Классификация проективных методик.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Проективные методы (ПМ) – это методы с неопределенным стимульным материалом и неопределенной инструкцией (закон оптимума неопределенности); техника клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Цель: диагностика индивидуального стиля поведения чел-а, его переживаний и аффективной реакции в значимых ситуациях; включает как сознательные, так и бессознательные компаненты. Родоначальник - К. Юнг (теста словесных ассоциаций), созданного им в 1904—1905 гг. Далее тест ТАТ Мюррея и Моргана, тест «Чернильных пятен» Германа Роршаха, В.В. Абрамов – метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности душевнобольных. Триумф проективной диагностики связан с появлением в 1921 г. “Психодиагностики” Г. Роршаха Термин “проективные” введен Френком в 1939 г. Френк сформулированы основные принципы проективной психологии, обобщил методики в гр проективных и попытался дать им классификацию (Соколова):
Отличительные признаки проективных методик:
Наконец, ПМ рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых сторон личности. Противоречия: 1. обязательное усл-е – установление контакта с испытуемым; сами ПМ – удобный случай его установить 2. ПМ нельзя обмануть с помощью логического расчета, но нельзя понять где ложь, а где правда 3. На результаты оказывает влияние личность диагноста, поэтому всегда стоит сочетать ПМ с качественными «-» - недостаточной объективности проективной техники - влияние на тестовые рез таких факторов, как пол эксра, ситуативные установки и переживания испытуемого, атмосфера исследования - для некоторых методик отсутствуют нормативные данные. - Общая недостаточная валидность и надежность проективных методик Тест Роршаха и ТАТ представляют две группы наиболее распространенных проективных методик
- Методики чернильных пятен - Рисуночные методики - Вербальные методики - Автобиографические воспоминания - Методики действия Классификация проективных методик. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проек методик, Л. Френк попытался дать им классификацию: 1) Конститутивные. Хар-ся ситуацией, в кот от исп-ого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала. Пр: – Незаконченные предложения. – Незавершенные рисунки. 2) Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некот стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ (см. след. Классификацию), Розенцвейг (см. след. Класс-ю) 3) Катартические. Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях. Напр, психодрама. 4) Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». 5) Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Напр, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. 6) Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для д-ки разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи. 7)Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, из кот нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, напр, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые создают разные сцены из своей жизни, а по опред особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике соц=ого окр. Пр: тест «Рисунок человека». Методики структурирования. Методика чернильных пятен Г. Роршаха (см. след. Класс-ю).
Классификация ПМ по характеру стимульного материала: 1. Вербальные: тест свободных ассоциаций, завершение рассказа, заверш-е предл., своб. Творч. На заданную тему. Осн принцип: ответы только устно Существуют тематические (на отдельную сторону Л.) и общие наборы. Ограничений нет. Пример: Тесты чувства юмора говорят об особенностях мотивационной сферы. Лучше, когда происходит классификация стимульного материала (ТЮФ Шмелев и Бабина: часть стим.мат. многозначна, а часть однозначна – задача испытуемого: классифицировать) 2 особенности применения свободной тематической классификации: используются юмористические фразы (80), 40 из к. однозначно отностятся к 1 из 10 тем, а 40 многозначны. Кажд. Фраза на отдельной карточке. После рассортировки исп-ый дает рназвания выделенным гр. Напряженность мотив. Сферы отражает не только силу мотивов, но и силу преграды. 2. Изобразительные: дается изображение, к. необх. Описать (Роршах, ТАТ, Розенцвейг, Сонди) a) Роршах 2 вар-та США и Евр. В США стремились созд. Тестовые нормы и алгоритмы, в Евр. – интерпрет. в рамках школ. b) ТАТ (тематический апперцептивный тест. Автор – Мюррей и Могран) основан на сюжетных картинках. 19 изображений, 20-ая пустая. Всего 4 набора (неск. Картинок совпадают др. др.) 2 вар-та: для мальчиков и девочек. Задача: составить рассказ. На пустой - вначале нарисовать, потом рассказ. Картинки предъявляются в течение 20 сек. На составл. Рассказа – 4 мин. c) Тест фрустрационной устойчивости Розенцвейга ( 1945 г.) – серия рисунков, на кот 1 персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом фрустрирует дв. или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульный
карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж. Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик. 3. Рисуночные. Анализируется процесс рисования и сам рисунок. Всегда индивидуально, а не в гр.! (Рис. Человека; ДДЧ: дом, дерево, человек – крмплексный метод психодиагностики; семьи – диагностика межличностных отнош-й) 4. Экспрессивные ( переходы от диагностических к терапевтическим) только качественная интерпретация. Надо не просто прочувствовать, но и что-то сделать: ролевые игры, лепка, коллажи, игры с песком, водой…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|