Искусство стран центральной и северной Европы 203
Гнезно (1170—1180), на которых изображены сцены из жизни св. Вой-цеха. Композиции отличаются почти классической уравновешенностью, преобладают вертикальные ритмы и церемониальные сцены предстояний, лишь изредка прерываемые драматическим эпизодом. Стенная живопись сохранилась в немногих церквах. Зодчество Венгрии начало развиваться с XI столетия. Богатая культурная среда, которую застали венгры на завоеванных землях, контакты с соседними странами, принятие около 1000 года христианства способствовали сложению венгерского искусства, которое, обладая своеобразием, включилось в общее русло развития западноевропейской культуры. Ранний этап культового строительства представлен одно-нефными и трехнефными епископскими храмами, монастырская архитектура известна слабо. Среди дошедших зданий XI века встречаются редкие для Западной Европы решения — четырехконховая квадратная церковь в Фельдебре (середина XI в.) и церкви с шестиконховым планом (Кисомбор, Карца). На рубеже XI и XII веков определяющим стали контакты со Средиземноморьем, которые повлияли на распространение типа трехнефной базилики без трансепта. Этого вида постройки благодаря усилиям строительной школы в Пече стали наиболее популярными в Венгрии. От собора в Пече (после 1064 г.) сохранилась в неизменном виде лишь нижняя пя-тинефная церковь, которая выделяется редким для XI века цельным пространством, перекрытым крестовыми сводами. Внешний облик дошедшего до нас храма с четырьмя башнями возник в XII веке. Достаточно широко распространилось в Венгрии влияние скульптурного убранства собора в Пече. В последней четверти XII века на первый план выступила художественная и архитектурная школа Эстергома, который уже с X века был княжеской резиденцией. Важнейший сохранившийся здесь памятник — королевский дворец с капеллой. Дошедшие части этих сооружений — в частности, портал («Порта специоза») собора — говорят о взаимодействии при венгерском дворе французских и византийских образцов. Из Франции были занесены некоторые черты ранней готики (окно-роза, гурты сводов, стрельчатое очертание арок дворцовой капеллы), мозаики опирались на византийские источники. Скульптура сохранила полностью романские черты. Одно из изображений на капители дворцовой капеллы считается портретом венгра-каменотеса. В первой половине XIII века с ослаблением королевской власти основателями и донаторами родовых монастырей и церковных зданий в Венгрии стали крупные феодалы. В это время утвердился тип североитальянской трехнефной базилики без трансепта, который был модифицирован венгерскими строителями: боковые нефы переходили непосредственно в подбашенные части. Между башнями в интерьере церкви возводились эмпоры. Впервые такое решение было осущест-
130 Церковь в Каяунборге. Ок. 1170 г. влено в Лебене (1202—1208). Церковь в Яке (1220—1256) — лучший пример романского ансамбля на венгерской земле. Портал двухба-шенного фасада богато украшен скульптурой44. В западной части под башнями сохранились фрагменты росписи, в которых ощутимо воздействие византийских образцов. Монгол о-татарское нашествие в 1241—1242 годах на время нарушило яркое развитие венгерской архитектуры. С XII века с развитием архитектуры Венгрии было связано зодчество Трансильвании (Румыния). Крупнейшая постройка, осуществленная здесь в формах позднероманской архитектуры после татарского нашествия, — собор в городе Альба-Юлия (1241-1291). К ареалу культуры Западной Европы в романский период примыкало художественное развитие северной части современной Югославии — Словении, Хорватии, Черногорского Приморья, Воеводины. Распространение принципов романского зодчества, которое оказалось здесь весьма стойким, приходится на XI—XII века.
