Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существующие общие классификации, сборы эвристических методов




Б. Больцано (1837) выделял 14 общих эвристических правил:

- точно сформулировать вопрос и ограничить область исследования;

- выдвинуть гипотезы при помощи метода индукции;

- проверить правильность всех суждений, используемых в решении;

- и др.

Э. де Боно (1970) выделяет следующие разновидности эристик:

- порождение альтернативных гипотез,

- критика допущений,

- запрет критики новых идей,

- освобождение от доминирующих идей,

- деление задач на части (не обязательно точное и корректное),

- противоположное движение в ходе решения,

- мозговой штурм,

- аналогия,

- выбор предметных областей, связанных с задачей, и последовательное переключение внимания с одной на дургую,

- случайное, нерагментированное заимствование идей из далеких от задачи областей,

- снятие строгих определений и работа с размытыми представлениями,

- снятие блокировки, которую задают решения, кажущиеся очевидными или «заведомо правильными»,

- использование каких-либо идей. Как путей к другим решениям,

- анализ понятий задачи для нахождения новых путей решения,

- точное определение проблемы,

- анализ и оценка неудачных попыток,

- использование требований задачи как способа выделения новых путей решения,

- определение соотношений предлагаемых идей и требований задачи, оценка достоинств и недостатков идей.

Л.М. Фридман (Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977) различает три вида эвристических приемов:

1) разбиение задачи на подзадачи,

2) преобразование задачи (сближение данных и искомых, переформулирование задачи),

3) применение вспомогательных элементов (замена неизвестных, замена одних неизвестных другими, …).

И.И. Ильясов (Система эвристических приемов решения задач. М., 1992) выделяет два существенных признака большинства эвристических средств:

операциональный состав

и

познавательный результат применения (обобщение, включение в структуру и т.п.).

Группировка по сходству результата:

1. Анализ условий задачи (анализ данных, требований конфликта),

2. Доопределение, развертывание определений явлений, на основе которых строится задача (движение от конца к началу, подведение под логические категории, под диалектические категории, сближение данных и цели. резонанс).

3. Изменение уровня обобщенности задачи (ее обобщение и/или конкретизация).

4. Включение в новые связи (подведение под компоненты деятельности, включение в другие, возможно, неизвестные структуры, введение дополнительных элементов или отношений, перструктурирование).

5. Анализ допущений (выделение доминирующих идей, критика очевидных решений, поиск лишних условий).

6. Моделирование (перекодирование текста задачи в схему/модель, символическая запись задачи).

7. Выдвижение любых гипотез (маловероятных, противоположных и т.п.).

8. Обоснование принятия и утверждения гипотез (анализ достоинств и недостатков гипотез).

9. Переключение на другие проблемы (параллельные решения нескольких задач, перерыв в решении)ю

10. Вживание в образ явлений, на основании которых строится задача (принятие роли объекта или процесса, участвующего в задаче, «метод демонов» Максвелла).

11. Регулирование уровня уверенности в себе (повышение или понижение его).

Ильясов выделяет также:

- анализ задачи «с разных сторон»,

- комбинаторика свойств явлений, на которых строится задача,

- поиск сначала общей, а потом частной идеи и наоборот.

Из указанных трех приемов получаются два составных:

- морфологический анализ (включает «анализ с разных сторон» и комбинаторику)

и

- определение области поиска неизвестного (поиск общей и частной идеи и анализ «с разных сторон»).

Далее выделенные семейства на основе двух критериев (степень репродуктивности/продуктивности приемов и содержание фазы решений), распределяются по этапам решения творческой задачи. На ранних стадиях используются более репродуктивные, а на поздних более продуктивные и неопределенные приемы. Отсюда:

1-я фаза процесса решения – анализ условий задачи:

- выделение данного. Искомого, известных и неизвестных явлений задачи,

- отнесение явлений задачи к объектам и процессам, первичное моделирование их свойств,

- установление основой трудности (конфликта0 задачи,

2-я фаза процесса решения – поиск неизвестного задачи (выдвижение гипотез):

1-ый этап – доопределение условий:

- понижение уровня возбуждения,

- развертывание определений понятий, относящихся ко всем явлениям задачи,

выведение других характеристик явлений задачи как следствие наличия у них свойств, заданных в определениях, вторичное моделирование выведенных новых свойств явлений,

- сближение данных и требований задачи,

2-ой этап – поиск неизвестного с помощью более определенных по содержанию приемов:

- повышение уровня уверенности в себе,

- нахождение и использование сходной задачи,

- определение области поиска неизвестного,

- вживание в образ явлений задачи,

- разбиение задачи на части,

3-ий этап – поиск неизвестного с помощью приемов, менее определенных по содержанию:

- обобщение задачи,

- ее конкретизация,

- переструктурирование явлений задачи,

- формулирование и решение обратной задачи,

- выдвижение любых гипотез,

3-я фаза решения – проверка и анализ гипотез:

- проверка выдвинутых гипотез,

- выделение их оснований,

- анализ достоинств и недостатков гипотез,

- рассмотрение причин их негодности и опровержения,

- выявление сходства идей и дополнительных условий в выдвигаемых гипотезах.

У В.Ф. Спиридонова (2000, 2006) критерий классификации объект приложения эвристик в процессе решения. Отсюда:

1. эвристики, направленные на работу с задачей: анализ условий с точки зрения цели, расчленение проблемной ситуации на части, переструктурирование, поиск более простой задачи-заместителя, выявление дополнительных условий и т.д.,

2. эвристики, выводящие на решение: генерирование различных гипотез, включение в новые структуры, остранение (ввел В. Шкловский = сделать странным, непривычным, увидеть в новом свете), поиск «свежего взгляда на задачу» и т.п.

3. эвристики, направленные на работу с собственным мышлением: поиск ошибок в собственном мышлении, рефлексия использованных способов решения и т.д.

4. эвристики, направленные на оптимизацию процессов решения: перерыв в решении, одновременное решение нескольких задач, регламентация процесса решения, и т.д.

5. способы достижения креативного состояния: определенные «ритуалы» начала работы, блокировка критики, соответственные внешние условия (например пешие лесные прогулки) и т.д.

Дж. Джонс (Инженерное и художественное конструирование. М., 1976) делит эвристики на три группы, которые описывает с помощью метафор:

1) решатель как «черный ящик»,

2) решатель как «прозрачный ящик»,

3) решатель как «самоорганизующаяся система».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...