Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность как продукт совершенной конкуренции

Глава VIII Эффективность: рынок и государство

Эффективность как продукт совершенной конкуренции. Эффективность по Парето. Частная и общественная эффективности.

Провалы рынка как основания деятельности государства.

а) внешние эффекты;

б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI);

в) общественные блага;

г) неполная информация;

Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка)

а) корректирующие налоги и субсидии Пигу;

б) изменения в правах собственности: теорема Коуза;

В) законодательные запреты.

В данной главе речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно. Во-первых, предстоит выяснить, что экономисты подразумевают под эффективностью. Во-вторых, мы снова обратимся к совершенной конкуренции и покажем, что именно она обеспечивает эффективное размещение ресурсов через взаимодействие всех рынков. В-третьих, покажем, что в реальном мире рынки "проваливаются", то есть в силу различных препятствий и отсутствия совершенной конкуренции не в состоянии обеспечить эффективность. В-четвертых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства. И, наконец, в пятых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.

Эффективность как продукт совершенной конкуренции

Эффективность по Парето. [1] Если возможно произвести какие-либо изменения в экономике и в результате принести выгоду хотя бы одному человеку, но, одновременно, по меньшей мере, не ухудшить положение всех остальных людей, то, в таком случае, говорят о Парето-улучшении.

Парето-улучшение есть такое изменение, которое приносит выгоду, как минимум, одному индивиду, но не ухудшает положение никого другого.

Если представить, что всевозможные Парето-улучшения реализованы, или, иначе говоря, в экономике наблюдается такое состояние, когда невозможно принести выгоду хоть бы одному индивиду без того, чтобы не нанести ущерб другому, то такое состояние характеризуется Парето-эффективностью.

Парето-эффективность – состояние, когда невозможно осуществить Парето-улучшение, следовательно, когда невозможно улучшить положение кого-либо, не ухудшив при этом положение никого другого.

Эффективность никак не связана с распределением богатства или доходов между людьми. Более того, если государство решит, что доходы распределены несправедливо и за счет богатых поддержит доходы бедных, то такое изменение не будет Парето-улучшением, так как здесь выигрыш бедных означает проигрыш богатых. Обычно это называется конфликтом между эффективностью и справедливостью. Однако, в отличии от определения эффективности, среди экономистов не существует общепризнанного определения справедливости.

Идея эффективности основана на рациональном выборе, который делают экономические субъекты. Как нам уже известно, рациональный индивид сопоставляет свои предельные выгоды (МВ) с предельными издержками (МС) и, до тех пор, пока первые превышают вторые, продолжает действовать в выбранном направлении. Когда же после некоторого ряда шагов МВ становятся равными МС, то это означает, что никакой чистой выгоды от дальнейших своих шагов этот индивид не получит.

В результате принцип рационального индивида заключается в том, чтобы расширять свою деятельность до тех пор, пока ее МВ не сравняются с МС. При таком равенстве достигается частная эффективность.

Частная эффективность имеет место тогда, когда предельная выгода от деятельности индивида равна предельным издержкам от нее.

По аналогии можно утверждать, что общественная эффективность предполагает подобное равенство.

Общественная эффективность имеет место тогда, когда предельные общественные выгоды (MSB) равны предельным общественным издержкам (MSC).

При условии, что MSB = MSC, достигается Парето-эффективность. Если же, например, MSB > MSC, то при расширении деятельности будет иметь место Парето-улучшение. Когда же, наоборот, MSB < MSC, то общество выиграет от сокращения такого рода деятельности, что также означает Парето-улучшение.

В реальности вопрос об общественной эффективности решается в условиях, когда потребители и производители (фирмы) делают выбор между рядом благ. Потребители решают, какие блага потреблять, а фирмы решают, какие блага производить и какие ресурсы для этого использовать. Как потребитель, так и производитель выиграют при расширении выпуска (и, соответственно, потребления) блага Х относительно блага Y, если

 

 

Объяснение этому факту достаточно простое. Расширение выпуска блага Х приносит большие выгоды по отношению к издержкам, чем блага Y. Если же:

 

то никакие дальнейшие Парето-улучшения невозможны через переключение с выпуска одного блага на другое. По аналогии можно утверждать, что общественная эффективность достигается при:

 

 

При наличии этого равенства достигается Парето-эффективность.

Если же представить, что

 

 

то при увеличении выпуска блага Х по отношению к выпуску блага Y имело бы место Парето-улучшение.