На севере Европы, в Скандинавских странах — Дании, Норвегии, Швеции, — средневековая культура обладает чертами сходства, которое определялось этнической близостью населявших их народов и сплетением исторических судеб, но одновременно отмечена и своеобразием в каждой из стран. Феодальные отношения складывались здесь долго и окончательно сформировались
лишь в XII—XIII веках. Христианство распространялось с большим трудом, язычество удерживало свои позиции до XII века. Города были слабы, развитие ремесла началось во второй половине XII—XIII веке. Древнейшая архитектура Скандинавии была по преимуществу деревянной. Крупные культовые постройки романского времени явились результатом импорта развитых строительных форм. Таким был собор в шведском горо скандинавской действительности. В Дании, наиболее развитой стране региона, большую роль играли укрепленные монастыри и центрические церкви — башнеобразные постройки крепостного характера. Такова пятибашенная крестообразная церковь в Калунборге (ок. 1170г.) с гладкими стенами, скупо про-резанными небольшими оконными проемами и бойницами. Норвегия внесла наиболее значительный вклад в архитектуру Скандинавских стран своими деревянными постройками. Принципы христианского храмостроения подверглись в деревянном строительстве видоизменениям в соответствии со свойствами материала, навыками возведения жилой архитектуры, языческих храмов и кораблестроения. Выдающимся памятником деревянной архитектуры Норвегии является церковь в Боргунне (ок. 1150 г.) с причудливым и динамическим силуэтом. О декоре деревянных храмов дают представление сложнейшие орнаментальные плетения звериного стиля на порталах церкви в Урнесе (1060-1130).
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКА ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ИСКУССТВО АНГЛИИ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ ИСКУССТВО ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ. ГОТИКА В ИТАЛИИ ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XI1-XIV ВЕКОВ 207 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII—XIV ВЕКА Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии. Качественно новым общественным явлением были рост и расцвет городов. По своей хозяйственной, сословной и политической жизни они были порождением феодальной среды, но выступали по отношению к ней как революционизирующий фактор. Центр ремесла и обмена, город нуждался в профессиональной выучке и знаниях членов цехов и гильдий; развитие ремесла обращало взоры к изучению явлений и свойств реального мира. Для процветания городу нужны были регулярные торговые сношения, внутренний рынок, безопасные дороги. В ходе борьбы городов против их феодальных сеньоров, которая достигла вершины в XII веке, возникли высшие формы городского самоуправления — город-коммуна и город-рее публика. Зрелость феодализма проявилась в XII и XIII веках и в окончательном XIII веке римская церковь. Понти властного и энергичного политика, ознаменовал высшую точку в теократических притязаниях Рима. Казалось, в Европе нет силы, способной противостоять всемогуществу папы. Но развитие европейских стран пошло по иному пути. Идея теократической всеевропейской державы теряла свою силу перед лицом новой реальности — зарождающихся крупных национальных государств. В феодальном обществе появились более стойкие цементирующие силы, чем вассальная верность и хорошо налаженный аппарат церкви, — экономические силы. Они обусловили процесс консолидации и упрочения центральной власти.
