Существующие общие классификации, сборы эвристических методов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Б. Больцано (1837) выделял 14 общих эвристических правил: - точно сформулировать вопрос и ограничить область исследования; - выдвинуть гипотезы при помощи метода индукции; - проверить правильность всех суждений, используемых в решении; - и др. Э. де Боно (1970) выделяет следующие разновидности эристик: - порождение альтернативных гипотез, - критика допущений, - запрет критики новых идей, - освобождение от доминирующих идей, - деление задач на части (не обязательно точное и корректное), - противоположное движение в ходе решения, - мозговой штурм, - аналогия, - выбор предметных областей, связанных с задачей, и последовательное переключение внимания с одной на дургую, - случайное, нерагментированное заимствование идей из далеких от задачи областей, - снятие строгих определений и работа с размытыми представлениями, - снятие блокировки, которую задают решения, кажущиеся очевидными или «заведомо правильными», - использование каких-либо идей. Как путей к другим решениям, - анализ понятий задачи для нахождения новых путей решения, - точное определение проблемы, - анализ и оценка неудачных попыток, - использование требований задачи как способа выделения новых путей решения, - определение соотношений предлагаемых идей и требований задачи, оценка достоинств и недостатков идей. Л.М. Фридман (Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977) различает три вида эвристических приемов: 1) разбиение задачи на подзадачи, 2) преобразование задачи (сближение данных и искомых, переформулирование задачи), 3) применение вспомогательных элементов (замена неизвестных, замена одних неизвестных другими, …). И.И. Ильясов (Система эвристических приемов решения задач. М., 1992) выделяет два существенных признака большинства эвристических средств:
операциональный состав и познавательный результат применения (обобщение, включение в структуру и т.п.). Группировка по сходству результата: 1. Анализ условий задачи (анализ данных, требований конфликта), 2. Доопределение, развертывание определений явлений, на основе которых строится задача (движение от конца к началу, подведение под логические категории, под диалектические категории, сближение данных и цели. резонанс). 3. Изменение уровня обобщенности задачи (ее обобщение и/или конкретизация). 4. Включение в новые связи (подведение под компоненты деятельности, включение в другие, возможно, неизвестные структуры, введение дополнительных элементов или отношений, перструктурирование). 5. Анализ допущений (выделение доминирующих идей, критика очевидных решений, поиск лишних условий). 6. Моделирование (перекодирование текста задачи в схему/модель, символическая запись задачи). 7. Выдвижение любых гипотез (маловероятных, противоположных и т.п.). 8. Обоснование принятия и утверждения гипотез (анализ достоинств и недостатков гипотез). 9. Переключение на другие проблемы (параллельные решения нескольких задач, перерыв в решении)ю 10. Вживание в образ явлений, на основании которых строится задача (принятие роли объекта или процесса, участвующего в задаче, «метод демонов» Максвелла). 11. Регулирование уровня уверенности в себе (повышение или понижение его). Ильясов выделяет также: - анализ задачи «с разных сторон», - комбинаторика свойств явлений, на которых строится задача, - поиск сначала общей, а потом частной идеи и наоборот. Из указанных трех приемов получаются два составных: - морфологический анализ (включает «анализ с разных сторон» и комбинаторику) и - определение области поиска неизвестного (поиск общей и частной идеи и анализ «с разных сторон»).
Далее выделенные семейства на основе двух критериев (степень репродуктивности/продуктивности приемов и содержание фазы решений), распределяются по этапам решения творческой задачи. На ранних стадиях используются более репродуктивные, а на поздних более продуктивные и неопределенные приемы. Отсюда: 1-я фаза процесса решения – анализ условий задачи: - выделение данного. Искомого, известных и неизвестных явлений задачи, - отнесение явлений задачи к объектам и процессам, первичное моделирование их свойств, - установление основой трудности (конфликта0 задачи, 2-я фаза процесса решения – поиск неизвестного задачи (выдвижение гипотез): 1-ый этап – доопределение условий: - понижение уровня возбуждения, - развертывание определений понятий, относящихся ко всем явлениям задачи, выведение других характеристик явлений задачи как следствие наличия у них свойств, заданных в определениях, вторичное моделирование выведенных новых свойств явлений, - сближение данных и требований задачи, 2-ой этап – поиск неизвестного с помощью более определенных по содержанию приемов: - повышение уровня уверенности в себе, - нахождение и использование сходной задачи, - определение области поиска неизвестного, - вживание в образ явлений задачи, - разбиение задачи на части, 3-ий этап – поиск неизвестного с помощью приемов, менее определенных по содержанию: - обобщение задачи, - ее конкретизация, - переструктурирование явлений задачи, - формулирование и решение обратной задачи, - выдвижение любых гипотез, 3-я фаза решения – проверка и анализ гипотез: - проверка выдвинутых гипотез, - выделение их оснований, - анализ достоинств и недостатков гипотез, - рассмотрение причин их негодности и опровержения, - выявление сходства идей и дополнительных условий в выдвигаемых гипотезах. У В.Ф. Спиридонова (2000, 2006) критерий классификации объект приложения эвристик в процессе решения. Отсюда: 1. эвристики, направленные на работу с задачей: анализ условий с точки зрения цели, расчленение проблемной ситуации на части, переструктурирование, поиск более простой задачи-заместителя, выявление дополнительных условий и т.д.,
2. эвристики, выводящие на решение: генерирование различных гипотез, включение в новые структуры, остранение (ввел В. Шкловский = сделать странным, непривычным, увидеть в новом свете), поиск «свежего взгляда на задачу» и т.п. 3. эвристики, направленные на работу с собственным мышлением: поиск ошибок в собственном мышлении, рефлексия использованных способов решения и т.д. 4. эвристики, направленные на оптимизацию процессов решения: перерыв в решении, одновременное решение нескольких задач, регламентация процесса решения, и т.д. 5. способы достижения креативного состояния: определенные «ритуалы» начала работы, блокировка критики, соответственные внешние условия (например пешие лесные прогулки) и т.д. Дж. Джонс (Инженерное и художественное конструирование. М., 1976) делит эвристики на три группы, которые описывает с помощью метафор: 1) решатель как «черный ящик», 2) решатель как «прозрачный ящик», 3) решатель как «самоорганизующаяся система».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|