Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе




Оглавление

Введение

1. Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе

1.1 Анализ подхода к исследованию восприятия в психологии

1.2 Общая характеристика понятий восприятие как когнитивного процесса: виды, свойства

2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия в подростковом возрасте

2.1 Этапы проведения эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического изучения особенностей восприятия в подростковом возрасте

Заключение

Список используемых источников

Приложение


Введение

 

Психические развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармоний окружающей среды. Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Будучи связанным, с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимся в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.

Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности индивидуально - психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обуславливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые - структурно развернуто.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема восприятия в подростковом возрасте является актуальной. В психологии существует ряд авторов занимающихся проблемой восприятия времени, пространства (А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Дружинена, С.П. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон), слуховое восприятия, зрительное восприятие, осязательное восприятие, (А.Р. Лурия), константность восприятия, восприятие фигуры и фона (Д.Н. Узнадзе, С.П. Рубинштейн), восприятие формы (В.Н. Дружинена, С.П. Рубинштейн), восприятие движения (С.П. Рубинштейн, А.Г. Маклаков), восприятие глубины, движения (Д.Э. Майерс).

Подростковый возраст - это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам.

Восприятие создается и развивается с детства. В начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде. В этих видах деятельности ребенок активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая гипотезы.

В школе на уроках геометрии, черчении и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект. Так у ребенка появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Восприятие в подростковом возрасте становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Исследование психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессам, требующим значительной аналитико-синтетической работы.

Таким образом, все выше сказанное позволяет нам утверждать, что проблема изучения особенности восприятия в подростковом возрасте является актуальной.

Цель исследования: изучить особенности восприятия в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. изучить состояние теоретической разработанности исследования восприятия в психологии.

2. эмпирически изучить особенности восприятия у подростков.

.   сформулировать выводы.

Объект исследования: восприятие

Предмет исследования: особенности восприятия в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: уровень проявления восприятия различен у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Методологической основой исследования: является принцип системности, принцип целостности, принцип объективности

Методы исследования:

1. анализ литературы по проблеме исследования;

2. метод тестирования ("Восприятия времени", "Методика оценки избирательности зрительного восприятия" Торндайка);

.   методы математической статистики;

Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами, практическими - психологами

восприятие подростковый психология когнитивный

Эмпирическая база исследования: данное эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №3 г. Лепеля.

Обследовалось 30 человек (учащиеся 11-го класса) подросткового возраста (от 16 до 17 лет).

% из общей численности составляют девочки (17 человек).

% из общей численности составляют мальчики (13 человек).

Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из 56 стр. и включает в себя:

.   Введение.

. Общую характеристику работы (актуальность проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, методологическая основа и методы исследования, практическая значимость полученных результатов и эмпирическая база исследования).

. Главу 1, где описывается проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе.

. Главу 2, где описываются эмпирические особенности восприятия в подростковом возрасте.

Заключение

Список используемых источников

Приложение


Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...