Методы диагностики самосознания и самооценки.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Классификация методов психодиагностики самосознания и самооценки Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе. Т.о. диагностируется продукт самосознания – Я-концепция. Проблемные моменты: 1. Я-к. включает знания о себе и представление о себе – часто невозможно отделить одно от др. – не сущ.чистого знания о себе. 2. Социальная желательность (бесполезно с ней бороться, поэтому ее берут как 1 из эл-тов Я-к.) 3. Динамичность Я-к. (важно для прогноза) 4. Многоуровневость Я-к. Проявляется по-разному в разных сит (можно диагностировать как общие вещи (напр, самоуважение), так и частные 5. Я-к. понимается по-разному в разныхтеориях классификация Бодалева-Столина- 4 класса методик: – Стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тесты-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники); – Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой; – Идеографические методики типа репертуарных матриц; – Проективные техники, включая подкласс рефрактивных техник. 1. Стандартизированные самоотчёты. 1) тесты-опросники. Состоят из утверждений, кот хар-ют отношение к самому себе в различных сферах жизни. Шкалы я-концепции:Тенеси с 12 и старше. 5 состовляющих: физич.Я, моралЯ, семейнЯ, личнЯ, социалЯ. Осн. Область применения – клинич.псих-я. 5 градаций ответов. Оценив-ся также самокритичность и с/удовл-ть, его поведение и степень согласованности различ. аспектов Я-концепции. Шкала детской Я-концепции (Пирс, Харис) 8-16 лет.Определяет глобальное с/отношение. В ней подобрано одинаковое кол-во утверждений об + и – отношении к себе. Шкала с/отношения Розенберга для подростков. 10 утверждений с 4мя градациями ответов. Глобальное с/отношение. Опросник самоотношения (ОСО) Столин, Пантилеев. Создан на основе теории Столина о с/отношении, Я-конц. Основной недостаток – чел должен оценивать сам себя, но на основе уже заданных критериев.чрезмерная широта, детализация.
2 )Контрольные списки прилагательных. Те же утверждения, свёрнутые до 1 прилагательного. Список Гоха=300. Могут использоваться как самостоятельный метод, чаще как симант. дифференциал. 3) Мет. Семантического дифференциала (2 полюса. м/у ними прямая – поставить на ней точку). Чаще –д/диагностики с/оценочной составляющей. Графическая шкальная техника. Дембо, С.Я.Рубенштейн. 5 шкал, вертикальные линии 10 см. Детский вариант ЩУР-лесенка. Числовая шкальная техника (Монастер, Корзини)испытуемый в % оценивает себя реального, идеального и себя в будущем по критериям. М-ка КИСС (Косвенное исследование системы самооценок) испытуемый ранжирует лица несколько раз по ряду параметров. I По степени приятности, II ранжирует по1)своим критериям,2)по стандартным; III По степени похожести на него (самопринятие). В итоге – матрицы ранговыхинкорреляций. 2. Нестандартезированные самоотчёты. Любое свободное самоописание. обрабатывается с пом. контент-анализа. Минус – для тех, у кого развиты вербальные способности. Тест 20 утверждений нас/отношение («Кто я?») 1954 Кун, Мак-парлтон. В России – Прихожан. За 12 минут испыт.должен дать 20 ответов. Обработка – контент-анализ. 3. Проективные методы ТАТ – главный герой д-ет Я-конц. Проективные методы, кот спец создавались для я-конц. Тех сторон, кот не захватывались другими методами. С их помощью можно д-ть те б/с компоненты с/отношения, кот в целях защиты личности не допускаются до осознания. Незамеченное или непреднамеренное с/отношение. Нежелательная самооценка. Тест «нарисуй человека» адаптация Майховера. Мног модификаций, кот связаны с оценочными шкалами. В меньшей мере используются пятна Роршаха, м-ка незаконченных предложений. Символические задания на выявление соц-ого Я (Лонг, Зиллер, Хендерсон) – серия графических проб с 3х лет. Сложность использования проект методов при д-ке Я-конц: - часто отсутствуют индикаторы (категории), Сложно сопоставить рез-ты с рез-ми самоотчётов. Не всегда сущ-ют док-ва что рез-ты проективн. техник связаны именно особенностями Я-конц.
4. Рефрактивные техники испытуемые проводят оценку самих себя не догадываясь что оценивают сами себя. Методика управляемой проекции. Испытуемому предлагают его собственный портрет под именем другого и портрет его противоположности. Возраст пол и соц статус его же. На основе 16PF пики и спады. Затем 10-12 вопросов про этих людей. Интерпретация – клинический анализ, -контент-анализ:глобальное с/отношение, близость к себе, аутосимпатия ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. Сознание и бытие. СЗ рождается в бытии, отражает, содержит его в себе, творит его. Всякая психическая деятельность есть отражение объективной действительности, бытия и регулирование поведения, деятельности. СЗ как специфическая форма отражения бытия С. – это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли. Проблема определения сознания. Все психологические явления предстают индивиду в той мере, в которой они осознаются. Поэтому С. рассматривалось либо как общее «бескачественное» условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией (вниманием или мышлением). Сознание и уровни бодрствования. Сознание – спектр состояний от полного отсутствия С. (обморок, кома) до мах.возбуждения, активности С. (экстаз, аффект). Двух состояниях сознания 1.сон - период отдыха, 2.бодрствования, активное состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности. Хебб -проиллюстрировать процесс активации С. и влияния его на деятельность - поведение индивидуума будет тем эффективней, чем ближе уровень бодрствования будет к оптимуму. До некоторого времени экстравертированное С., в котором отражается все, что происходит во вне, рассматривалось как единственный аспект, достойный изучения. Однако
С. Интровертированное С. – С., которое фиксирует внимание на нашем внутреннем мире. К измененным состояниям С. относят сон, наркотическое опьянение, гипнотический транс и медитацию. Выделяют две чередующиеся фазы «медленноволнового» и «быстроволнового» («парадоксального») сна. Медитация – фиксация С., сосредоточение внимания на каком-либо стимуле с целью сузить поле С. Гипноз – это концентрация С. на определенном стимуле при сохранении активного, бодрствующего С., но оно сужено до предела Сознание, как высшая форма развития психики, результат общественно- исторического развития человека. С. – это некоторая плоскость, на которую проецируются понятия, идеи, концепты (культурно и общественно закрепленные). Это некоторый способ истолкования, понимания мира, который складывается в обществе, как результат присвоения человеком способов общественного существования. Выготский: С. развивается и формируется в пространстве совместной деятельности, в процессе общения с другим человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|