Крестовые походы на Восток всколыхнули западный мир. Дальние земли явились теперь не только взору благочестивых паломников и отважных купцов, но и многочисленным толпам крестоносцев. Столкновение с живой реальностью отрезвило умы; фанатизм и восторженно-благочестивую экзальтацию первых участников походов сменил во второй половине XII и XIII веке более разумный подход к оценке событий, появился подлинный интерес к новым странам. Менялось положение человека в мире, расширялся его кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Безусловно, положение различных классов и сословий было в ту пору неодинаковым, различным было и их отношение к окружающему миру. Но феодальное общество, как цельный организм, достигнув своей зрелости, открывало перед своими членами большие по сравнению с ранним средневековьем возможности для развития и проявления творческих способностей, делало человека в большей степени вооруженным перед лицом природных и общественных сил. В различных сферах жизни росли притязания человеческой личности на признание. Жажду перемен отражали и ереси, которые с начала XII века становились все более грозными. Духовная жизнь Европы в XII и XIII веках пришла в движение, явилось желание осознать, охватить и свести воедино всю многоликость и сложность представшего мира. Теперь невозможно было полностью отвергнуть природу, которая начала приоткрывать перед пытливым умом свои тайны, и земную жизнь, в которой явилось место чувственным радостям и человеческому дерзанию. Их надо было объяснить или найти им оправдание. Культуру стал пронизывать мирской дух. В городах создавались светские школы, один за другим возникали университеты. Последние, хотя и находились под церковной опекой, стали рассадником средневекового свободомыслия. В Европе росла роль позитивного знания. В первой половине XII столетия Пьер Абеляр считал веру, не подкрепленную доводами разума, недостойной человека. В «Истории моих бедствий» он предстает как личность новой эпохи, наделенная богатой и сложной духовной жизнью, способная на самопознание. Философское учение номиналистов признавало примат реально существующих вещей перед
208 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-X1V ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКОВ 209
131 Собор в Шартре. Вид сверху. 1134—1260 гг. 132 Нервюрный свод. 1241 г. Обход хора собора Нотр-Дам. Реймс общими понятиями и было, по словам Маркса, «первым выражением материализма в средние века»45. Естественнонаучные и гуманистические штудии заняли видное место в Шартре и Оксфорде. Парижский университет стал в XIII веке ареной борьбы между сторонниками августиновского платонизма с его абсолютизацией веры и латинскими последователями Аверроэса, арабского комментатора Аристотеля. Труды великого грека приучали мысль к логической дисциплине, способствовали изучению природы. Мышление стало более всеобъемлющим и сложным. XII и особенно XIII столетия — эпоха универсальных сочинений, теологических «сумм», энциклопедических «зерцал», об- ширных компендиев. Авторы этих трудов рассматривали все — от бога до зверей и растений, от священной истории до кулинарного искусства. Мир являлся в этих трактатах единым, обозримым и законченным. Повествование было логически строго продумано, построено по принципу антитезы, субординации и движения от одной категории к другой. Анализируя мир, средневековые мыслители неизменно стремились обнаружить общее в частном, задавались целью воссоздать целое. Сложную форму повествования представлял собой развившийся в XII и XIII веках средневековый рыцарский роман, включавший исторические и географические сведе- 210 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-X1V ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-X1V ВЕКОВ 211
133 Собор в Шартре. Центральный неф 134 Виллар де Оннекур. Спящий юноша; ния, древние легенды, моральные сентенции. Страницы сочинений наполнились множеством бытовых и конкретных деталей, характерных поступков и жестов. Вещественной осязаемостью легендарного и чудесного, сказочной новеллистикой оказалась пропитана «Золотая легенда» — энциклопедический житийный свод, составленный в середине XIII века Якопо да Вараджине. Материализм, трезвая рассудочность, привязанность к колоритным сценам обыденной жизни отличали рождавшуюся литературу городского сословия, говорившую на народных языках. На родном языке создавалась поэзия провансальских трубадуров, французских труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». И хотя это была рыцарская поэзия, обращение к живому языку говорило о демократизации культуры. Усложнившийся мир эмоциональных движений нашел отражение в музыке. Парижская школа Нотр-Дам заменила унисонное пение началами полифонии. В центре внимания мыслителей и художников все чаще оказывались проблемы человеческой личности. В ней начали замечать индивидуальные качества. Герои литературных произведений и исторических хроник действовали теперь не только в соответствии со своим саном и предписанными нормами поведения, но повинуясь обстоятельствам и свойствам собственной натуры с ее достоинствами и недостатками; обнажилось личностное начало. Философы XIII века воспринимали личность как нерасторжимое единство 212 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII—XIV ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКОВ 213