Например, если предельные выгоды потребителей от блага Х относительно выгод от блага Y были выше, чем предельные издержки для производителей от выпуска блага Х по отношению к выпуску благу Y, то дополнительные выгоды для потребителей от увеличения потребления блага Х превышают дополнительные издержки производителей от такого же увеличения производства блага Х. В такой ситуации потребители в состоянии полностью компенсировать возросшие издержки производителей (через уплачиваемую ими цену за благо Х) и при этом еще будут иметь чистый выигрыш.

При определенных обстоятельствах достижение частной эффективности означает одновременно и достижение общественной эффективности. Для этого должно быть выполнено два условия.

Во-первых, на всех рынках должна иметь место совершенная конкуренция.

Во-вторых, не должно быть внешних эффектов.

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от производства или потребления благ, которые распространяются на общество, но не на самих производителей или потребителей этих благ.

Наиболее типичным внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Оно представляет собой издержки, которые возлагаются на общество производителями, но не оплачиваются последними. В этом случае говорят, что общественные издержки выше частных издержек.

Только при отсутствии внешних эффектов частные издержки или выгоды совпадают с общественными. Иными словами, тогда MB = MSB и MC = MSC.

Условия эффективности. Как известно, оптимальная комбинация потребляемых благ Х и Y имеет место, когда:

 

 

Оптимальная комбинация производимых благ для фирмы достигается при условии:

 

 

где MRTпредельная норма трансформации.

Предельная норма трансформации показывает, на какое количество блага производитель должен сократить выпуск одного блага ради получения дополнительной единицы другого блага.

Например, если MRT = MC x/ MC y = 2, то это значит, что предельные издержки блага Х вдвое выше предельных издержек блага Y, а, следовательно, общие издержки фирмы не изменятся, если она откажется от производства двух единиц блага Y ради выпуска одной дополнительной единицы блага Х.

Теперь посмотрим на общественную эффективность в потреблении. [2] Предположим первоначально, что общество состоит из двух индивидов (А и В). Если (MU x/ MU y)А > (MU x/ MU y)В, то оба индивида выиграют, если индивид А отдаст индивиду В некоторое количество блага Y в обмен на некоторое количество блага Х. В этом случае будет иметь место Парето-улучшение.

Следовательно, Парето-эффективность в потреблении при произвольном количестве потребителей достигается при условии:

или иначе, когда:

 

MRS А = MRS В =... = MRS N

 

Важно заметить, что это условие при совершенной конкуренции достигается автоматически, поскольку каждый потребитель в силу своего рационального выбора будет потреблять такие наборы благ, когда MU x/ MU y = P x/ P y, а все потребители сталкиваются с одинаковыми рыночными ценами и, следовательно, одинаковым соотношением P x/ P y.

Теперь обратимся к анализу эффективности в производстве. [3] Пусть в обществе две фирмы (С и D). Если при (MC x/ MC y)С > (MC x/ MC y)D фирма С произведет сравнительно больше Y, а фирма D – сравнительно больше Х, то тот же самый объем выпуска будет произведен с меньшими издержками (то есть с меньшими затратами ресурсов). Произойдет Парето-улучшение.

Следовательно, для Парето-эффективного размещения выпуска между произвольным количеством фирм необходимо:

 

 

или, что то же самое:

 

MRT С = MRT D =... = MRT N

 

Эти равенства также обеспечиваются автоматически при наличии совершенной конкуренции. Каждая фирма будет максимизировать прибыль при MC x/ MC y = P x/ P y, все фирмы сталкиваются с одинаковыми рыночными ценами и, следовательно, одинаковым соотношением P x/ P y.

И, наконец, рассмотрим совместно потребление и производство. Если, например, MU x/ MU y (= MRS) для всех потребителей больше, чем MC x/ MC y (= MRT) для всех фирм, то Парето-улучшение будет иметь место, когда размещение ресурсов будет изменено таким образом, что выпуск Х увеличится за счет уменьшения выпуска Y.

Предположим, что MRS = 5/1, а MRT = 2/1. Потребители при таком положении вещей готовы отдать 5 единиц блага Y с тем, чтобы получить в обмен 1 единицу блага Х, а производители должны пожертвовать только 2 единицами блага Y с тем, чтобы произвести дополнительную единицу блага Х. Таким образом потребители в состоянии полностью оплатить производителям дополнительную единицу блага Х (отдав за него 2 единицы блага Y, т.е. покрыв все альтернативные затраты производителя) и в то же время получить чистый выигрыш – 3 «сэкономленные» единицы блага Y. Иначе говоря, реализуется Парето-улучшение.

Общественная Парето-эффективность достигается там, где MRS всех потребителей равно MRT всех производителей, или иными словами, общественная предельная норма замещения (SMRS) равна общественной предельной норме трансформации (SMRT).

