Организационно-правовая система управления экономической сферой
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Судебный контроль. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. определяет виды, порядок создания и упразднения судов, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, конституционный (уставный) суд субъекта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела, по которым наказание предусмотрено до двух лет лишения свободы. Институт мировых судей находится в стадии формирования, но во многих субъектах РФ они уже начали функционировать <*>. Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в конце 1970-х гг. В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена принятым 27 апреля 1993 г. Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями). Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемленияими законных интересов личности.
Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство.
Общественный контроль Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в частности, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан (политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы. Особо важна роль профсоюзов. Согласно Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. <*>, они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, требовать от них устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения требования и принятых мерах. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, наделяя их соответствующими полномочиями. Профсоюзные инспектора труда, в частности, вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в органы, рассматривающие трудовые споры.
Контрольные полномочия в сфере исполнительной власти выполняют и некоторые другие общественные организации. Например, в Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах возрождаются добровольные народные дружины. Воссоздаются общественные пункты охраны порядка. Появились казачьи дружины, социально-профилактические центры, объединения собственников по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта. В целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно Указу Президента РФ от 6 ноября 2004 г. <*>, Комиссия по правам человека при Президенте преобразована в Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Основными задачами Совета являются: - содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту; - содействие правовому просвещению населения; - содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации; - организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов развития институтов гражданского общества и правам человека. Члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах, выполняют и другие важные задачи, указанные в Положении о Совете. 64 Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: 1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения выявленных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства; 2) по пресечению правонарушений: выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств; 3) по привлечению к ответственности виновных лиц: возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания; 4) по нормотворчеству: самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы, правила. Административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками: - отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов; - возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; - невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора; - наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами; - возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; - строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий. А дминистративный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности. Организационно-правовая система управления экономической сферой Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании прежде всего приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики России, ее регионов, различных отраслей, комплексов и секторов экономики. В межгосударственных и федеральных целевых программах определяются макроэкономические количественные показатели, дающие ответ на главный в настоящее время вопрос: за счет чего Правительство обеспечит ежегодный экономический рост на 7 - 8%, чтобы удвоить внутренний валовой продукт на душу населения к 2010 г. и тем самым повысить жизненный уровень народа, сократить бедность. Для решения особо приоритетных задач разрабатываются отраслевые стратегии, включая федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового характера. Поскольку экономические возможности развития страны определяются бюджетной обеспеченностью, управление этим развитием включает в себя также активное участие уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти в разработке федерального бюджета, исходя из достижения конкретных параметров экономического роста.
Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, базируется на предпринимательстве с сохранением в руках государства регулирующих функций. Цель государства - создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельно хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса для развития конкурентной среды на рынке товаров, услуг и работ. Преимущества малого предпринимательства несомненны: во-первых, для большого числа людей это естественный путь вхождения в экономические отношения в качестве активных субъектов; во-вторых, гибкость и мобильность данного сектора экономики, способность быстро реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию. Не случайно в развитых странах этот сектор является основным работодателем; на малый и средний бизнес приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннего валового продукта. В области управления развитием внутренней торговли основными задачами являются выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения страны. Важные задачи в области внешней и внутренней торговли призвана выполнять таможенная служба. Целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории России, участие в реализации торгово-аналитических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие структурной перестройке, выполнение других задач экономической политики страны. Средствами осуществления этой политики являются порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Комплексная информатизация таможенных операций рассматривается в качестве основы упрощения таможенных процедур и создания таможни, ориентированной на нужды участников внешней торговли. В деятельности органов исполнительной власти много внимания уделяется развитию сферы имущественных отношений. Особое внимание Правительство уделяет судьбе государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Вопрос о дальнейшей судьбе государственных учреждений, если они не приносят доходов и не обеспечивают выполнение государственных функций, решается в соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 г. "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" <*>.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|