души и тела. Дуне Скот утверждал неповторимость каждого индивида. Моральная оценка поведения человека оставалась главным критерием; вместе с тем важнейшей чертой героя высокого средневековья, и в романе и в житии, стала его красота. Секуляризация культуры, рост свободомыслия, еретические движения вызвали сопротивление церкви. Она была беспощадна к еретикам, с XI века их публично сжигали на кострах. На борьбу против ересей и университетского свободомыслия выступили нищенствующие ордены. Церковь стремилась нейтрализовать успехи позитивного знания, приспособить их к своим нуждам, сохранить престиж христианства. В интеллектуальной области эту задачу выполнил Фома Аквинский 135 Эрвин фон Штейнбах. Окно-роза на западном фасаде собора в Страсбурге. Ок. 1280 г. (1225—1274), который мирил в своих сочинениях рациональное познание с верой, философию с богословием. Разум, по его мысли, был призван подтверждать и истолковывать истины откровения, наука объявлялась служанкой богословия. Компромисс философии Фомы Ак-винского свидетельствовал об относительном равновесии общественных и духовных сил в европейском обществе XIII века: новое еще не было в силах преступить границы привычного и освященного. В этих условиях совершалось сложение грандиозного художественного синтеза готики, осуществленного в главном ее феномене — городском кафедральном соборе. Сохранение ведущей роли архитектуры в готическую эпоху весьма 136 Христос и апостолы. Витраж «розы алхимиков». Ок. 1268 г. Париж, собор Нотр-Дам 214 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X1I-XIV ВЕКОВ 215
137 Иоанн Креститель. Статуя север 138 Прекрасная Мадонна. Дерево. 1400г. знаменательно. Зодчество, выступающее вещественным воплощением общих, отвлеченных идей, пребывающее на грани конструкции и изображения, оперирующее математическими символами и пространственными ритмами, оказалось ближе всего синтезирующему мышлению времени. Не случайно теоретическая мысль XII и XIII веков первой среди низших «механических» искусств стала возвышать архитектуру до ранга «свободных». Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, возникла как результат их равнодействующей. Ни одно явление того времени, как бы значительно оно ни было, будь то «коммунальные революции» или борьба за упрочение центральной власти, папская теократия, схоластика или рыцарская культура, массовые движения, из- 216 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XJV ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКОВ 217
139 Изображения месяцев. Рельеф цокольной зоны портала собора в Амьене. Ок. 1236 г. менение пространственных представлений или рост строительного мастерства, не может по отдельности объяснить происхождение и развитие готики. Готика зародилась во владениях французских королей, и государи других стран — Англии, Испании, Чехии — внедряли готику как символ христианской монархии, но готическую архитектуру распространяли и монашеские ордены. Со- бор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях — связь с рыцарской культурой. Сущность готики — в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Это балансирование на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту, захватывающую пронзительность. В единстве противоположностей, в многозначности готического феномена и следует искать причину противоречивости оценок, которых удостаивалась готика на протяжении веков. Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании строительного каркаса. Основу готической конструкции составлял крестовый нервюрный свод. Обычай подчеркивать ребра свода выступающими рядами камней, а также применение арок для поддержания сводов были известны задолго до готической поры. Не были новшествами и другие части готической конструкции, но, сведенные воедино, они получили качественно новое звучание, оказались пронизанными внутренней строительной логикой. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры первоначально соединяли щековы-ми арками, затем перебрасывали две диагональные арки — оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Образующие свод арки получили название нервюр. Они были призваны нести и скреплять распалубки, которые выкладывали из облегченных плит камня. 218 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII—XIV ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-XIV ВЕКОВ 219
