Принципы работы школьного музейного кружка
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: · систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея; · использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.; · самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором жизни музея; · помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда; · связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда; · обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея; · строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Формы работы в школьном музее Учебная и воспитательная работа: - практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы; - учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки; - уроки в музее; - встречи, читательские конференции - экскурсии в музее; вне музея; - самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания; - экскурсии, встречи в музее
Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для: - реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения; - осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования; - организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования. Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих конкурсах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей». Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций: · 1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения. 2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.
3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих движениях, федеральных, региональных и местных программ музейно-краеведческими средствами. В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований. Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области. Расписание работы кружка «Школьный музей» Понедельник- 16.00-16.45 Среда- 16.00-16.45 Содержание программы
Введение Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.
Организация работы школьного музея. Планирование деятельности Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Учёт и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Родной край в истории. Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство. Материальные и духовные объекты культурного наследия.
Военная слава земляков. Районная акция «Скажем им спасибо!» Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Герои Советского Союза – наши земляки. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных, выпускников – участников локальных конфликтов и войн. Сбор информации у родственников и знакомых. Оказание шефской помощи ветеранам, живущим в районе школы.Сбор рассказов, видео-, фото- и аудиоматериалов о ветеране для экспозиции школьного музея (в рамках областной акции «Интервью с ветераном»). Оформление альбома добрых дел краеведческих отрядов классов.
Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Оформление в уголке военной славы экспозиции. История нашей школы, его традиции. Создание летописишколы (альманах и электронная версия) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, и республиканских архивах. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Оформление стендов «Участники Чеченских войн», «Воины Афганцы». Сбор информации, фотографии и оформление стендов. Моя семья в истории малой родины. Шежере. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц и шежере. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов. Исследовательская деятельность юного краеведа Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях Подготовка и проведение лекций, классных часов Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны, вклад Улькундинцев в дело Великой Победы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|