При отсутствии внешних эффектов и наличии совершенной конкуренции это состояние опять же будет достигнуто автоматически. Во-первых, когда отсутствуют внешние эффекты, общественная и частная нормы замещения совпадают. Аналогичным образом совпадают общественная и частная нормы трансформации.

Во-вторых, P x/ P y одно и то же для всех производителей и потребителей.

Отсюда можно записать следующие равенства:

 

SMRS = MRS всех =

 

SMRT = MRT всех =

В итоге

SMRS = SMRT

 

Таким образом, следование потребителей и фирм их частным целям независимо от их желания привело одновременно к достижению общественной эффективности. Экономисты в таком случае говорят о «невидимой руке» рынка. Этот термин впервые использовал один из основателей экономической науки – английский экономист XVIII века Адам Смит, который обратил внимание на то, что в свободной рыночной экономике следование частным целям наилучшим образом гарантирует общественную выгоду.

Общественная эффективность (совместная Парето-эффективность в потреблении и производстве) представлена на рис. 8.1. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации благ Х и Y, которые могут быть произведены при данных ресурсах. Наклон этой кривой определяется соотношением D Y /D Х (¶YХ) и показывает, сколькими единицами блага Y необходимо пожертвовать ради производства дополнительной единицы блага Х. Таким образом, ее наклон есть ничто иное как SMRT.

Общественные кривые безразличия[4] могут быть представлены как различные комбинации благ Х и Y, которые приносят некий одинаковый уровень удовлетворения всем потребителям. Наклон этой кривой определяется соотношением D Y /D Х (¶YХ) и показывает, сколько единиц блага Y потребители готовы отдать с тем, чтобы взамен получить дополнительную единицу блага Х. Ее наклон, следовательно, есть ничто иное, как SMRS. [5]

Рис. 8.1 Совместная Парето-эффективность в производстве и потреблении.

 

Парето-эффективная комбинация благ достигается в точке Е, где кривая производственных возможностей является касательной к общественной кривой безразличия. Во всех других точках кривой производственных возможностей уровень удовлетворения потребителей меньше, поскольку через них проходят общественные кривые безразличия, лежащие ниже той, чья точка касания с кривой производственных возможностей находится в точке Е. Или, иначе можно сказать, что во всех прочих точках производственной эффективности (нахождение на кривой производственных возможностей всегда свидетельствует о наличии таковой) не отвечает эффективность в потреблении.

В точке Е наклоны кривой производственной возможности и общественной кривой безразличия совпадают, следовательно, равны SMRS = SMRT = P x/ P y.

Совершенная конкуренция и отсутствие внешних эффектов приводят и к Парето-эффективности на рынках ресурсов. Допустим, что имеются две фирмы (С и D). Если (MP L/ MP K)C > (MP L/ MP K)D, то это означает следующее: фирма С при использовании относительно большего количества труда

и фирма D при использовании относительно большего количества капитала были бы в состоянии произвести больше продукции при том же общем количестве располагаемых ресурсов. Значит, имело бы место Парето-улучшение.

Парето-эффективное размещение ресурсов между фирмами, следовательно, будет при условии:

 

,

 

или, что то же самое:

 

MRTS C = MRTS D =... MRTS N

 

И на рынке ресурсов совершенная конкуренция автоматически приводит к этому равенству, поскольку каждая фирма выберет объем производства, при котором MP L/ MP K = P L/ P K, а рыночные цены ресурсов, с которыми сталкиваются фирмы, одинаковы.

Общее равновесие и эффективность. Все рынки взаимосвязаны друг с другом. Если происходят какие-либо изменения в условиях спроса или предложения на одном из рынков, то возникающее неравновесие приведет к целому ряду изменений на других.

Предположим, например, что вкусы потребителей изменились таким образом, что MU x выросла, а MU y снизилась. Вследствие этого на товарных рынках произойдут следующие изменения:

1. MU x/ MU y становится больше P x/ P y. В результате потребители начинают покупать больше блага Х по отношению к благу Y.

2. Рост закупок блага Х ведет к снижению снижения MU x(закон убывающей предельной полезности) и, следовательно, также и MU x/ MU y, а P x/ P y растет по причине относительной нехватки блага Х и избытка блага Y.

3. Раз P x/ P y растет, то P x/ P y становится больше MC x/ MC y и, в результате, фирмы начинают производить больше Х по отношению к Y.

4. Вследствие наращивания выпуска блага Х MC x/ MC y растет по причине убывающей отдачи в производстве блага Х.

Описанный выше процесс рыночного урегулирования (продвижения к равновесию на рынке после его нарушения) продолжается до тех пор, пока не восстановится равенство:

 

,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...