140 Зал капитула. Ок. 1300 г. Мальборк, замок, верхний дворец 141 Суконные ряды. 1284 — 1364 гг. и 1482—1486 гг. Брюгге Нервюрный свод выгодно отличался от массивного романского еще и тем, что точки приложения сил тяжести и распора становились предельно ясными для строителей. Важным нововведением готической архитектуры стало последовательное использование стрельчатых арок в качестве сначала торцовых, а затем и диагональных нервюр. Они обладали меньшим распором, главное давление было направлено вниз, на опору. Устои, а не стена, стали рабочей частью готической архитектуры. Для того чтобы снять возникавшие нагрузки, боковой распор сводов гасили за счет самостоятель- ного элемента конструкции, вынесенного за пределы наружных стен, — подпорного уступчатого столба, контрфорса. В зданиях с базиликальным разрезом, где средний неф был выше боковых и между наружной стеной бокового нефа и поднятой частью центрального существовал пространственный разрыв, становилось необходимым применение специальной соединительной арки — аркбутана, которая перебрасывалась от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Помимо бокового распора сводов готические соборы испытывали давление арочных конструкций, 220 КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XI1-XIV ВЕКОВ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII-X1V ВЕКОВ 221
расположенных по продольной оси. В погашении их распора определенную роль играли башни при входе и опоры средокрестия, кладка которых была массивнее остальных. Выделение строительного каркаса и изменение роли стены (она превращалась в заполняющий и ограничивающий элемент здания) открывали возможность для создания значительных проемов, что облегчало архитектуру, давало ей возможность стремительно расти вверх. Не следует, однако, переоценивать рационализм средневековых зодчих. Художественное сознание той эпохи не отделяло еще инженерный расчет от духовного содержания архитектуры. Строители готических собо- 142 Иллюминованная страница готиче-скойрукописи, «Бревиарий Карла У». Вторая половина XIVв. Париж, Национальная библиотека ров отчетливо понимали конструк Многозначность заключена в основном элементе готической конструкции — нервюрном своде. Нервюры несут свод, являются его конструктивной основой и в то же время изображают конструкцию, делают зримыми ее силовые линии. Но в дальнейшем это единство нарушает- ся. В опорах конструктивная и изобразительная функции оказываются расщепленными. Давление арок направлено вниз, скрыто внутри, концентрировано по оси опор. Пучки же колонн, окружающие устои, лишь номинально поддерживают нервюры, изображают конструкцию, но не являются ею. Истинная и зрительно воспринимаемая конструкция, подлинная работа динамических сил и их изображение средствами архитектуры имеют противоположное направление: давление сводов, воспринимаемое опорами, аркбутанами, контрфорсами, направлено вниз, в то время как служебные колонны, стрельчатые арки, пинакли, башенные шатры устремляют динамическую энергию здания ввысь. Динамика пронизала пространство готического храма, оно обрело ликующую одухотворенность, стало стремиться к единству. Особая роль в этом принадлежала свету. Огромные окна уничтожали в готике стену, ее заменила светящаяся преграда — витраж. Пронизанный солнечными лучами, он в наибольшей степени воплощал представления средневековья об одухотворенности материи. Но готика — искусство сосуществующих противоположностей. Бесплотному витражу противостояла начавшая возрождаться монументальная круглая пластика. Низкие боковые нефы подчеркивали взлет центрального, массивные у основания башни завершались тающим на недосягаемой высоте кружевом шатров и шпилей. Готическое здание не существует, не покоится, как романское, оно рождается, развивается, становится на глазах у зрителя. У него появилась еще одна грань измерения — время. Но это время неотторжимо от движения пространства и витальных энергий готических масс. Готика знает развитие и усложнение архитектурной темы, повторы и антитезы. Не случайно Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией»47. Производство крупных строительных работ, связанных с возведением готических соборов, вызвало к жизни появление строительной ложи — значительного и подвижного объединения ремесленников разных специальностей. Ложа была образовательным центром и рабочим местом средневекового зодчего. Готический архитектор должен был, прежде чем стать во главе стройки, овладеть ремеслом каменщика, мастерством скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания48. Он должен был совершать образовательные путешествия и позднее доказать свое умение на большом строительстве. Роль главного мастера стала теперь значительной. Мы знаем имена многих готических архитекторов, труд их ценили современники. Обладавшего обширными знаниями зодчего стали именовать на манер ученых схоластов «доктором». Выразительный памятник эпохи — альбом французского зодчего XIII века Виллара де Оннекура. Это книга образцов, призванная помочь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|