Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления деятельности музейного кружка




Предисловие

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю музей МБОУ СОШ с. Улькунды является комплексным краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Республики Башкортостан, родного района, села, истории Великой Отечественной войны 1941-45 г., истории школы. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто".

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

· Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

· Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля

1995 г;

· Положение о статусе школьного музея

Ведущей идеей функционирования школьного краеведческого музея является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций. Музей оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.

Исходя из выше сказанного, определяются цели и задачи деятельности музея.

 

Целью деятельности школьного музейного кружка является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейного кружка – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы деятельности школьного музея решаются следующиезадачи:

- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

-активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала;

-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий;

- организация творческого досуга обучающихся, привлечение к участию в культурных программах районного, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, рапространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства;

-укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

 

 

Возраст занимающихся – 7-18 лет.

Группы – одновозрастные и разновозрастные из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив школьного музея, экскурсоводы).

Занятия с учащимися младшего школьного возраста (первый уровень) рассчитаны на несколько лет. Они носят подготовительный характер, подводя к последующему осознанию исторического значения предметов и явлений. Ведущий метод - игровой.

Направленность работы на втором уровне (средний школьный возраст) носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов учебников. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Цель работы на третьем уровне (старшеклассники) – пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к историческим образам, мировоззрению человека, отношению человека к обществу, другим людям. В основе занятий – диалог.

 

Основные направления деятельности музейного кружка

 

· Туристическое: походы, поездки, участие в программе «Родники», разработка новых маршрутов

· Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам Дуванского района, с. Улькунды, разработка новых экскурсий

· Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

· Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации

· Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин

· Шефская работа: учёт ветеранов, оказание им помощи в рамках традиционных школьных, районных и республиканских акций, поздравление с праздниками

· Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов

· Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с районным краеведческим музеем и музеями других учебных заведений района, сотрудничество с советом ветеранов и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...