Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация проективных методик.




ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Проективные методы (ПМ) – это методы с неопределенным стимульным материалом и неопределенной инструкцией (закон оптимума неопределенности); техника клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Цель: диагностика индивидуального стиля поведения чел-а, его переживаний и аффективной реакции в значимых ситуациях; включает как сознательные, так и бессознательные компаненты.

Родоначальник - К. Юнг (теста словесных ассоциаций), созданного им в 1904—1905 гг. Далее тест ТАТ Мюррея и Моргана, тест «Чернильных пятен» Германа Роршаха, В.В. Абрамов – метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных.

Триумф проективной диагностики связан с появлением в 1921 г. “Психодиагностики” Г. Роршаха

Термин “проективные” введен Френком в 1939 г. Френк сформулированы основные принципы проективной психологии, обобщил методики в гр проективных и попытался дать им классификацию (Соколова):

  1. Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.
  2. Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.
  3. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.
  4. Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
  5. Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.
  6. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.
  7. Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.

Отличительные признаки проективных методик:

  1. неопределенность стимульного материала или инструкции, испытуемый обладает свободой в выборе ответа или тактики поведения; Предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на кот отвечающий «проецирует» хар-ые для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.
  2. деятельность испытуемого протекает при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами, оценками;
  3. проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.

Наконец, ПМ рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых сторон личности.

Противоречия:

1. обязательное усл-е – установление контакта с испытуемым; сами ПМ – удобный случай его установить

2. ПМ нельзя обмануть с помощью логического расчета, но нельзя понять где ложь, а где правда

3. На результаты оказывает влияние личность диагноста, поэтому всегда стоит сочетать ПМ с качественными

«-»

- недостаточной объективности проективной техники - влияние на тестовые рез таких факторов, как пол эксра, ситуативные установки и переживания испытуемого, атмосфера исследования

- для некоторых методик отсутствуют нормативные данные.

- Общая недостаточная валидность и надежность проективных методик

Тест Роршаха и ТАТ представляют две группы наиболее распространенных проективных методик

  1. Совместный тест Роршаха (СТР) -диагностики внутрисемейных отношений
  2. тест семейных установок Л. Джексона, тест семейных отношений Л. Бене и С. Антони, “кинетический тест рисования-семьи” и его варианты.
  3. ТАТ Столина В. В. и Кальвиньр М.,
  4. Методика косвенного исследования системы самооценок Соколовой и Федотовой

- Методики чернильных пятен

- Рисуночные методики

- Вербальные методики

- Автобиографические воспоминания

- Методики действия

Классификация проективных методик.

Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проек методик, Л. Френк попытался дать им классификацию:

1) Конститутивные. Хар-ся ситуацией, в кот от исп-ого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала. Пр: – Незаконченные предложения. – Незавершенные рисунки.

2) Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некот стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ (см. след. Классификацию), Розенцвейг (см. след. Класс-ю)

3) Катартические. Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях. Напр, психодрама.

4) Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек».

5) Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Напр, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов.

6) Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для д-ки разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи.

7)Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, из кот нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, напр, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые создают разные сцены из своей жизни, а по опред особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике соц=ого окр. Пр: тест «Рисунок человека».

Методики структурирования. Методика чернильных пятен Г. Роршаха (см. след. Класс-ю).

Классификация ПМ по характеру стимульного материала:

1. Вербальные: тест свободных ассоциаций, завершение рассказа, заверш-е предл., своб. Творч. На заданную тему.

Осн принцип: ответы только устно

Существуют тематические (на отдельную сторону Л.) и общие наборы.

Ограничений нет.

Пример: Тесты чувства юмора говорят об особенностях мотивационной сферы. Лучше, когда происходит классификация стимульного материала (ТЮФ Шмелев и Бабина: часть стим.мат. многозначна, а часть однозначна – задача испытуемого: классифицировать)

2 особенности применения свободной тематической классификации: используются юмористические фразы (80), 40 из к. однозначно отностятся к 1 из 10 тем, а 40 многозначны. Кажд. Фраза на отдельной карточке. После рассортировки исп-ый дает рназвания выделенным гр.

Напряженность мотив. Сферы отражает не только силу мотивов, но и силу преграды.

2. Изобразительные: дается изображение, к. необх. Описать (Роршах, ТАТ, Розенцвейг, Сонди)

a) Роршах 2 вар-та США и Евр. В США стремились созд. Тестовые нормы и алгоритмы, в Евр. – интерпрет. в рамках школ.
В тесте ис пользуются 10 карточек, на каждой из кот отпечатано двухстороннее симметричное пятно. 5 пятен выполнено только в серо-черных тонах, 2 содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные 3 представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Смотрится оригинальность, локализованность, детерминация (чем определяется ответ: цвет, форма…)

b) ТАТ (тематический апперцептивный тест. Автор – Мюррей и Могран) основан на сюжетных картинках. 19 изображений, 20-ая пустая. Всего 4 набора (неск. Картинок совпадают др. др.) 2 вар-та: для мальчиков и девочек. Задача: составить рассказ. На пустой - вначале нарисовать, потом рассказ. Картинки предъявляются в течение 20 сек. На составл. Рассказа – 4 мин.

c) Тест фрустрационной устойчивости Розенцвейга ( 1945 г.) – серия рисунков, на кот 1 персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом фрустрирует дв. или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульный
Розенцвейг разделил мотивацию по типу на: 1) фиксир. На препятствии 2) самозащитная 3) на решении проблемы. Он разделил по направлению: 1) импунитивная (ненаправленная)2) эксптрапунитивная (он виноват) 3) интрапунитивная (я виноват)

карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж. Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

3. Рисуночные. Анализируется процесс рисования и сам рисунок. Всегда индивидуально, а не в гр.! (Рис. Человека; ДДЧ: дом, дерево, человек – крмплексный метод психодиагностики; семьи – диагностика межличностных отнош-й)
Логика тестирования: 1) установление контакта с испытуемым 2)инструкция должна обладать оптимумом неопределенности (закон Йется-Дотдсона: все хорошо в меру) 3) процесс рисования (фиксир-ся порядок, исправления, паузы, комментарии, неверб. Эмоц. Реакции) 4) беседа с испытуемым после завершения 5) анализ с опорой на теоретическую схему

4. Экспрессивные ( переходы от диагностических к терапевтическим) только качественная интерпретация. Надо не просто прочувствовать, но и что-то сделать: ролевые игры, лепка, коллажи, игры с песком, водой…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...