Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест на определение творческого потенциала С.Д. Резнина, С. Н. Соколова «Каков ваш творческий потенциал?»




Для определения уровня творческого потенциала студентов мы использовали методику С.Д. Резина. При изучении творческой активности студентов были получены результаты для девушек и юношей. Для определения различий между двумя группами мы применили критерий Колмогорова - Смирнова. Критерий Колмогорова-Смирнова - статистический критерий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9>, использующийся для определения того, подчиняются ли два эмпирических распределения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> одному закону <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9>, либо того, подчиняется ли полученное распределение предполагаемой модели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9>. Являются ли значимыми различия между 2 исследуемыми группами?

 

Таблица 4 Творческий потенциал студентов по методике С.Д. Резнина, С. Н. Соколова «Каков ваш творческий потенциал?»

Уровень усвоения Частота в 1 группе (девушки) Частота в 2 группе (юноши)
Хороший 172 чел. 120 чел.
Приблизительный 36 чел. 49 чел.
Плохой 15 чел. 36 чел.
Объём выборки n1=172+36+15=223 n2=120+49+36=205

 

Вычисляем относительные частоты f, равные частному от деления частот на объём выборки, для двух имеющихся выборок. Далее определяем модуль разности соответствующих относительных частот для 2 выборок.

 

Таблица 5 Модуль разности соответствующих относительных частот для 2 выборок

Относительная частота 1 группы (f1) Относительная частота 2 группы (f2) Модуль разности частот |f1- f2|
172/223≈0.77 120/205≈0.59 0.18
36/223≈0.16 49/205≈0.24 0.08
15/223≈0.07 36/205≈0.17 0.1

 


Среди полученных модулей разностей относительных частот выбираем наибольший модуль, который обозначается dmax. В рассматриваемом примере 0.18>0.1>0.08, поэтому dmax=0.18.

Эмпирическое значение критерия λэмп определяется с помощью формулы:

 

 

Чтобы сделать вывод о схожести по рассматриваемому критерию между двумя группами, сравним экспериментальное значение критерия с его критическим значением, определяемым по специальной таблице, исходя из уровня значимости . В качестве нулевой гипотезы примем утверждение о том, что сравниваемые группы незначительно отличаются друг от друга по уровню усвоения. При этом нулевую гипотезу следует принять в том случае, если наблюдаемое значение критерия не превосходит его критического значения.

 

 

Считая, что , по таблице определяем критическое значение критерия: λкр(0,05)=1,36.

Таким образом, λэмп=1,86>1,36= λкр. Следовательно, нулевая гипотеза отвергается, и группы по рассмотренному признаку отличаются существенно.

Заметим, что объёмы рассматриваемых выборок должны быть достаточно большими: n1≥50, n2≥50.


Заключение

При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных фактов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы - массовое явление, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых фактов. [4]

Статистические методы применяются при анализе полученных в исследовании материалов. Однако правильное применение методов статистики выдвигает серьезные требования и к методике собирания материала в процессе исследования. Обоснованные статистические выводы могут быть сделаны только при наличии достаточного количества подмеченных фактов и при достаточной однородности собранного материала. [12]

Статистический метод опирается на законы больших чисел, а это в ряде случаев требует не менее ста наблюдений. Полученные при статистической обработке материала выводы могут отличаться различной степенью вероятности (объективной возможности повторения или обнаружения при данных условиях). Вероятность сделанного вывода зависит от количества произведенных наблюдений и колеблется от 0 (невозможность данного факта) до 1 (полная достоверность, обязательное наступление при определенных условиях). Математически выведенная зависимость степени вероятности вывода от числа наблюдений представлена в следующей таблице. [17]

Статистические методы исследования теряют свое научное значение, если они применяются для обработки качественно неоднородного материала, например если исследователь будет объединять в одну группу данные, полученные при изучении лиц разного возраста, разной квалификации, разных специальностей и т. д. [6]


Список литературы

 

1.Биркгофф Г. Математика и психология. - М., 2007.

.Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов Statistica и Excel. - М.: Форум, 2010.

.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 2006.

.Карманов Ф. И., Острейковский В. А. Статистические методы обработки экспериментальных данных. - М.: Абрис, 2011.

.Леонов Н. И., Главатских М. М. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях. - М.: МПСИ, 2011.

.Ломов Б.Ф., Николаев В.И, Рубахин В.Ф. Некоторые вопросы применения математики в психологии //Математика и психология /Под ред. В.Ф. Рубахина. - М., 2004.

.Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. - М.: Наука, 2011.

.Романов В. П., Соколова Н. А. Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований. - М.: Ладомир, 2012.

.Решлен М. Измерение в психологии //Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 1, 2.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

.Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002.

.Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика //Экспериментальная психология /В 2 т. - М., 2005.

.Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - Л., 1972.

.Теория статистики. Под редакцией профессора Шмойловой. - М.: Финансы и статистика.1998.

.Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М., 2005.

. Умрюхин Е.А. Основные направления математической психологии за рубежом //Математика и психология /Под ред. В.Ф. Рубахина. - М., 1976.

.Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: пер. с анг./ Дж. О. Ким Ч.У. Мьюллер. - М.: Финансы и статистика, 1989.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...