Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы работы школьного музейного кружка




Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

· систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

· использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

· самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором жизни музея;

· помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;

· связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

· обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

· строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Формы работы в школьном музее

Учебная и воспитательная работа:

- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;

- уроки в музее; - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее; вне музея;

- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;

- экскурсии, встречи в музее


Особенности программы «Школьного музейного кружка»

 

Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих конкурсах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

·

1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Расписание работы кружка «Школьный музей»

Понедельник- 16.00-16.45

Среда- 16.00-16.45

Содержание программы

 

Введение

Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.

 

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности

Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

 

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

 

Учёт и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

 

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

 

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

 

Родной край в истории.

Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Материальные и духовные объекты культурного наследия.

 

Военная слава земляков. Районная акция «Скажем им спасибо!»

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Герои Советского Союза – наши земляки. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных, выпускников – участников локальных конфликтов и войн. Сбор информации у родственников и знакомых. Оказание шефской помощи ветеранам, живущим в районе школы.Сбор рассказов, видео-, фото- и аудиоматериалов о ветеране для экспозиции школьного музея (в рамках областной акции «Интервью с ветераном»). Оформление альбома добрых дел краеведческих отрядов классов.

Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.

Оформление в уголке военной славы экспозиции.

История нашей школы, его традиции.

Создание летописишколы (альманах и электронная версия)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, и республиканских архивах.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Оформление стендов «Участники Чеченских войн»,

«Воины Афганцы».

Сбор информации, фотографии и оформление стендов.

Моя семья в истории малой родины. Шежере.

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц и шежере. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов.

Исследовательская деятельность юного краеведа

Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

Подготовка и проведение лекций, классных часов

Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны, вклад Улькундинцев в дело Великой Победы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...