показатель

Девушки

Юноши

  Критич. (р=0,05)
  Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.    
Реальные отношения 8,79 0,94 7,98 1,16 5,259 1,980
Воспринимаемые отношения 8,53 0,91 8,00 0,95 3,868 1,980
Межличностные отношения в целом 8,65 0,88 7,99 1,00 4,680 1,980
Способность работать в команде 7,99 1,32 6,92 1,31 5,350 1,980
Групповые интересы- личные интересы 8,12 1,48 6,13 1,38 9,004 1,980
Индивидуальный вклад в общее дело группы 8,85 0,84 7,07 1,34 9,270 1,980
Статус 8,57 0,65 7,20 1,21 8,353 1,980

 

По сравнению с мальчиками девушки-студентки характеризуются качественно более высоким уровнем реальных отношений, воспринимаемых отношений и межличностных отношений в целом, а также большей способностью работать в команде, более ярко выраженным преобладанием групповых интересов над личными, большим объемом индивидуального вклада в общее дело и более высоким статусом студентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...