Приоритетные направления государственной молодежной политики
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом. Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям: · вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; · развитие созидательной активности молодежи; · интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: · системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; · выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
· вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты: · «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"»; · «Доброволец России»; · «Карьера»; · «Молодая семья России».
Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"» являются: · вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; · развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; · развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; · формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
Указанный проект адресован молодым гражданам Российской Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с молодежью. Основными видами работ в рамках данного проекта являются: · развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); · развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи; · развитие молодежных информационных проектов и программ; · популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы; · разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан; · разработка специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации; · участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.
Основными целями проекта «Доброволец России» являются: · мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; · формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; · развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. · Основными видами работы по реализации указанного направления являются: · развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений; · формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом; · привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.
Указанный проект адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 25 лет, живущему в Российской Федерации. В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив молодежи, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.
Основными целями проекта «Карьера» являются: · самоопределение молодежи на рынке труда; · развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: · на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; · на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; · на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; · на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; · на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; · на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда. По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы: от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы; молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения. В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи. Основными целями проекта «Молодая семья России» являются: · укрепление института молодой семьи; · увеличение количества благополучных семей в России; · пропаганда ответственного родительства. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: · пропаганда семейных ценностей среди молодежи; · формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; · подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи; · содействие в обеспечении жильем молодых семей. Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям. В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.
Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». Основными целями проекта "Команда" являются: · обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью; · развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью; · вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. · К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся: · распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;
· развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи; · привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества; · привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти; · привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности; · популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни; · привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти; · поддержка молодежных общественных организаций и объединений; · включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.
Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности. Для достижения этой цели планируется осуществить: · поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи; · развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; · поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны; · привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения; · внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи; · вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий; · популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в мировом сообществе. Указанный проект рассматривает в качестве адресата всех молодых граждан Российской Федерации, обладающих мотивацией к деятельности в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.
Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу». Основными целями проекта «Шаг навстречу» являются: · оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество; · вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества; · развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. · Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие: · выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; · развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; · развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; · распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни; · поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе. Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская молодежь в возрасте до 30 лет. Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. В этой связи приоритетными направлениями Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации. Для каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации. Для привлечения исполнителей приоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы. Предметом конкурсного отбора станут проекты и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями. К организации и проведению конкурсного отбора будут привлечены ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт работы в области молодежной политики. Информация о поддержанных проектах, об организациях победителях, ожидаемых результатах и о сроках их реализации будет доведена до сведения широкой общественности, в том числе в рамках работы создаваемой российской информационной молодежной сети. На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации.
Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.
К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения. Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются: · повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального); · сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума; · сокращение уровня безработицы в молодежной среде; · снижение уровня правонарушений среди молодежи; · повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; · повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества; · увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
В числе первоочередных мер по реализации Стратегии рассматривается разработка российской системы оценки эффективности государственной молодежной политики и положения молодежи в России, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности. Поскольку Стратегия носит комплексный характер, предполагается разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране. Источником исходной информации станут данные мониторингов положения молодежи в России, качественных оценок роли и места государственной молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками. Формируемая система измерения и измерителей обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер Стратегии, прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач государственной молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Помимо этого будут внесены коррективы и изменения в систему сбора данных государственного статистического наблюдения в части, отражающей актуальные задачи и приоритеты государственной молодежной политики, обоснованные настоящей Стратегией.
В описании Стратегии сказано: «В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений». В последнее время конкурсный подход получил широкое распространение и в сфере распределения бюджетных средств, выделенных на поддержку некоммерческих организаций, а точнее — наиболее социально значимых проектов НКО. Механизм государственного и муниципального заказа тоже подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги и опирается на основные принципы социального проектирования — актуальность, связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д. Несмотря на то, что представители органов власти, в первую очередь, тоже люди, со свойственными им рациональными, эмоциональными и нравственными мотивациями, их возможности ограничиваются существующей нормативно-правовой базой. Если коммерческая компания может позволить себе роскошь выделить в качестве целевого благотворительного пожертвования ту сумму, которую пожелает, и той организации, которая ей придется по душе, то бюджетные деньги, как говорят специалисты, трудно получить, но еще труднее — отдать. Ну, и отчитаться, конечно, не просто. Если в регионе не существует четко прописанный и законодательно закрепленный механизм финансирования проектной деятельности НКО со стороны бюджета, получить бюджетные деньги не представляется возможным, кроме как по договору закупки услуги способом запроса котировки цен. Но и это практически невозможно, если не существует региональной или местной практики включения НКО в реализацию целевых социальных программ.
Таким образом, чтобы получить финансирование из бюджета, НКО должны: · Знать местное, региональное и федеральное законодательство в части, предусматривающей бюджетную поддержку деятельности общественных организаций. · Осуществлять мониторинг изменений законодательства. · Предпринимать необходимые меры по обеспечению доступа к информации о возможностях использования бюджета по всем каналам, как официальным, так и неофициальным. · Иметь наготове собственные проектные предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|