Упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые, как эвристические
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция/подраздел 2) эвристические методы решения творческих проблем
Предварительные замечания: * Напомним, что эвристику можно понимать как совокупность процедур, методов, нацеленных на решение творческих, нестандартных проблем. База для возникновения эвристики (вообще, всех стремлений рационализировать творчество): - если гениальное открытие было сделано, то элементы этого как-то уже существовали! Фултон догадался поставить на парусник паровую машину, но и парусник, и паровая машина уже были в этом мире. Следовательно, их можно было совместить и без Фултона; - исторические исследования контекста великих открытий показывают, как много было сделало, и как близки были к великим открытиям многие люди (проблематика повторных открытий и ко). Следовательно, великие открытия можно как-то предугадать! - современная наука «покоряет» все вокруг себя, все становится открыто к пониманию! Неужели творчество останется вне подобного процесса!? + возможно, в данном случае речь может идти о специфической презумпции невиновности: покуда никто не доказал, что творчество не может быть рациональным процессом, мы вправе предполагать последнее; + если бы кто-то взялся прогнать через ЭВМ (можно, чуть помогая ей) данные, которые были у Менделеева перед его открытием, и машина смогла бы выйти на известную таблицу химических элементов, то это дало бы хороший * Не надо жестко отрывать классическую методологию от эвристики; современные метод/методы можно и нужно понимать, как некий идеал для любого продуктивного творческого приема/эвристики. В этом плане, очевидно, что любой современный общепризнанный, общеизвестный метод (анализ, синтез, моделирование и т.д.), когда-то был уникальным приемом какого-то конкретного человека, который впервые открыл и начал использовать его. Затем, эффективность этого оригинального изобретения становилась всё более очевидной всё большему количеству людей. В конечном счете, оригинальный метод (конкретный прием/эвристика) превращался («перерастал») в общепризнанный метод получения нового знания.
* Разработаны индивидуальные и коллективные методы решения творческих проблем. Нас здесь интересуют индивидуальные методы. Но достаточно часто во время общего обсуждения индивидуальные и коллективные методы упоминаются вместе. В таких случаях мы не будем исключать упоминания о методах коллективного творчества в данном разделе, посвященном методам индивидуального творчества. * Границу, отделяющую рациональные методы решения творческих задач от общих рекомендаций использовать что-то для активизации бессознательного творчества, можно обозначить следующим случаем. В одном научно-фантастическом рассказе описывается случай того, что однажды в дикой спешке сотню самым известных интеллектуалов США (математики, физики, химики и др.) собрали на секретной базе ЦРУ Им продемонстрировали кинопленку (чтобы она попала в США, поплатились жизнью два агента ЦРУ), из которой следовало, что советская баллистическая ракета взлетала с нарушением закона гравитации. Директор ЦРУ передал собравшейся научно-технической элите, что, согласно распоряжению Президента США, им предписано/приказано оставаться здесь до тех пока они не поймут в чем дело. После месяца напряженнейшей работы, ученые смогли открыть условия, при которых закон гравитации не действовал. После им сообщили о том, что пленка и шпионская история – мистификация. Предположим, что «метод ложного утверждения наличия решения» является последним рационалистическим методом решения творческих проблем. Это последний минимум рациональной помощи в решении творческих проблем, дарующий надежду. Ее полностью лишены те, кто считает творчество нерациональным процессом (которые в сути утверждают, что творчество аналогично требованию: «пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что»).
* Некоторые авторы считали, что творчество может быть полностью рациональным (рутинным) процессом (Ф. Бэкон, Р. Луллий, Г.С. Альтшуллер и др.). Другие не так оптимистичны. В идеале видится объединение разработчиков методологии решения творческих задач в строгой, количественной классификации: эти считают, что 100 % творческих задач могут быть решены с помощью специальных методов, другие, что только 90 % … Но ничего подобного, конечно, сделать нельзя – слишком сложен предмет. Хотя аргументы, идеи сторонников 100 % решения проблем интересно и нужно иметь в виду. * Еще раз напомним, что ТРИЗ Г.С. Альтшуллера будет отдельно. * Краткое изложение эвристической проблематики дадим в следующей последовательности: - исторические (до современных, настоящих творцов эвристики – Больцано и Дункера) примеры эвристических приемов; - упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые как эвристические; - существующие общие классификации, сборы эвристических методов; - конкретные эвристические методы, которые мы как-то начали разрабатывать.
+ проблема: В некоторых случаях возникает сомнение, как трактовать тот или иной феномен. К примеру, куда относить список контрольных вопросов А. Осборна. С одной стороны, этот список достаточно развернут, включает в себя много разных методик, ведет от постановки проблемы к ее решению, т.е. его можно дать в нашем разделе «существующие общие классификации эвристических методов». С другой стороны, этот список связан именно с именем Озборна и воспринимается именно как определенный подход, т.е. его, в принципе, можно дать в нашем разделе «множество конкретных эвристических методов». В данном и ряде сходных случаев мы согласились с последним, но, в конечном счете, это больше иррациональный, чем доказательный выбор. + проблема: Читал, что есть что-то интересное в следующих книгах и подходах: Энгельмейер П.К. Пособие начинающим изобретателям. СПб., 1912; Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М., 1922; Геллерштейн С.Г. Психотехника (стенограмма пяти лекций). М., 1926. Но не смог найти и проработать эти книги. Хотя, вполне возможно, что там нет особо интересного, или, все интересное оттуда уже давно взяли.
Исторические (до современных, настоящих творцов эвристики – Больцано и Дункера) примеры эвристических приемов Есть только один пример. В трактате «Искусство решать задачи» математик и логик Папп Александрийский (III в. н.э.) считает, что для «задач на доказательство» основное эвристическое правило следующим: Если у вас есть догадка, то выведите из нее следствия. Если вы придете к следствию, о котором известно, что оно ложно, то догадка была ложной. Если вы придете к следствию, о котором известно, что оно истинно, то измените порядок доказательств на противоположный, и если догадка может быть выведена из этих истинных следствий, то она была истинной». (по Пойа Д. Как решать задачу. М., 1961)
Упоминаемые в работах по эвристике философские подходы, методы, трактуемые, как эвристические Нередко, то, что мы даем в курсе философии как метод, принципы, выдвинутые теми или иными философами, в работах по эвристике упоминается с эпитетом эвристические. Так поступают или к эвристическому множеству относят следующие известные философские методы и принципы. Метод Сократа. Бритва Оккама: не выдумывай причин сверх необходимых или без необходимости не следует множить сущности. Правила рационального мышления Р. Декарта: 1. Никогда не принимай за истинное ничего, что бы ты не признал таковым с очевидностью. 2. Делить трудную задачу на столько частей, сколько потребуется, чтобы ее разрешить. 3. Располагай свои мысли в порядке, начиная с предметов простейших и постепенно переходя к познанию сложных. 4. Делай как можно более полные перечни предметов и явлений, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено. Правила «для совершенства определений, аксиом и доказательств» Б. Паскаля. 1. Не признавать ни одного хотя бы немного неясного или двусмысленного термина, которому не дано определения. 2. В определениях использовать только термины, известные в совершенстве или уже определенные. 3. Признавать аксиомами только положения в совершенстве очевидные. 4. Доказывать все положения, пользуясь в процессе доказательства только аксиомами, которые сами по себе очевидны, или положениями уже доказанными, или таковыми положениями, относительно которых может быть достигнуто согласие. 5. Никогда не допускать злоупотребления, заключающегося в двусмысленности терминов. 6. Производить мысленную замену терминов их определениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|